Дело № 2-273
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2011 года с. Дубовское
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Линьковой А.А.,
при секретаре Бубликовой Н.А.,
с участием представителя истца Бакаевой Т.А.- Мерзоханова С-Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Бакаевой Тамары Асуевны к МО «<адрес> сельское поселение» <адрес> о признании права собственности на земельный пай,
У С Т А Н О В И Л:
Бакаева Т.А. обратилась с иском к МО «<адрес> сельское поселение» <адрес> о признании права собственности на земельный пай, ссылаясь на то, что постановлением Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано ТОО «<данные изъяты>» как товарищество с ограниченной ответственностью, образованное в результате реорганизации совхоза «<данные изъяты>».
Особенности оборота и выдела долей в праве общей собственности на участок из земель сельскохозяйственного назначения установлены в Указе Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы", Указе Президента Российской Федерации от 07.03.96 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", Рекомендациях "О порядке распоряжения земельными долями и имущественными - паями", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.95 N 96, главах 3, 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Передача земельных участков ТОО «<данные изъяты>» осуществлялась в порядке, предусмотренном Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 06.03.92 N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в России", от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению аграрной реформы в РСФСР" и принятыми Правительством Российской Федерации в его развитие Постановлениями (от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса") действующие на тот период колхозы и совхозы должны были сами в срок до 1 января 1993 г. провести реорганизацию, а вновь образованные в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Одновременно члены реорганизуемых хозяйств (по решению трудового коллектива наделялись имущественными и земельными долями, которые они могли получить в натуре при выходе из хозяйства или внести их в уставный капитал или паевой фонд вновь образованных сельскохозяйственных организаций.
Согласно устава ТОО «<данные изъяты>», утвержденного общим собранием членов совхоза, работники совхоза приняли решение о разделе земли между ними и пользовании ею на праве коллективно-долевой собственности без указания местоположения земельного участка, а имущественные и земельные паи внесли в уставный капитал образуемого общества.
В дальнейшем был принят ряд нормативных правовых актов, которыми предписывались, во-первых, выдача всем собственникам земельных долей по их заявлению свидетельств о праве собственности на земельную долю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767, и, во-вторых, в случае передачи земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации, заключение соответствующих письменных соглашений (договоров) (Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337, Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 96). Однако к этому времени часть участников ТОО «<данные изъяты>» вышли из него и образовали крестьянские (фермерские) хозяйства.
Истица же не вышла из ТОО «<данные изъяты>» и её земельная доля, право на которую у неё возникло на основании Постановления Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, находилась в пользовании ТОО «<данные изъяты>».
В связи с банкротством правоприемника ТОО «<данные изъяты>» земельная доля истицы в числе земельных долей, не переданных кому бы то ни было в аренду или пользование, была передана в распоряжение <адрес> сельского поселения <адрес> и находиться в составе земельного участка из невостребованных земельных долей, что подтверждается Справкой Главы Администрации <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Попытки истицы получить документы на принадлежащую ей земельную долю закончились безрезультатно поскольку, согласно архивной справки Администрации <адрес> она в Списках участников ТОО «<данные изъяты>» не указана.
Однако, включение граждан в Список или их не включение в него по каким-то причинам не могут порождать или прекращать имущественные права граждан. Правоустанавливающим документом является лишь акт органов местного самоуправления о регистрации ТОО «<данные изъяты>» и его Устава. Решение общего собрания трудового коллектива о круге лиц, имеющих право на земельную долю, и размере ее явилось базой для принятия указанного решения в органах местного самоуправления. Изложенное вытекает из Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г., п. 18 которых определяет момент возникновения права собственности на земельную долю датой принятия администрацией района решения о регистрации вновь возникающих при реорганизации сельхозпредприятий, передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
Данный вывод в полной мере согласуется со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, содержащей перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и такой, как "акт органов местного самоуправления".
Выдача же на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. свидетельств о праве собственности на земельные доли была призвана закрепить и удостоверить существующие права бывших работников реорганизуемых колхозов и совхозов и производилась по их заявлениям согласно Списков на получение земельных паев, изготовляемых в земельных комитетах. Поэтому их можно рассматривать в качестве правозакрепляющих, но не правоустанавливающих документов. Не включение же отдельных граждан, наделенных земельными паями, в Списки земельных комитетов на получение земельных паев является виной этих органов, но не самих граждан.
Особенностью настоящей правовой коллизии является тот факт, что по данным земельного комитета и Администрации <адрес> сельского поселения, Бакаева Тамара Асуевна наделялась земельной долей, как и другие участники ТОО площадью 36,5 гектара сельскохозяйственных угодий (733,42 баллогектара). При этом, представители бывшего земельного комитета <адрес> (в настоящее время Дубовскии отдел Управления Росреестра РФ по <адрес>) выдать ей копии документов, подтверждающих право собственности истицы на земельную долю, отказываются.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 8,12 ГК РФ, ст. ГПК РФ, истица просит суд, признать за ней право собственности на земельный пай площадью 36,5 га 733,42 баллогектара, находящийся в границах земельного участка участников долевой собственности (невостребованные доли) по адресу: <адрес> сельское поселение, кадастровый номер №.
В судебном заседании представитель истицы Мерзоханов С-Э.С., действующий на основании доверенности от 14 декабря 2010 года (л.д.8) поддержал исковые требования Бакаевой Т.А., пояснив, что его мать доверительница по настоящему делу, действительно работала в совхозе «<данные изъяты>», потом в ТОО «<данные изъяты>» чабаном, потом в 1995 году уехала в <адрес> на постоянное место жительства и не оформила свои права собственности на земельный пай в установленном законом порядке, совсем недавно она узнала, что ее пай земельный находится среди невостребованных в земельном участке переданном <адрес> сельскому поселению и попросила его заняться, юридическим оформлением своих прав на него. Так как сама является лицом преклонного возраста, инвалидом и самостоятельно сделать это у нее нет возможности.
Представитель ответчика Глава <адрес> сельского поселения Сулиманова Л.С. иск признала, не возражала против удовлетворения требований истицы, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 24).
Справкой Главы Администрации <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается что земельный пай, выделенный Бакаевой Т.А. находится в земельном участке среди невостребованных долей на территории <адрес> сельского поселения (л.д. 11).
Представитель Управления Росреестра по <адрес>, привлеченного в качестве третьего лица, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений против удовлетворения требований истицы не представил (л.д. 22).
Представитель ФГУ «Земельная Кадастровая Палата» по <адрес>, о месте и времени судебного заседания уведомлен, в судебное заседание не явился, своих возражений на требования истца не представил, дело рассмотрено на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку такая позиция основана на материалах дела и Законе ст.39 ГПК РФ, признание иска не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования Бакаевой Т.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бакаевой Т.А. к МО «<адрес> сельское поселение» <адрес> удовлетворить.
Признать за Бакаевой Тамарой Асуевной право собственности на земельный пай площадью 36,5 га 733,42 баллогектара, находящийся в границах земельного участка участников долевой собственности (невостребованные доли) по адресу: <адрес> сельское поселение, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано, в Ростовский областной суд, через районный суд в течение десяти дней.
С У Д Ь Я А.А. Линькова