решение об обязании принять меры по постановке на учёт бесхозяйного ГТС



Дело № 2-678/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» декабря2010 года п. Зимовники

Судья Зимовниковского районного суда Ростовской области Хазова В.Н.,

при секретаре Дроздовой И.В.,

с участием помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Маленкова М.А.,

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения

Уманцева С.Н.,

главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Черноокой Т.И.,

представителя <адрес> Собочкина М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Иск заявлен в связи с тем, что в результате проверки исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений было установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> расположено 14 бесхозяйных гидротехнических сооружений: плотина, расположенная на пруду балочном, находящемся в 1 км. северо-восточнее х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс, расположенная на пруду балочном, находящемся в 2 км. северо-восточнее х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 240 м, высотой 4 м, шириной по гребню 2 - 3 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 4 км. северо-восточнее х. <адрес> плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 8 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 10 км юго-восточнее х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс, расположенная на пруду русловом, находящемся в 8 км юго-восточнее х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 200 м, высотой 9 м, шириной по гребню 2,5 -7 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 340 м, высотой 12 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 6,5 км восточнее х. <адрес> и в 1 км западнее х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 400 м, высотой 9 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся северо-восточнее окраины х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 600 м, высотой 5 м, шириной по гребню 5 м, расположенная на пруду балочном, находящемся восточнее окраины х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс, расположенная на пруду балочном, находящемся в 2 км юго-западнее окраины х. <адрес>; плотина протяженностью по гребню 270 м, высотой 11 м, шириной по гребню 3 - 7 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес> <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяжённостью по гребню 260 м, высотой 6 м, шириной по гребню 8 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 2 км юго-восточнее х. <адрес> Зимовниковского <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 340 м, высотой 5 м, шириной по гребню 12 м, расположенная на пруду балочном, находящемся южнее окраины х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 700 м, высотой 8 м, шириной по гребню 9 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 3 км северо-восточнее х. <адрес> <адрес>. Указанные гидротехнические сооружения находятся в заброшенном состоянии и не соответствуют требованиям безопасности, предъявляемым ст.ст. 8, 9, 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 года. Согласно информации Зимовниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> свидетельства о праве собственности в регистрационном органе на данные гидротехнические сооружения не выдавались. На балансе <данные изъяты> сельского поселения не состоят. Таким образом, указанные плотины являются неучтенными. Пункты 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относят участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ст. ст. 1, 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от паводков и затоплений, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 2 Устава <данные изъяты> сельского поселения <адрес> к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения. В соответствии со ст. ст. 3, 8 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно пунктам 5, 19, 20 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес>, не обращение администрации поселения в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закреплённой в ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Обязать орган местного самоуправления - администрацию Кировского сельского поселения <адрес> обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учет как бесхозяйных следующего недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины, расположенной на пруду балочном, находящемся в 1 км. северо-восточнее х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса, расположенной на пруду балочном, находящемся в 2 км. северо-восточнее х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 240 м, высотой 4 м, шириной по гребню 2 -3 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 4 км. северо-восточнее х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 8 м, шириной по гребню 3 -6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 10 км юго-восточнее х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса, расположенной на пруду русловом, находящемся в 8 км юго-восточнее х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 9 м, шириной по гребню 2,5 -7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 340 м, высотой 12 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 6,5 км восточнее х. <адрес> и в 1 км западнее х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 400 м, высотой 9 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-восточнее окраины х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 600 м, высотой 5 м, шириной но гребню 5 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины х. <адрес> <адрес>; плотины, паводкового водосброса, расположенной на пруду балочном, находящемся в 2 км юго-западнее окраины х. <адрес> <адрес>; плотины протяженностью по гребню 270 м, высотой 11 м, шириной по гребню 3 - 7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес> <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 260 м, высотой 6 м, шириной по гребню 8 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 2 км юго-восточнее х. <адрес> <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 340 м, высотой 5 м, шириной по гребню 12 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины х. <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 700 м, высотой 8 м, шириной по гребню 9 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 3 км северо-восточнее х. <адрес>, - в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Маленков М.А. уточнил заявленные исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившегося в не обращении в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 400 м, высотой 9 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся северо-восточнее окраины х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс, расположенная на пруду балочном, находящемся в 2 км юго-западнее окраины х. <адрес>; плотина протяженностью по гребню 270 м, высотой 11 м, шириной по гребню 3 - 7 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес> <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 340 м, высотой 5 м, шириной по гребню 12 м, расположенная на пруду балочном, находящемся южнее окраины х. <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, в остальной части просил суд прекратить производство по делу, в связи с отказом от иска.

Представитель ответчика Уманцев С.Н. иск прокуратуры <адрес> о признании незаконным бездействия администрации поселения выразившемся в не обращении в Федеральную службу государственной регистрации с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений (далее ГТС) находящихся на территории Кировского с/поселения и обязании администрации Кировского поселения поставить на учет как бесхозяйного имущества ГТС не признает и с исковыми требованиями не согласна. В иске прокуратуры имеется ссылка на ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в соответствии с п. 2 которой, эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. В <данные изъяты> сельском поселении муниципальное унитарное предприятие отсутствует. В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Фактически ЗАО «<данные изъяты>» пользуется ГТС. Таким образом, администрация Кировского сельского поселения не является собственником указанных в иске прокуратуры ГТС. Как следует из содержания ст. 9 ФЗ от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанность по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации возложена на собственника. Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а так же после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится участие(а не организация) в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Федеральным законом, которым регламентируются права и обязанности органов местного самоуправление не закреплены обязанности администрацией поселений организовывать и руководить деятельностью по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественное предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. В администрации <данные изъяты> с/поселения отсутствуют материальные средства на приобретение вышеуказанного оборудования, так как расходы на их приобретение не запланированы в бюджете поселения, а само поселение является дотационным. В штате администрации поселения отсутствуют лица ответственные за данный вид работы. В тоже время в соответствии с ч. 3 указанной выше статьи в собственности администрации муниципального образования «Зимовниковский район» так же может находиться аналогичное имущество. Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления (без конкретизации на районный и поселенческие) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения способам защиты и действиях в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В администрации <адрес> имеется отдел по делам ГО и ЧС в котором работает 7 человек и кроме этого 4 спасателя которые финансируются из средств местного бюджета и проходят службу в Государственном учреждении «Аварийно спасательный отряд». В бюджете администрации <адрес> ежегодно планируются деньги на проведение аварийно-спасательных работ на территории района. Кроме того, как следует из информации, предоставленной из отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды, администрации <адрес>, в настоящее время из четырнадцати ГТС указанных в иске прокуратуры действующими являются три: 1- северо-восточней окраины х. <адрес>; 2- 4 км. юго-восточнее х. <адрес>; 3- южная окраина х. <адрес>. Во втором и третьем ГТС отсутствует вода. Иные указанные в иске прокуратуры гидротехнические сооружения списаны.

В тоже время в соответствии с ч. 3 указанной выше статьи в собственности администрации муниципального образования «Зимовниковский район» так же может находиться аналогичное имущество.

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения способам защиты и действиях в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В администрации <адрес> имеется отдел по делам ГО и ЧС в котором работает 7 человек и кроме этого 4 спасателя которые финансируются из средств местного бюджета и проходят службу в Государственном учреждении «Аварийно спасательный отряд». В бюджете администрации <адрес> ежегодно планируются деньги на проведение аварийно-спасательных работ на территории района.

Ответчик Черноокая Т.И.дополнила, что согласно фотографий представленных суду видно, что в балках не имеется воды, местность засушливая, следовательно, плотины не представляют собой опасности для окружающих.

Представитель администрации <адрес> суду пояснил, что три ГТС которые находятся на территории Кировского сельского поселения, могут быть использованы в хозяйственной деятельности населения и нуждаются в выполнении ремонтных работ.

Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска <данные изъяты> управление <данные изъяты>,Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обратились с заявлением о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, находит, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба. причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с ст. 1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»№117-ФЗ нормы данного закона распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 3 данного закона плотины отнесены к гидротехническим сооружениям, т.е. к имуществу, представляющему потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации в случае его повреждения.

Проанализировав изученные материалы дела, объяснения сторон, суд установил, что в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения <адрес> находятся плотины, паводкового водосброса протяжённостью по гребню 400 м, высотой 9 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-восточнее окраины х. <адрес>; плотины протяженностью по гребню 270 м, высотой 11 м, шириной по гребню 3 - 7м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. ФИО1 <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяжённостью по гребню 340 м, выстой 5 м, шириной по гребню-12 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины х. <адрес>. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке Сал, река <данные изъяты> - балка <данные изъяты> - балка <данные изъяты>, 2 км. от устья северо-восточная окраина х. <адрес> имеется гидротехническое сооружение - плотина, паводковый водосброс, земляная, насыпная, проезжая; указано, что в случае разрушения ГТС в зону возможного затопления волной прорыва попадает прибрежная часть х. Красностепной; необходимо оформить правоустанавливающие документы на администрацию сельского поселения регулярно осуществлять комплекс ремонтно-уходных работ за счет средств собственника и эксплуатирующей организации (л.д.145-146 ). Из учетной карточки следует, что эксплуатирующей организацией является администрация <данные изъяты> сельского поселения.

Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке Сал, река <данные изъяты> - балка <данные изъяты>, расположенной 5 км. от устья 4 км. ЮВ х. ФИО1 Гашун, имеется гидротехническое сооружение - плотина, паводковый водосброс, земляная, насыпная, проезжая; указано, что в случае разрушения ГТС вода поступит в нижерасположенный пруд по б.<данные изъяты>; необходимо определить собственника, оформить правоустанавливающие документы. Выполнить ремонт плотины и строительство водосбросного сооружения за счет средств собственника (л.д.151-152 ). Из учетной карточки следует, что эксплуатирующей организацией является администрация <данные изъяты> сельского поселения.

Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке Сал, река <данные изъяты> - балка <данные изъяты>, от 5 км устья с
Ю окраина <адрес>, имеется гидротехническое сооружение - плотина, паводковый водосброс, земляная, насыпная; необходимо, как переезд для перегона техники на поля; необходимо оформить правоустанавливающие документы на администрацию сельского поселения, регулярно осуществлять комплекс ремонтно-уходных работ за счёт средств собственника (л.д.155-156 ). Из учетной карточки следует, что эксплуатирующей организацией является администрация <данные изъяты> сельского поселения.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <данные изъяты> следует, что в Едином Государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений (обременении) прав на гидротехнические сооружения плотины, паводкового водосброса протяжённостью по гребню 400 м, высотой 9 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-восточнее окраины х. <адрес>; плотины протяженностью по гребню 270 м, высотой 11 м, шириной по гребню 3 - 7м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес> <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяжённостью по гребню 340 м, выстой 5 м, шириной по гребню-12 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины х. <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что плотины, указанные в исковом заявлении, расположенные на территории <данные изъяты> сельского поселения, в настоящее время не имеют собственника, т.е. являются бесхозяйным имуществом.

Исследованные материалы дела подтверждают, что в настоящее время собственник плотины, указанной в исковом заявлении, отсутствует; плотина требуют ремонта; меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения никем не принимаются.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной, недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно нормам Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представленного заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Также предусмотрено предоставление с заявлением минимального пакета документов, в том числе подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника.

Представитель администрации сельского поселения не представил суду доказательств, подтверждающих факты обращения в соответствующие организации в целях сбора документов, необходимых для постановки на учет плотин; об обращении в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет плотин как бесхозяйного имущества для последующей регистрации права собственности, и проведения мероприятий по безопасному содержанию гидротехнических сооружений.

В соответствие со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных, техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического, сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию, работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 37 и 18 настоящего Федерального закона ущерб» нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Доводы прокурора о том, что плотины, расположенные на территории <данные изъяты> сельского поселения, в случае из разрушения представляют потенциальную угрозу интересам неопределенного круга лиц, подтверждаются сведениями, содержащимися в инвентаризационных карточках на эти плотины, а также установленным законом определением гидротехнического сооружения как объекта, представляющего собой потенциальную угрозу возникновения опасности для окружающей природной среды и благополучия человека.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе плотин в качестве бесхозяйного имущества, и в дальнейшем оформление в соответствии с законом права муниципальной собственности на бесхозяйные плотины, является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц, так как предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Отсутствие средств в местном бюджете на совершение действий по постановке на учет плотин в регистрирующем органе, в дальнейшем на регистрацию права собственности и последующего содержания гидротехнических сооружений, не дает права ответчику не исполнять законодательство по обязанности оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, а также не исполнить законодательство по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответчиком не представлено доказательств того, что им принимались меры по установлению стоимости подготовки документов для постановки плотин на учет в качестве бесхозяйного имущества, а также того, что при формировании бюджета обсуждался вопрос о финансировании этих мероприятий.

Обращение бесхозяйного объекта в собственность сельского поселения позволит привести плотины в безопасное состояние за счет средств местных бюджетов и возможных выделенных целевых субсидий из бюджетов других уровней.

Поскольку в судебном заседании доказано, что бездействием администрации <данные изъяты> сельского поселения, которое выразилось в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе указанных в иске плотин как бесхозяйного имущества нарушаются права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды, материальных ценностей от возможных несчастных случаев, аварий и других чрезвычайных ситуаций, исковые требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд не может согласиться требованиями прокурора об установлении шестимесячного срока для выполнения администрацией обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст. 225 ГК РФ, поскольку выполнение данной обязанности является необоснованным

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 225 ГК РФ, ст. 1,3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 12,56,195-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Зимовниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, в части не обращения в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 400 м, высотой 9 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся северо-восточнее окраины х. <адрес>; плотина, паводковый водосброс, расположенная на пруду балочном, находящемся в 2 км юго-западнее окраины х. <адрес>; плотина протяженностью по гребню 270 м, высотой 11 м, шириной по гребню 3 - 7 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес> <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 340 м, высотой 5 м, шириной по гребню 12 м, расположенная на пруду балочном, находящемся южнее окраины х. <адрес>.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины, паводкового водосброса протяжённостью по гребню 400 м, высотой 9 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-восточнее окраины х. <адрес>; плотины протяженностью по гребню 270 м, высотой 11 м, шириной по гребню 3 - 7м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 4 км юго-восточнее х. <адрес> <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяжённостью по гребню 340 м, выстой 5 м, шириной по гребню-12 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины х. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение 10 дней.

Решение изготовлено в окончательно форме 24 декабря 2010 года.

Судья

Зимовниковского районного суда В.Н. Хазова