Решение об обязании органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения



№ 2-676 (10)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Яковенко Д.А.

при секретаре Серовой Л.П.,

с участием представителя истца помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Маленкова М.А.,

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области по доверенности Усова А.А.,

представителей третьего лица Администрации <данные изъяты> района Ростовской области по доверенности Лежневой М.А., Собочкина М.М.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зимовниковского района Ростовской области к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований Администрация <данные изъяты> района Ростовской области, <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Нижне-Донское управление Ростехнадзора, об обязании органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, суд

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Зимовниковского района Ростовской области обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, об обязании органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений. Согласно уточненных требований истец просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, выразившегося в не обращении в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного следующего недвижимого имущества, гидротехнических сооружений: - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6-4 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 120 м, высотой 4,5 м, ширина по гребню 6 м, расположенной на пруду русловом, находящемся на окраине <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 470 м, высотой 5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 3 части <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся севернее окраины <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 4 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 6 км северо-западнее <адрес>.

2. Возложить на администрацию <данные изъяты> сельского поселения обязанность, связанную с принятием мер к постановке на учет как бесхозяйного следующего недвижимого имущества, гидротехнических сооружений: - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6-4 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 120 м, высотой 4,5 м, ширина по гребню 6 м, расположенной на пруду русловом, находящемся на окраине <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 470 м, высотой 5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 3 части <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся севернее окраины <адрес>; - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 4 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 6 км северо-западнее <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований, в исковом заявлении указано следующее: «прокуратурой Зимовниковского района в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено следующее. На территории <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области расположены 6 бесхозяйных гидротехнических сооружений: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, ширина по гребню 4 - 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее <адрес>; плотина, паводковый водосброс по гребню 350 м, высотой 6 м, ширина по гребню 18 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 2,5 км. восточнее <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 120 м, высотой 4,5 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся на окраине <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 470 м, высотой 5 м, ширина по гребню 7 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 3 части <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 7 м, расположенная на пруду русловом, находящемся севернее окраины <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 200 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 4 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 6 км северо-западнее <адрес>. Указанные гидротехнические сооружения находятся в заброшенном состоянии и не соответствуют требованиям безопасности, предъявляемым ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области свидетельства о праве собственности в регистрационном органе на данные гидротехнические сооружения не выдавались. На балансе Зимовниковского сельского поселения не состоят. Таким образом, указанные плотины являются неучтенными. Пункты 8, 23, 26 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относят участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ст.ст. 1, 11 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от паводков и затоплений, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 Устава <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения. В соответствии со ст.ст. 3, 8 и 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно пунктам 5, 19, 20 ч. 2 ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области, не обращение администрации поселения в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обязании органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих совершить определенные действия, если этими действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц».

Представитель истца Маленков М.А. в судебном заседании требования искового заявления, поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области Усов А.А., в судебном заседании требования искового заявления не признал и просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на отсутствие денежных средств, для проведения требуемых мероприятий.

Представители третьего лица Администрации <данные изъяты> района Ростовской области по доверенности Лежнева М.А. и Собочкин М.М., в судебном заседании полагали, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Нижне-Донского управления Ростехнадзора, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон и третьих лиц, письменных и других доказательств.

Как было достоверно установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела: вышеуказанные гидротехнические сооружения (далее ГТС) расположены в границах муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение, находятся в заброшенном состоянии (л.д. 8). Так как собственник, балансодержатель и эксплуатирующая организация, не определены, кроме того, для всех ГТС требуется регулярное осуществление комплекса ремонтно-уходных работ (л.д. 119-131), суд считает, что все ГТС представляют реальную угрозу в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав на ГТС расположенные в границах муниципального образования Зимовниковского сельского поселения, отсутствуют (л.д. 61-66).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что также отражено и в п. 9 ч. 1 ст. 2 Устава МО Зимовниковское сельское поселение.

В соответствии со статьями 3, 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Изученными доказательствами подтверждено, что вышеуказанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений; представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Поскольку данные объекты (ГТС) расположены в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Зимовниковского района Ростовской области, то суд приходит к выводу о том, что не обращение администрации <данные изъяты> сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы Ростовской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зимовниковского района Ростовской области к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, об обязании органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, выразившееся в не обращении в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, следующих гидротехнических сооружений:

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6-4 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 120 м, высотой 4,5 м, ширина по гребню 6 м, расположенной на пруду русловом, находящемся на окраине <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 470 м, высотой 5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 3 части <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся севернее окраины <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 4 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 6 км северо-западнее <адрес>.

Возложить на администрацию <данные изъяты> сельского поселения обязанность, принять меры к постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, следующих гидротехнических сооружений:

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6-4 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 120 м, высотой 4,5 м, ширина по гребню 6 м, расположенной на пруду русловом, находящемся на окраине <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 470 м, высотой 5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 3 части <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 7 м, расположенной на пруду русловом, находящемся севернее окраины <адрес>;

- плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 4 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 6 км северо-западнее <адрес>;

в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме. С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться по истечении 5 дней со дня вынесения решения. Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: Д.А. Яковенко