Дело № 2-685/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» декабря2010 года п. Зимовники
Судья Зимовниковского районного суда Ростовской области Хазова В.Н.,
при секретаре Дроздовой И.В.,
с участием помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Маленкова М.А.,
представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Уманцева С.Н., действовавшего на основании доверенности,
представителя соответчика колхоза имени «<данные изъяты>» Мордовцева В.И., действовавшего на основании доверенности,
представителя Администрации Зимовниковского района Собочкина М.М., действовавшего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зимовниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мокрогашунского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области об устранении нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений,
у с т а н о в и л:
Прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Иск заявлен в связи с тем, что, в результате проверки исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, на территории <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области расположены 8 бесхозяйных гидротехнических сооружений: плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 200 м, высотой 10 м, шириной по гребню 7 м, расположенная на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся восточнее окраины <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 10 м, шириной по гребню 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 2 км. северо-восточнее <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 200 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенная на пруду «<данные изъяты>» русловом, находящемся в 3 км юго-восточнее <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 7 м, расположенная на пруду «<данные изъяты>» русловом, находящемся в 2 км восточнее <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 250 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 3 км. северо-восточнее <адрес>; плотина, паводковый водосброс протяженностью по гребню 150 м, высотой 12 м, шириной по гребню 0,5 -5 м, расположенная на пруду балочном, находящемся в 3 км. юго-восточнее <адрес>; плотина протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 9 м, расположенная на пруду балочном, находящемся северо-западнее окраины <адрес>. Указанные гидротехнические сооружения находятся в заброшенном состоянии и не соответствуют требованиям безопасности, предъявляемым ст.ст. 8, 9, 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области свидетельства о праве собственности в регистрационном органе на данные гидротехнические сооружения не выдавались. На балансе <данные изъяты> сельского поселения не состоят. Таким образом, указанные плотины являются неучтенными.
Пункты 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относят участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно ст. ст. 1, И Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от паводков и затоплений, которые относятся к чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 Устава <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
В соответствии со ст. ст. 3, 8 и 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пунктам 5, 19, 20 части 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области, не обращение администрации поселения в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учет как бесхозяйных следующего недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 10 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 10 м, шириной по гребню 6 м, расположенной, на пруду балочном, находящемся в 2 км. северо-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду «Балыковский» русловом, находящемся в 3 км юго-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду «<данные изъяты>» русловом, находящемся в 2 км восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. северо-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 12 м, шириной по гребню 0,5 -5 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. юго-восточнее <адрес>; плотины протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 9 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-западнее окраины <адрес>, - в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора суду пояснил, что согласно акта о ликвидации гидротехнические сооружения: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 10 м, шириной по гребню 6 м, расположенной, на пруду балочном, находящемся в 2 км. северо-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду «<данные изъяты>» русловом, находящемся в 3 км юго-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду «<данные изъяты>» русловом, находящемся в 2 км восточнее <адрес> подлежат ликвидации, поэтому просит суд в этой части прекратить производство по делу, в связи с отказом от иска. В отношении гидротехнических сооружений: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 10 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины х<адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. северо-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 12 м, шириной по гребню 0,5 -5 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. юго-восточнее <адрес>; плотины протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 9 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-западнее окраины <адрес>, просил суд признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области в не обращении в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества и обязать принять меры к постановке на учет в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения просил суд в иске отказать, ссылаясь на то, что в иске прокуратуры имеется ссылка на ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в соответствии с п. 2 которой, эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. В <данные изъяты> сельском поселении организовано муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>», но на балансе данного предприятия ГТС указанные в иске не стоят.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Как следует из справки, предоставленной из колхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, 7 из 8 ГТС, указанных в исковом заявлении прокуратуры находятся на балансе колхоза «<данные изъяты>». Фактически колхоз владеет и пользуется ГТС. Таким образом, администрация <данные изъяты> сельского поселения не является собственником указанных в иске прокуратуры ГТС.
Как следует из содержания ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанность по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации возложена на собственника.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а так же после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится участие(а не организация) в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Федеральным законом, которым регламентируются права и обязанности органов местного самоуправление не закреплены обязанности администрацией поселений организовывать и руководить деятельностью по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений; имущество предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественное предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. В администрации <данные изъяты> с/поселения и МУП «<данные изъяты>» отсутствуют материальные средства на приобретение вышеуказанного оборудования, так как расходы на их приобретение не запланированы в бюджете поселения, а само поселение является дотационным. В штате администрации поселения и МУП «<данные изъяты>» отсутствуют лица ответственные за данный вид работы.
В тоже время в соответствии с ч. 3 указанной выше статьи в собственности администрации муниципального образования «<данные изъяты>» так же может находиться аналогичное имущество.
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления (без конкретизации на районный и поселенческие)осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения способам защиты и действиях в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В администрации Зимовниковского района имеется отдел по делам ГО и ЧС в котором работает 7 человек, и кроме этого 4 спасателя, которые финансируются из средств местного бюджета и проходят службу в Государственном учреждении «<данные изъяты>». В бюджете администрации Зимовниковского района ежегодно планируются деньги на проведение аварийно-спасательных работ на территории района.
Кроме того, как следует из информации, предоставленной из отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации <данные изъяты>, в настоящее время из восьми ГТС указанных в иске прокуратуры действующими являются четыре: 1- южней окраины <адрес>, 2- восточней окраины <адрес>, 3-3 км. юго-восточней <адрес>, 4- северо-западная окраина <адрес>. Иные указанные в иске прокуратуры гидротехнические сооружения списаны.
Представитель администрации колхоза имени «<данные изъяты>» исковые требования прокуратуры не признал, суду пояснил, что не только колхоз имени «<данные изъяты>» используется указанными в исковом заявлении гидротехническими сооружениями, но и все население, в общем. За эксплуатацию гидротехнических сооружений они платят налоги в администрацию сельского поселения. Считает, что администрация <данные изъяты> сельского поселения обязана признать гидротехнические сооружения бесхозяйными.
Представитель администрации Зимовниковского района суду пояснил, что согласно Акта о ликвидации гидротехнических сооружений на территории Зимовниковского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного главой Зимовниковского района из восьми гидротехнических сооружений находящихся на территории <данные изъяты> сельского поселения три подлежат ликвидации, а остальные комиссия посчитала, что могут использоваться в хозяйственной деятельности предприятий и населением.
Третьи лица, <данные изъяты>, <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обратились с заявлениями о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие (л.д.176).
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, находит, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ст. 1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»№117-ФЗ нормы данного закона распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 3 данного закона плотины отнесены к гидротехническим сооружениям, т.е. к имуществу, представляющему потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации в случае его повреждения.
Проанализировав изученные материалы дела, объяснения сторон, суд установил, что в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области находятся: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 10 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. северо-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 12 м, шириной по гребню 0,5 -5 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. юго-восточнее <адрес>; плотины протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 9 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-западнее окраины <адрес>. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке <адрес>, расположенной в 20 км. от устья южной окраины <адрес> имеется гидротехническое сооружение - плотина, паводковый водосброс, земляная, насыпная, проезжая; указано, что в случае разрушения ГТС в зону возможного затопления волной прорыва попадает прибрежная часть <адрес>, часть поселкового кладбища, и вода поступит в нижерасположенный пруд по <адрес>, данное ГТС хозяйственно необходим и для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС необходимо выполнить ремонт плотины и водосбросных сооружений за счет средств собственника (л.д.162)
Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке <адрес> в 18 км. от устья восточнее окраины <адрес> на территории Мокрогашунского сельского поселения находится плотина, паводковый водосброс, который потенциально не опасен, хозяйственно необходим, нуждается в выполнении ремонта плотины и водосбросного сооружения за счет средств собственника (л.д.164)
Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке <адрес> в 3 км северо-восточнее <адрес> имеется гидротехническое сооружение - плотина, паводковый водосброс, указано, что в случае разрушения ГТС вода поступит в нижнерасположенный пруд по <адрес> ; необходимо регулярно осуществлять комплекс ремонтно-уходных работ за сет средств собственника (л.д. 172).
Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке <адрес>, расположено в 3 км. юго-восточнее <адрес> имеется гидротехническое сооружение -плотина, паводковый водосброс; указано в случае разрушения ГТС вода поступит в нижнерасположенный пред по <адрес>, необходимо выполнить капитальный ремонт плотины и водосбросного сооружения за счет средств собственника и эксплуатирующей организации
Согласно учетной карточке № инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной по данным обследований ГТС НТЦ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, на реке <адрес> расположенной 4 км. от устья северо-западная окраина <адрес> на территории <данные изъяты> сельского поселении имеется гидротехническое сооружение - плотина; указано, что разрушен волнобоем верховой откос. По гребню плотин просадки, промоины. Пересыпан перемычкой сбросной канал, необходимо выполнить ремонт плотины и обустроить водосбросное сооружение за счет средств собственника и эксплуатирующей организации (л.д.176).
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений (обременении) прав на гидротехнические сооружения - плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 10 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. северо-восточнее <адрес> плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 12 м, шириной по гребню 0,5 -5 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. юго-восточнее <адрес>; плотины протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 9 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-западнее окраины <адрес>,
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что плотины, расположенные на территории <данные изъяты> сельского поселения, в настоящее время не имеют собственника, т.е. являются бесхозяйным имуществом.
Исследованные материалы дела подтверждают, что в настоящее время собственник плотин, указанных в исковом заявлении, отсутствует; плотины требуют ремонта; меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения никем не принимаются.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной, недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно нормам Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представленного заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Также предусмотрено предоставление с заявлением минимального пакета документов, в том числе подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника.
Представитель администрации сельского поселения не представил суду доказательств, подтверждающих факты обращения в соответствующие организации в целях сбора документов, необходимых для постановки на учет плотин; об обращении в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет плотин как бесхозяйного имущества для последующей регистрации права собственности, и проведения мероприятий по безопасному содержанию гидротехнических сооружений.
В соответствие со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных, техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством н с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического, сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию, работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 37 и 18 настоящего Федерального закона ущерб» нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Доводы прокурора о том, что плотины, расположенные на территории <данные изъяты> сельского поселения, в случае их разрушения представляют потенциальную угрозу интересам неопределенного круга лиц, подтверждаются сведениями, содержащимися в инвентаризационных карточках на эти плотины, а также установленным законом определением гидротехнического сооружения как объекта, представляющего собой потенциальную угрозу возникновения опасности для окружающей природной среды и благополучия человека.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе плотин в качестве бесхозяйного имущества, и в дальнейшем оформление в соответствии с законом права муниципальной собственности на бесхозяйные плотины, является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц, так как предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Отсутствие средств в местном бюджете на совершение действий по постановке на учет плотин в регистрирующем органе, в дальнейшем на регистрацию права собственности и последующего содержания гидротехнических сооружений, не дает права ответчику не исполнять законодательство по обязанности оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, а также не исполнить законодательство по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответчиком не представлено доказательств того, что им принимались меры по установлению стоимости подготовки документов для постановки плотин на учет в качестве бесхозяйного имущества, а также того, что при формировании бюджета обсуждался вопрос о финансировании этих мероприятий.
Обращение бесхозяйного объекта в собственность сельского поселения позволит привести плотины в безопасное состояние за счет средств местных бюджетов и возможных выделенных целевых субсидий из бюджетов других уровней.
Поскольку в судебном заседании доказано, что бездействием администрации <данные изъяты> сельского поселения, которое выразилось в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе указанных в иске плотин как бесхозяйного имущества нарушаются права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды, материальных ценностей от возможных несчастных случаев, аварий и других чрезвычайных ситуаций, исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд не может согласиться требованиями прокурора об установлении шестимесячного срока для выполнения администрацией обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст. 225 ГК РФ, поскольку выполнение данной обязанности является необоснованным
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 225 ГК РФ, ст. 1,3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 12,56,195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Зимовниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, в части не принятия мер по постановке на учет в органах государственной регистрации прав в качестве бесхозяйного имущества следующего гидротехнического сооружения: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 10 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. северо-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 12 м, шириной по гребню 0,5 -5 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. юго-восточнее <адрес>; плотины протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 9 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-западнее окраины <адрес>.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений: плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 200 м, высотой 10 м, шириной по гребню 7 м, расположенной на пруду балочном, находящемся южнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 180 м, высотой 6 м, шириной по гребню 3 - 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся восточнее окраины <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 250 м, высотой 5 м, шириной по гребню 6 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. северо-восточнее <адрес>; плотины, паводкового водосброса протяженностью по гребню 150 м, высотой 12 м, шириной по гребню 0,5 -5 м, расположенной на пруду балочном, находящемся в 3 км. юго-восточнее <адрес>; плотины протяженностью по гребню 350 м, высотой 6 м, шириной по гребню 9 м, расположенной на пруду балочном, находящемся северо-западнее окраины <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение 10 дней, со дня принятии его в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательно форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Зимовниковского районного суда В.Н. Хазова