Дело № 2-683/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» декабря2010 года п. Зимовники
Судья Зимовниковского районного суда Ростовской области Хазова В.Н.,
при секретаре Дроздовой И.В.,
с участием помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Маленкова М.А.,
представителя Администрации <данные изъяты> района Собочкина М.М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зимовниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений,
у с т а н о в и л:
Прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Иск заявлен в связи с тем, что, в результате проверки исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <адрес> расположено 1 бесхозяйное гидротехническое сооружение: плотина, защитная дамба с паводковым водосбросом протяженностью по гребню 100 м, высотой 5 м, ширина по гребню 10 м, расположенная на водохранилище русловом, находящемся на окраине х. <данные изъяты> <данные изъяты> района <адрес>. Указанное гидротехническое сооружение находится в заброшенном <данные изъяты> и не соответствует требованиям безопасности, предъявляемым ст.ст. 8, 9, 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации Зимовниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> свидетельство о праве собственности в регистрационном органе на данное гидротехническое сооружение не выдавалось. На балансе Верхнесеребряковского сельского поселения не состоит. Таким образом, указанная плотина является неучтенной. Пункты 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относят участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ст. ст. 1, 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от паводков и затоплений, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. В соответствии с п. 9 ст. 2 Устава <данные изъяты> <адрес> к компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения. В соответствии со ст. ст. 3, 8 и 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно пунктам 5, 19, 20 части 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес>, не обращение администрации поселения в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Просит обязать орган местного самоуправления - администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <адрес> обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения: плотины, защитной дамбы с паводковым водосбросом протяженностью по гребню 100 м, высотой 5 м, ширина по гребню 10 м, расположенной на водохранилище русловом, находящемся на окраине х. <данные изъяты>, <адрес>, - в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик администрация <данные изъяты> сельского поселения в судебное заседание не явилась. Глава обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования прокуратуры признают в полном объеме (л.д.102).
Представитель администрации <адрес> суду пояснил, что на территории <данные изъяты> сельского поселения находится одно гидротехническое сооружение, не включенное в акт о ликвидации и самоликвидации. Считает, что необходимо исковые требования прокуратуры удовлетворить в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, находит, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ст. 1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» №117-ФЗ нормы данного закона распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 3 данного закона плотины отнесены к гидротехническим сооружениям, т.е. к имуществу, представляющему потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации в случае его повреждения.
Проанализировав изученные материалы дела, суд установил, что в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения <адрес> находится плотина, защитной дамбы с паводковым водосбросом протяженностью по гребню 100 м, высотой 5 м, ширина по гребню 10 м, расположенной на водохранилище русловом, находящемся на окраине х. <данные изъяты>, <адрес>. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином Государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений (обременении) прав на гидротехнические сооружения плотины, защитной дамбы с паводковым водосбросом протяженностью по гребню 100 м, высотой 5 м, ширина по гребню 10 м, расположенной на водохранилище русловом, находящемся на окраине х. <данные изъяты>, <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что плотина, указанная в исковом заявлении, расположенная на территории <данные изъяты> сельского поселения, в настоящее время не имеет собственника, т.е. является бесхозяйным имуществом. Исследованные материалы дела подтверждают, что в настоящее время собственник плотины, указанной в исковом заявлении, отсутствует; плотина требуют ремонта; меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения никем не принимаются.Согласно требованиям ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной, недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно нормам Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представленного заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Также предусмотрено предоставление с заявлением минимального пакета документов, в том числе подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника.
Представитель администрации сельского поселения не представил суду доказательств, подтверждающих факты обращения в соответствующие организации в целях сбора документов, необходимых для постановки на учет плотин; об обращении в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет плотин как бесхозяйного имущества для последующей регистрации права собственности, и проведения мероприятий по безопасному содержанию гидротехнических сооружений.
В соответствие со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных, техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического, сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию, работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 37 и 18 настоящего Федерального закона ущерб» нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Кроме того, суд не может согласиться с требованиями прокурора об установлении шестимесячного срока для выполнения администрацией обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст. 225 ГК РФ, поскольку выполнение данной обязанности является необоснованным
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 225 ГК РФ, ст. 1,3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившегося в не обращении в Зимовниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения: плотины, защитной дамбы с паводковым водосбросом протяженностью по гребню 100 м, высотой 5 м, ширина по гребню 10 м., расположенной на водохранилище русловом, находящемся на окраине х. <данные изъяты>, <адрес>.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения принять меры к постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения: плотины, защитной дамбы с паводковым водосбросом протяженностью по гребню 100 м, высотой 5 м, ширина по гребню 10 м, расположенной на водохранилище русловом, находящемся на окраине х. <данные изъяты>, <адрес> Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н. Хазова