2-681/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» декабря2010 года п. Зимовники
Судья Зимовниковского районного суда Ростовской области Хазова В.Н.,
при секретаре Дроздовой И.В.,
с участием помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области
Проскурякова В.В.,
ответчика-главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения Иванова В.А.,
представителя администрации ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» Исаева Н.Н. действовавшего на основании доверенности,
представителя <адрес> Собочкина М.М., действовавшего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Иск заявлен в связи с тем, что, в результате проверки исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> расположены 2 бесхозяйных гидротехнических сооружения: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 3 м, ширина по гребню 3-6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 9 км. севернее <адрес>; плотина, протяженностью по гребню 400 м, высотой 5 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 2 км. северо-западнее х. <адрес>. Указанные гидротехнические сооружения находятся в заброшенном состоянии и не соответствуют требованиям безопасности, предъявляемым ст.ст. 8, 9, 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации Зимовниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> свидетельства о праве собственности в регистрационном органе на данные гидротехнические сооружения не выдавались. На балансе <данные изъяты> сельского поселения не состоят. Таким образом, указанные плотины являются неучтенными. Пункты 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относят участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ст. ст. 1, 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно технических мероприятий по защите населения от паводков и затоплений, которые относятся к чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 Устава <данные изъяты> сельского поселения <адрес> к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
В соответствии со ст. ст. 3, 8 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пунктам 5, 19, 20 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес>, необращение администрации поселения в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закреплений в ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обязании органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих совершить определенные действия, если этими действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Просят обязать орган местного самоуправления - администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учет как бесхозяйных следующего недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 3 м, шириной по гребню 3-6 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 9 км. севернее <адрес>; плотины, протяженностью по гребню 400 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду русловом, находящемся в 2 км. северо-западнее х. <адрес>, - в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Проскуряков В.В. просил суд признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения выразившегося в не обращении в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 3 м, ширина по гребню 3-6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 9 км. севернее <адрес>; плотина, протяжённостью по гребню 400 м, высотой 5 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 2 км. северо-западнее х. <адрес> и возложить обязанность принять меры по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанных гидротехнических сооружений, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании глава <данные изъяты> сельского поселении исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что гидротехнические сооружения, находятся на землях федерального значения и согласно договора аренды, эксплуатируются ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>».
Представитель администрации ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» исковые требования прокурора <адрес> признал, так как балансосодержателем гидротехнических сооружений является ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>».
Представитель администрации <адрес> считает, что ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» должен принять меры в обращении в Зимовниковский отдел федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии по РО, так как является балансосодержателем гидротехнических сооружений указанных в исковом заявлении.
Третьи лица, <данные изъяты> управление <данные изъяты>, Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обратились с заявлениями о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, находит, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ст. 1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»№117-ФЗ нормы данного закона распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 3 данного закона плотины отнесены к гидротехническим сооружениям, т.е. к имуществу, представляющему потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации в случае его повреждения.
Проанализировав изученные материалы дела, объяснения сторон, суд установил, что в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения находятся: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 3 м, ширина по гребню 3-6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 9 км. севернее <адрес>; плотина, протяжённостью по гребню 400 м, высотой 5 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 2 км. северо-западнее х. <адрес>. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке <данные изъяты> в 37 км. от устья 9 км. севернее х. <данные изъяты> имеется гидротехническое сооружение плотина, паводковый водосброс, балансосодержателем и эксплуатирующей организацией которой является ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>».
В судебном заседании выяснено, что данное гидротехническое сооружение -плотина хозяйственно необходима, эксплуатируется по настоящее время, и нуждается в капитальном ремонте.
Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на пруду русловом в 35 км. от устья 2 км. северо-западнее х. <данные изъяты> находится плотина, которая хозяйственно необходима, потенциально не опасна, указано, что необходимо регулярно осуществлять комплекс ремонтно-уходных работ за счет средств собственника.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений (обременении) прав на гидротехнические сооружения: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 3 м, ширина по гребню 3-6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 9 км. севернее <адрес>; плотина, протяженностью по гребню 400 м, высотой 5 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 2 км. северо-западнее х. <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник, отказался.
В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды № администрация ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» арендовала земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (л.д.76-84), на которых и расположены гидротехнические сооружения.
Исследованные материалы дела подтверждают, что на балансе администрации ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» находятся гидротехнические сооружения, которые требуют ремонта.
В соответствие со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных, техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического, сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию, работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 37 и 18 настоящего Федерального закона ущерб» нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Поскольку в судебном заседании доказано, что непринятие мер по постановке на учет в регистрирующем органе указанных в иске плотин как бесхозяйного имущества нарушаются права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды, материальных ценностей от возможных несчастных случаев, аварий и других чрезвычайных ситуаций,
Однако, суд не может согласиться с требованиями прокурора об установлении шестимесячного срока для выполнения администрацией обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст. 225 ГК РФ, поскольку выполнение данной обязанности является необоснованным
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 225 ГК РФ, ст. 1,3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 12,56,195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Зимовниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>», в части не обращения в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 3 м, ширина по гребню 3-6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 9 км. севернее <адрес>; плотина, протяжённостью по гребню 400 м, высотой 5 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 2 км. северо-западнее х. <адрес>.
Обязать администрацию ОАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 3 м, ширина по гребню 3-6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 9 км. севернее <адрес>; плотина, протяженностью по гребню 400 м, высотой 5 м, ширина по гребню 6 м, расположенная на пруду русловом, находящемся в 2 км. северо-западнее х. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение 10 дней.
Решение изготовлено в окончательно форме 31 декабря 2010 года.
Судья
Зимовниковского районного суда В.Н. Хазова