Решение по делу № 2-336/2011 года



Дело № 2-336 /11/г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«22» июня 2011 года                                                                          п. Зимовники

      Судья Зимовниковского районного суда Ростовской области Хазова В.Н.,

при секретаре Дроздовой И.В.,

с участием помощника прокурора <данные изъяты> района Ростовской области Проскрякова В.В.,

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Ростовской области Усова А.А., по доверенности,

представителя третьего лица <данные изъяты> территориального отдела департамента лесного хозяйства Ростовской области и Отдела департамента лесного хозяйства по Ростовской <данные изъяты> Парахина С.А.,

третьего лица - начальника отделения надзорной деятельности по <данные изъяты> району Мордовцева Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения, граничащей с государственным лесным фондом,

у с т а н о в и л:

       Прокурор <данные изъяты> района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Зимовниковский районный суд с иском к Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения, граничащей с государственным лесным фондом.

В обосновании исковых требований ссылается на то, что прокуратурой <данные изъяты> района проведена проверка по исполнению законодательства в сфере пожарной безопасности и пожаротушения, готовности органов местного самоуправления к организации тушения лесных пожаров, а так же природоохранного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности лесов и прилегающих к ним территорий администрацией <данные изъяты> сельского поселения должным образом не выполняются. Так, в районе <данные изъяты> <адрес> в местах прилегания лесного массива к жилому сектору органами местного самоуправления, в нарушение п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), не в полном объеме выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня на здания и сооружения жилого сектора: удаление в летний период сухой растительности (травы и древесины). В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В нарушение указанных требований, в границах <данные изъяты> сельского поселения (<данные изъяты>) на землях, непосредственно граничащих с государственным лесным фондом (квартал № 13), имеются несанкционированные свалки ТБО, строительного мусора и сухой древесной растительности, возле вышки сотовой связи свалено большое количество сухого хвороста. Указанные обстоятельства негативно влияют на окружающую среду, создают угрозу возникновения и распространения пожара на земли, занятые лесами. В нарушение п. 112 ППБ 01-03 на территории <данные изъяты> сельского поселения не произведена опашка лесополосы в направлении х. <адрес>, прилегающей к кварталу 11 Государственного лесного фонда, а также дороги к х. <адрес> Лесонасаждение, расположенное на территории <данные изъяты> сельского поселения и непосредственно примыкающее к жилым домам х. <адрес> (40 га) также не опахано. Лесополоса от х. <адрес> до трассы <адрес>, не опахана от дороги. В нарушение п. 113 ППБ 01-03 у жилых строений х. <адрес> не установлены емкости (бочки) с водой или огнетушители. Таким образом, ненадлежащее исполнение Администрацией <данные изъяты> сельского поселения обязанностей по обеспечению пожарной безопасности в границах муниципального образования, создает угрозу возникновения и распространения пожаров. Просит обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» произвести опашку лесополосы в направлении х. <адрес> а также дороги к х. <адрес> прилегающих к кварталу 11 Государственного лесного фонда и лесонасаждения, расположенного на территории <данные изъяты> сельского поселения и непосредственно примыкающего к жилым домам х. <адрес> (40 га); произвести опашку прилегающей к х. <адрес> степи, а также дороги от лесополосы: от х. <адрес> до трассы <адрес>; в районе <данные изъяты> <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, строительного мусора, сухой древесной растительности и хвороста, удалить сухую растительность.

       В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

       Представитель Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> исковые требования признал частично, не признал требования об обязании произвести опашку лесополосы от дороги от х. <адрес> до трассы <адрес>, поскольку данная автодорога находится на балансе <адрес>, они оплачивают налоги в бюджет <данные изъяты> сельского поселения за землю, на которой находится дорога, поэтому полагает, что и производить опашку земли от автодороги до лесополосы должна администрация <адрес>.

Начальник <данные изъяты> территориального отдела департамента лесного хозяйства Ростовской области и представитель Отдела департамента лесного хозяйства по <адрес> Парахин С.А. суду пояснил, что, Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определен перечень полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, согласно которых там указано, что они обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов. Поскольку земля, на которой находится и дорога от х. <адрес> до трассы <адрес> относится к муниципальной собственности поселения, то они обязаны принять первичные меры пожарной безопасности, а именно произвести опашку лесополосы от данной дороги.

Представитель третьего лица отделения надзорной деятельности по <адрес> Мордовцев Г.В. суду пояснил, согласно пункта 11 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности лесов и прилегающих к ним территорий администрацией <данные изъяты> сельского поселения должным образом не выполняются. Были выявлены ряд нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и пожаротушения, готовности органов местного самоуправления к организации тушения лесных пожаров, а так же природоохранного законодательства. Считает, что опашку лесополосы от дороги х. <адрес> до трассы <адрес>, должна производить Администрация <данные изъяты>, поскольку опахивать будут не дорогу, а землю, которая находится в собственности <данные изъяты> сельского поселения.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения охраны и защиты лесов.

В соответствии со ст.ст. 51-53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос и проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

В судебном заседании представитель ответчика не согласился с требованиями прокуратуры <адрес> в части опашки лесополосы от дороги х. <адрес> до трассы <адрес>, так как считает, что данные требования относятся к компетенции администрации <адрес>.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, так как считает, что согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Пунктом 11 Правил пожарной безопасности в РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Поскольку ответчик не представил суду доказательства, подтверждающие, что администрация <адрес> обязана в силу Федерального закона N 131-ФЗ обеспечивать первичные меры пожарной безопасности, то суд считает, что субъектом данного административного правонарушения является администрация <данные изъяты> сельского поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения нарушает ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населений», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также п.п. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми установлено, что запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, подп. 2 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, согласно которому в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В соответствии с ст.ст. 1, 2 и 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации <данные изъяты> сельского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Дав анализ фактическим обстоятельствам дела в их взаимосвязи с нормами права, регулирующими спорные правоотношения. Суд приходит к выводу, что необходимость в устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности в судебном заседании установлена, обязанность по устранению должна быть возложена на администрацию <данные изъяты> сельского поселения. Требования прокурора законны и направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления в решении вопросов местного значении, возложенных на него федеральным законом и на защиту жизни и здоровья людей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Удовлетворить исковые требования Прокурора <данные изъяты> района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения.

      Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» произвести опашку лесополосы в направлении х. <адрес>, а также дороги к х. <адрес>, прилегающих к кварталу 11 Государственного лесного фонда и лесонасаждения, расположенного на территории <данные изъяты> сельского поселения и непосредственно примыкающего к жилым домам х. <адрес> (40 га).

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения произвести опашку прилегающей к х. <адрес> степи, а также лесополосы от дороги х. <адрес> до трассы <адрес>.

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения в районе <адрес> <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки ТБО, строительного мусора, сухой древесной растительности и хвороста, удалить сухую растительность.

       Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 27 июня 2011 года.

Председательствующий судья подпись           В.Н. Хазова