об обязании принять меры по постановке на учёт бесхозяйного ГТС



Дело № 2-683/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» декабря2010 года п. Зимовники

Судья Зимовниковского районного суда Ростовской области Хазова В.Н.,

при секретаре Дроздовой И.В.,

с участием помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Маленкова М.А.,

ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения - Крымского С.В.,

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения

- Усова А.А., действующего на основании доверенности.

представителей третьего лица Администрации <данные изъяты> района - Лежневой М.А.,

Собочкина М.М., действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зимовниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зимовниковского сельского поселения <адрес>, администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействие в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения админтстрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Иск заявлен в связи с тем, что, в результате проверки исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, на территории Северного сельского поселения <адрес> расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 120 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 8 м, расположенная на пруду балочном, находящемся восточнее <данные изъяты> х. <адрес>. На территории Зимовниковского сельского поселения расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее х. <адрес>. Указанные гидротехнические сооружения находятся в заброшенном состоянии и не соответствуют требованиям безопасности, предъявляемым ст.ст. 8, 9, 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации Зимовниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> свидетельства о праве собственности в регистрационном органе на данные гидротехнические сооружения не выдавались. На балансе Зимовниковского, северного сельских поселений не состоят. Таким образом, указанные плотины являются неучтенными. Пункты 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относят участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ст. ст. 1,11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от паводков и затоплений, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. В соответствии со ст. ст. 3, 8 и 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно пунктам 5, 19, 20 части 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» и «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес>, не обращение администрации поселений в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в.ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Просят: обязать орган местного самоуправления - администрацию <данные изъяты> сельского поселения, администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учет как бесхозяйных следующего недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее <данные изъяты> <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 120 м, высотой 3,5 м, шириной по гребню 8 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины х. <данные изъяты> <адрес>, - в <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 уточнил заявленные исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администраций <данные изъяты> и <данные изъяты> сельских поселений выразившихся в не обращении в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее <данные изъяты> <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 120 м, высотой 3,5 м, шириной по гребню 8 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины х. <данные изъяты> <адрес> и возложить на них обязанность принять меры по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанных гидротехнических сооружений, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации Зимовниковкого сельского поселения исковые требования прокурора не признал поскольку ГТС расположенная в 1 км. восточнее х. <данные изъяты> самоликвидирована, что подтверждается Актом о самоликвидации от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный главой администрации района.

Ответчик-глава северного сельского поселения исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что ГТС находится восточнее окраины х. <данные изъяты> района Ростовской области не представляет собой никакой опасности, угрозы жизни населению, поскольку находится в дали от населенного пункта.

Представитель администрации <адрес> суду пояснил, что согласно актов о ликвидации самоликвидации гидротехнических сооружений, утвержденных главой района, плотина, расположенная на территории <данные изъяты> сельского поселении самоликвидирована, а плотина, расположенная возле х. <адрес>, на территории <данные изъяты> сельскому поселению, имеет хозяйственную ценность и используется жителями населенного пункта.

Третьи лица, <данные изъяты>, <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обратились с заявлениями о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, находит, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с ст. 1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»№117-ФЗ нормы данного закона распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 3 данного закона плотины отнесены к гидротехническим сооружениям, т.е. к имуществу, представляющему потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации в случае его повреждения.

Проанализировав изученные материалы дела, объяснения сторон, суд установил, что в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения находится плотина, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6 м, расположен ной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее х. <данные изъяты> <адрес>. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В административных границах <данные изъяты> сельского поселения находится плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 120 м., высотой 3,5м., ширина по гребню 8 м., расположенная на пруд балочном, находящемся восточнее окраины х. <данные изъяты> <адрес>. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке сал, расположенной в балке мазанка имеется гидротехническое сооружение плотина, паводковый водосброс, который хозяйственно необходим, частично разрушен валнобоем верховой откос, по гребню плотины просадки, указано необходимо регулярно осуществлять комплекс ремонтно-уходных работ за счет средств собственника (л.д.115)

Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на пруду балочном в 10 км. от устья восточнее х. <данные изъяты> находится плотина. Паводковый водосброс, который хозяйственно необходим, потенциально не опасен, частично разрушен волнобоем верховой откос. По гребню плотины просадки, указано, что необходимо регулярно осуществлять комплекс ремонтно-уходных работ за счет средств собственника (л.д.117)

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений (обременении) прав на гидротехнические сооружения : плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 120 м, высотой 3,5 м, ширина по гребню 8 м, расположенная на пруду балочном, находящемся восточнее <адрес> х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее х. <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что плотины, указанные в исковом заявлении, расположенные на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> сельских поселений, в настоящее время не имеют собственника, т.е. являются бесхозяйным имуществом.

Исследованные материалы дела подтверждают, что в настоящее время собственник плотин, указанных в исковом заявлении, отсутствует; плотины требуют ремонта; меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения никем не принимаются.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной, недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно нормам Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представленного заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Также предусмотрено предоставление с заявлением минимального пакета документов, в том числе подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника.

Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения и глава <данные изъяты> сельского поселения не представили суду доказательств, подтверждающих факты обращения в соответствующие организации в целях сбора документов, необходимых для постановки на учет плотин; об обращении в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет плотин как бесхозяйного имущества для последующей регистрации права собственности, и проведения мероприятий по безопасному содержанию гидротехнических сооружений.

В соответствие со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных, техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического, сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию, работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 37 и 18 настоящего Федерального закона ущерб» нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Доводы прокурора о том, что плотины, расположенные на территории <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения в случае из разрушения представляют потенциальную угрозу интересам неопределенного круга лиц, подтверждаются сведениями, содержащимися в инвентаризационных карточках на эти плотины, а также установленным законом определением гидротехнического сооружения как объекта, представляющего собой потенциальную угрозу возникновения опасности для окружающей природной среды и благополучия человека.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе плотин в качестве бесхозяйного имущества, и в дальнейшем оформление в соответствии с законом права муниципальной собственности на бесхозяйные плотины, является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц, так как предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Отсутствие средств в местном бюджете на совершение действий по постановке на учет плотин в регистрирующем органе, в дальнейшем на регистрацию права собственности и последующего содержания гидротехнических сооружений, не дает права ответчику не исполнять законодательство по обязанности оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, а также не исполнить законодательство по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответчиком не представлено доказательств того, что им принимались меры по установлению стоимости подготовки документов для постановки плотин на учет в качестве бесхозяйного имущества, а также того, что при формировании бюджета обсуждался вопрос о финансировании этих мероприятий.

Обращение бесхозяйного объекта в собственность сельского поселения позволит привести плотины в безопасное состояние за счет средств местных бюджетов и возможных выделенных целевых субсидий из бюджетов других уровней.

Поскольку в судебном заседании доказано, что бездействием администрации <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения которое выразилось в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе указанных в иске плотин как бесхозяйного имущества нарушаются права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды, материальных ценностей от возможных несчастных случаев, аварий и других чрезвычайных ситуаций, исковые требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд не может согласиться требованиями прокурора об установлении шестимесячного срока для выполнения администрацией обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст. 225 ГК РФ, поскольку выполнение данной обязанности является необоснованным

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 225 ГК РФ, ст. 1,3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 12,56,195-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Зимовниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> сельского поселения об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, удовлетворить частично, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, в части не обращения в <данные изъяты> отдел <данные изъяты> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое сооружение: плотину, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6 м, расположен ной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее х. <адрес>.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения, администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> ростовской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое <данные изъяты>: плотину, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6 м, расположен ной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее х. <данные изъяты> <адрес>.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, в части не обращения в <данные изъяты> отдел <данные изъяты> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое сооружение: плотину паводковый водосброс протяженностью по гребню 120 м., высотой 3,5 м., ширина по гребню 8. , расположенная на пруду балочном, находящемся восточнее окраины х. <данные изъяты> <адрес>.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского <данные изъяты> обратится в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое <данные изъяты>: плотина, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 6 м, ширина по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. восточнее х. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение 10 дней.

Решение изготовлено в окончательно форме 25 декабря 2010 года.

Судья

Зимовниковского районного суда В.Н. Хазова