Решение по делу № 2-54/11



№ 2-54 (11)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2011 года п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Яковенко Д.А.

при секретаре Серовой Л.П.,

с участием представителя ответчика Администрации <данные изъяты> района Ростовской области по доверенности Лежневой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мозговой Елены Ивановны к Администрации <данные изъяты> района Ростовской области, Администрации Ростовской области, МУ Зимовниковского района «Управление образования» Ростовской области, об оспаривании отказа в постановке на квартирный учет в качестве лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении, суд

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Мозговая Е.И. обратилась в Зимовниковский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> района Ростовской области, Администрации Ростовской области, МУ Зимовниковского района «Управление образования» Ростовской области, об оспаривании отказа в постановке на квартирный учет в качестве лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении. Согласно уточненных, исковых требований, истец просит: - обязать Администрацию <данные изъяты> района Ростовской области принять Мозговую Елену Ивановну <данные изъяты>, на квартирный учет в качестве лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований в заявлении указано следующее: «Мозговая Е.И., является сиротой: мать, М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - М. умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением <данные изъяты> поселкового совета народных депутатов Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ей как сироте назначен опекун С.. С ДД.ММ.ГГГГ она находились на опекунском учете в администрации <данные изъяты> района. Согласно справкам МУП технической инвентаризации <адрес> ее родители не имели собственного жилья, соответственно и за ней закрепленного согласно ч. 1 ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилья, не было. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она относится к детям-сиротам. Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение также было закреплено ст. 149 СК РФ, а также ст. 148 СК РФ. В нарушение требований указанного законодательства администрацией <данные изъяты> района, органами опеки и попечительства и опекуном, не был решен вопрос о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на квартирный учет, чем были нарушены ее жилищные права, предусмотренные ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». У нее имеются основания для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом но договору социального найма, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и обеспечения ее жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивающихся жильем за счет средств областного бюджета определяется Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с указанным выше Постановлением жилыми помещениями обеспечиваются дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании письменного заявления, либо ходатайства органов опеки и попечительства. В соответствии со ст. 1 Областного закона Ростовской области «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. При этом, рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления, который проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет акт по форме. Она осталась в малолетнем возрасте без попечения обоих родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе и на жилое помещение, гарантированное ей действующим законодательством и ст. 40 Конституции РФ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию <данные изъяты> района с заявлением о постановке на квартирный учет, в качестве лица из числа детей-сирот. Решением № общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ ей отказали в постановке на учет, чем существенно нарушили ее права».

В судебном заседании истец Мозговая Е.И. уточненные требования искового заявления поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании, представитель ответчика Администрации <данные изъяты> района Ростовской области Лежнева М.А. иск не признала и просила отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих возражений указала, что истцом было подано заявление и в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ принято «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» № 384, истцу было отказано в постановке на квартирный учет, так как заявление истцом было подано после 23 лет. Обстоятельства обращения истца в Администрацию района в ДД.ММ.ГГГГ с подобным заявлением ей не известны, так как нет возможности проследить ее обращение, в настоящее время истек срок хранения требуемых документов. <данные изъяты>

Представитель ответчика МУ Зимовниковского района «Управление образования» Ростовской области в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, обратились к суду с заявлением, согласно которого просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика Администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, обратились к суду с заявлением, согласно которого просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Иск Мозговой Е.И. не признали и просили в его удовлетворении отказать. В обоснование своих возражений в заявлении указали следующее: «Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся; к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет Администрацией Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) №. В соответствии с п. 1 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, указанная категория лицобеспечивается жилыми помещениями в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условии до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем.Жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), и приемной семье, учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем, на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные жилые помещения невозможно. Пункт 3 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением документов, из которых формируется учетное дело. Перечень документов, необходимых для формирования учетного дела, указан и п. 3 Положения. Таким образом, для предоставления жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходима совокупность юридических фактов, а именно: -наличие статуса лица, оставшегося без попечения, родителей; - отсутствие закрепленного жилого помещения: - обращение лица, имеющего право состоять на льготной очереди, в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет до достижения им возраста 23 лет; - предоставление документов, необходимых для формирования учетного дела; - включение его в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета по данным органов местного самоуправления; - утверждения общеобластного списка областной межведомственной комиссией о целях расчета субвенций муниципальным образованиям. Статья 57 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим па учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма па территории Ростовской области установлен Областным законом №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 2 ст. 1 названного закона предусматривает, что принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным или областным законом категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина, и составляет акт по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. По результатам рассмотрения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления гражданином документов принимается решение о принятии гражданина па учет или об отказе в принятии па учет, которое оформляется правовым актом органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления ведет учет граждан и качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку в порядке очередности принятия на учет. Граждане имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, включаются в отдельные списки. В соответствии со ст. 1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС, государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 дет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного тина, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления. Исходя из этого, обязанность по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан возложена именно на органы местного самоуправления. Кроме того, в обзоре практики рассмотрения судами дел по защите жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отмечено, что согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Верховным Судом РФ совместно с верховными судами республик, краевыми, областными судами, судом автономного округа, <адрес> по результатам обобщения практики рассмотрения дела дайной категории определено, что правильной является позиция судов, которые, разрешая дела названной категории, удовлетворяли требования заявителя опредоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства (органом местного самоуправления). В исковом заявлении не содержится требований, адресованных Администрации Ростовской области. Истец обязан конкретизировать, в соответствии, с требованиями ст. 40, п.п. 4 п. 2 ст. 131 ГПК РФ, к кому из ответчиков и какие требования он предъявляет».

Свидетель С. суду показала, <данные изъяты>

Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Мозговой Е.И. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон и третьих лиц, письменных и других доказательств.

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <данные изъяты> района неправомерно отказано истцу в постановке на квартирный учет Администрации <данные изъяты> района как лицу оставшемуся без попечения родителей, чем нарушены её права и свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - дети-сироты или сироты), проживающие на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее обеспечивавшихся жильем (далее - жилые помещения или жилье) за счет средств областного бюджета определяется Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Постановлением Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ №.

На основании этого Положения жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства ввели указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения по договору социального найма. Согласно п. 3 вышеназванного Положения основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительств муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением перечисленных в этом пункте документов, из которых формируете учетное дело. Одним из перечисленных документов является заверенная администрацией муниципального образования копия распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на квартирный учет с указанием состава семьи.

Согласно ст. 1 Областного закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органами местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи. Орган местного самоуправления выдает гражданину расписку в получении заявления указанием перечня приложенных к нему документов и даты их принятия органом по форм постановленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным или областным законом категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Областным Законом Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» предусмотрены Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно ст. 1 Исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на - неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих, закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в организациях, в которые они помещались под надзор (образовательные, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мозговой Елены Ивановны об оспаривании отказа, в постановке на квартирный учет в качестве лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить.

Обязать Администрацию <данные изъяты> района Ростовской области принять Мозговую Елену Ивановну <данные изъяты>, на квартирный учет, в качестве лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при предоставлении необходимого пакета документов.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: Д.А. Яковенко