№ 2-677 (10) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2010 года п. Зимовники Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Яковенко Д.А. при секретаре Серовой Л.П., с участием представителя истца помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Маленкова М.А., представителя ответчика Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области Крымского С.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зимовниковского района Ростовской области к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, ЗАО «<данные изъяты>» Зимовниковского района Ростовской области, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований Администрация <данные изъяты> района Ростовской области, <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Нижне-Донское управление Ростехнадзора, об обязании органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, суд УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ прокурор Зимовниковского района Ростовской области обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, ЗАО «<данные изъяты>» Зимовниковского района Ростовской области, об обязании органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения. Согласно уточненных требований истец просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, выразившегося в не обращении в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 10 м, шириной по гребню 11 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>. 2. Возложить на администрацию <данные изъяты> сельского поседения обязанность, связанную с принятием мер к постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 10м, шириной по гребню 11м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес> в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. В обоснование исковых требований, в исковом заявлении указано следующее: «прокуратурой Зимовниковского района в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено следующее. На территории <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области расположено 1 бесхозяйное гидротехническое сооружение: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 150 м, высотой 10 м, шириной по гребню 11 м, расположенная на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>. Указанное гидротехническое сооружение находится в заброшенном состоянии и не соответствует требованиям безопасности, предъявляемым ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области свидетельство о праве собственности в регистрационном органе на данное гидротехническое сооружение е выдавалось. На балансе Северного сельского поселения не состоит. Таким образом, указанная плотина является неучтенной. Пункты 8, 23, 26 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относят участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ст. 1, 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно - технических мероприятий по защите населения от паводков и затоплений, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 Устава <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения. В соответствии с ст. 3, 8 и 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно п.п. 5, 19, 20 ч. 2 ст. 50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «<данные изъяты>» Зимовниковского района Ростовской области, не обращение администрации поселения в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обязании органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих совершить определенные действия, если этими действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ». Представитель истца Маленков М.А. в судебном заседании уточненные требования искового заявления, поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области Крымский С.В., в судебном заседании требования искового заявления не признал и просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указав, следующее: «имеется решение <данные изъяты> о списании ГТС, данный объект списан. Бюджетом не предусмотрены на 2011 год затраты для оформления ГТС. Не согласен со сроками. Бюджет принят на 2011 год дефицитным. ГТС - плотина, паводковый водосброс, расположенное на пруду балочном, находящееся южнее окраины <адрес>, строилось о/с «<данные изъяты>» (ЗАО «<данные изъяты>»), для обеспечения водой овцекомплекса. Заполнение водоема производилось путем подачи воды по водоводу из <данные изъяты> оросительного канала. В связи с тем, что овцекомплекс «<данные изъяты>» не функционирует в течении последних 16 лет, необходимость в пользовании данным водоемом исчезла. Пруд превратился в небольшой водоем («лужу») размерами в ширину от 60 до 10 метров, длиной 450 метров и глубиной от 150 до 50 см. Пополнение пруда водой происходит за счет выпадения осадков в виде дождя и снега. Среднее количество атмосферных осадков составляет для нашей зоны 400-550 мм в год. На основании вышеизложенного считают, что ГТС не создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В случае возникновения аномальных природных явлений и резкого увеличения объема воды в пруду на расстоянии 2-х метров ниже гребня плотины находится паводковый водосброс, представляющий собой 4 асбестцементные трубы, диаметром 1,5 м каждая, который обеспечит сброс воды по балке <данные изъяты> и далее в реку <данные изъяты> Жилища граждан расположены вне балки, глубина балки составляет 5-6 м. В связи с тем, что ГТС не выполняет свои основные функции, а служит дорогой для перегона скота, проезда транспорта и не представляет реальной угрозы для возникновения ЧС, просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Зимовниковского района». Представители третьего лица Администрации <данные изъяты> района Ростовской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщили. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Зимовниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Нижне-Донского управления Ростехнадзора, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Представитель ЗАО «<данные изъяты>», в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, дополнительно указав, что спорная ГТС не состоит на балансе ЗАО «<данные изъяты>» и они не являются обслуживающей организацией. Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон и третьих лиц, письменных и других доказательств. Как было достоверно установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела: спорное гидротехническое сооружение (далее ГТС) расположено в границах муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение, находятся в заброшенном состоянии (л.д. 8). Акт о ликвидации спорного ГТС (л.д. 42) не может быть принят судом как доказательство отсутствия либо саморазрушения данного ГТС, так как данный акт содержит противоречивые сведения, содержит оценочные данные о целесообразности существования и содержания ГТС и фактически подтверждает наличие ГТС. Кроме того спорное ГТС включено в инвентаризационный список Нижне-Донского управления Ростехнадзора (л.д. 66-68). Так собственник, балансодержатель и эксплуатирующая организация, ГТС не определены. Указанное подтверждается данными ЗАО «<данные изъяты>» об отсутствии ГТС на балансе ЗАО «<данные изъяты>». Сведения ЗАО «<данные изъяты>» не противоречат и подтверждаются отсутствием государственной регистрации прав собственности на ГТС в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав (л.д. 32). На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорное ГТС является бесхозяйным. Кроме того, для ГТС требуется регулярное осуществление комплекса ремонтно-уходных работ (л.д. 68), суд считает, что ГТС представляют реальную угрозу в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, так как в случае разрушения ГТС в зону затопления попадает прибрежная часть х. Старорубашкин. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что также отражено и в п.п. 9, 24, 27 ч. 1 ст. 2 Устава МО <данные изъяты> сельского поселения. В соответствии со статьями 3, 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Изученными доказательствами подтверждено, что вышеуказанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения; представляющего реальную угрозу при возникновении чрезвычайной ситуации. Поскольку данный объект (ГТС) расположено в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Зимовниковского района Ростовской области, то суд приходит к выводу о том, что необращение администрации <данные изъяты> сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы Ростовской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Соответственно исковые требования в части установления 6 месячного срока для выполнения администрацией обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст.225 ГК РФ, являются излишними и необоснованными. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Зимовниковского района Ростовской области к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, ЗАО «<данные изъяты>» Зимовниковского района Ростовской области, об обязании органа местного самоуправления принять меры по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, выразившегося в не обращении в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, а именно: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 10 м, шириной по гребню 11 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>. Возложить на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области обязанность, обратиться в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, а именно: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 10м, шириной по гребню 11м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>. В остальной части требования прокурора Зимовниковского района Ростовской области оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме. С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться по истечении 5 дней со дня вынесения решения. Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья: Д.А. Яковенко