Решение по делу № 2-451/11



Дело № 2-451/11/г.

                                                       РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

«01» сентября 2011 года                                                                    п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,

с участием представителя истца Ростовского природоохранного прокурора в лице старшего помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Дьяченко В.А.,

представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организации Ростовской области, в лице начальника отдела правовой работы Чекменова А.В., представившего доверенность № 19/11274,

представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организации Ростовской области, в лице заведующего сектором правовой экспертизы Шанько А.В., представившего доверенность № 19/112642,

представителя третьего лица Управления Ветеринарии РО - Дымченко Г.П., представивший доверенность от 15.08.2011 года,

представителя третьего лица Администрации <данные изъяты> сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области - Артемовой А.Н., представившей доверенность от 26.08.2011 года,

при секретаре Дроздовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-451/11/г. по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании скотомогильника, расположенного на территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км. от <адрес> бесхозяйным и возложении обязанности принятия на баланс,

установил:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании скотомогильника, расположенного на территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км. от <данные изъяты> бесхозяйным и возложении обязанности принятия на баланс. скотомогильника, расположенного на территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км. от <адрес> бесхозяйным и возложении обязанности принятия на баланс

Истец просит: признать скотомогильник, расположенный на территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км. от <адрес> бесхозяйным; обязать Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области - принять на баланс бесхозяйный скотомогильник, расположенный на территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км от <адрес>.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано следующее: «Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства при утилизации биологических отходов выявлен бесхозяйный скотомогильник. На территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км от <адрес> расположен скотомогильник. Установлено, что сведений о правах на расположенный на указанной территории муниципального района Ростовской области скотомогильник не имеется, на балансе у администрации <данные изъяты> района и администрации <данные изъяты> сельского поселения он не состоит. Ввиду отсутствия собственника, неисполнения обязанности по надлежащему содержанию, скотомогильник не соответствует требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее - Ветеринарно-санитарные правила). Изложенное подтверждается информацией начальника Государственного учреждения Ростовской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных» от ДД.ММ.ГГГГ и информацией главы сельского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статей 11, 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должных быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил - биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или, в исключительных случаях, захоранивают в специально отведенных местах. Скотомогильник - это место, отведенное для захоронения биологических отходов, которыми являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Обязанность по его надлежащему содержанию, устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы) возложена на собственника - руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, согласно требованиям п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил. Ненадлежащее состояние указанного объекта, согласно сведениям Управления ветеринарии РО создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, поскольку может повлечь распространение эпидемий и эпизоотии, так как к биологическим отходам, захороненным в скотомогильнике относятся и пандемичные трупы животных. Несоответствие требованиям ветеринарного, санитарного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды названного объекта создает угрозу здоровью населения и окружающей среде, поскольку могут привести к доступу людей и животных на территорию скотомогильника, что в свою очередь повлечет инфицирование внешней среды. Данная ситуация сложилась из-за отсутствия владельцев, ответственных за выполнение ветеринарно-санитарных требований. Тем самым нарушены интересы и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ. Изложенное обосновывает предъявление в суд искового заявления прокурором. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Частями 1, 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет- -органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако, анализ законодательства в области организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законодательства в области организации местного самоуправления, ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения показывает, что действующим законодательством не предусмотрено в качестве вопроса местного значения, самостоятельно решаемого населением и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а так же не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по содержанию скотомогильников. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В силу указанной правовой нормы, данный Закон не может распространяться на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных районов, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно п. п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно пп. ц п. 2 ст. 26.11 этого же Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Из указанного выше следует, что вопросы содержания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Согласно п. п. 5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. При условии того, что действующее законодательство не предусматривает       обращение       в       муниципальную       собственность, расположенного на территории <данные изъяты> района Ростовской области места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников на счет администрации муниципального района не поступали, предъявление каких-либо требований к муниципальному образованию не возможно. Таким образом, признание скотомогильника бесхозяйным необходимо для передачи в собственность данного объекта имущественных прав администрации <адрес>. С учетом положений" п. 1.5. Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций <адрес>» устанавливающем, что министерство является специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности <адрес> - данный орган привлекается в качестве ответчика. Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. Как указано в статье 1, 2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенных прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поскольку скотомогильник является объектом неразрывно связанным с землей, расположен на территории района, а в соответствии со статьей 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов, то исковое заявление подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения земельного участка.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Зимовниковского района Ростовской области Дьяченко В.А., исковые требований изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Чекменев А.А. и представитель ответчика Шанько А.В., исковые требования не признали, представили суду возражение на исковое заявление из которого следует: «Минимущество области, рассмотрев исковые требования <адрес> природоохранного прокурора, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. I. Прокурором к минимуществу области заявлено требование о признании бесхозяйным       скотомогильника, расположенного       на       территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км <адрес>, который, как следует из искового заявления, является объектом недвижимого имущества. При рассмотрении данного требования необходимо учитывать, что, во-первых, процессуальное положение Минимущества области в качестве ответчика по данному требованию не основано на законе. Субъектный состав по данному требованию определен в нарушение ГПК РФ. Минимущество области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем указанное требование к министерству не может быть удовлетворено. Во-вторых, в подтверждение того, что скотомогильник является объектом недвижимого имущества не приведено ни одного надлежащего доказательства. В обоснование своего требования прокурором не приведена ни одна правовая норма, которая позволила бы ему обратиться в суд с таким исковым заявлением. Данное требование заявлено с нарушением норм материального и процессуального права. В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, на учет бесхозяйная недвижимая вещь ставится уже являясь фактически бесхозяйной. При этом орган местного самоуправления вправе обратиться в суд только с заявлением о признании права муниципальной собственности, а не с заявлением о признании недвижимой вещи бесхозяйной. Иной процедуры вовлечения бесхозяйного недвижимого имущества в гражданский оборот, кроме как признания на него права муниципальной собственности, ГК РФ не предусматривает. В соответствии со статьей 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела. Статьей 262 ГПК РФ и главой 33 ГПК РФ предусмотрено, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Таким образом, в соответствии с ГПК РФ суд вправе признать бесхозяйной только движимую вещь и принять соответствующее решение. Решение о признании бесхозяйной недвижимой вещи судом не принимается. На эту вещь сразу признается право муниципальной собственности. Иного порядка принятия судом решений в отношении бесхозяйных движимых и недвижимых вещей ГПК РФ не предусматривает. Поскольку порядок рассмотрения в суде дел о признании бесхозяйными недвижимых вещей не предусмотрен ГПК РФ и другими федеральными законами, прокурор не вправе был обращаться в суд с иском о признании бесхозяйным скотомогильника, являющегося недвижимой вещью. Следовательно, исковое заявление не соответствует требованиям статьей 1, 262 и главы 33 ГПК РФ, в связи с чем оно подано в порядке, не предусмотренном положениями ГПК РФ. В обоснование искового требования прокурор ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность скотомогильника, поскольку данное имущество не предназначено для решения вопросов местного значения муниципального образования, а полномочия и денежные средства в порядке предусмотренном статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) администрации <данные изъяты> района не передавались. Поэтому, по мнению прокурора, признание скотомогильника бесхозяйным необходимо для его передачи в собственность <адрес>. Однако данные выводы прокурора являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, а именно: 1)Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установлен статьей 225 ГК РФ. Согласно данной статье бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. При этом право органа местного самоуправления на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь не ставится в зависимость от того, соответствует ли данное имущество положениям статей 14, 15, 16 и 50 Федерального закона № 131-ФЗ. Поэтому орган местного самоуправления вправе обратиться с заявлением о признании права муниципальной собственности на любую бесхозяйную недвижимую вещь. В случае иного толкования положений статьи 225 ГК РФ необходимо учитывать, что других способов вовлечения бесхозяйных недвижимых вещей в гражданский оборот гражданское законодательство не предусматривает. Так, например, гражданское законодательство не наделяет федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ правом на обращение в суд с заявлением о признании права государственной собственности соответствующего публичного образования на бесхозяйное недвижимое имущество. Следовательно, если толковать статью 225 ГК РФ по иному, бесхозяйные недвижимые вещи, не соответствующие положениям статей 14, 15, 16 и 50 Федерального закона № 131-ФЗ, не могут быть обращены в муниципальную собственность, а потом переданы в государственную собственность в порядке разграничения государственного и муниципального имущества, либо отчуждены в частную собственность в порядке приватизации. Иначе говоря, при таком толковании данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи в принципе не могут быть вовлечены в гражданский оборот. Однако данный вывод является ошибочным, поскольку не основан на буквальном толковании статьи 225 ГК РФ. Статья 225 ГК РФ предусматривает, что обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а также обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью. Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой передача бесхозяйных объектов недвижимости (скотомогильников) в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований не допускается. Кроме того, согласно Определению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ обращение в муниципальную собственности скотомогильника помимо воли муниципального образования не предусмотрено федеральным законодательством. Данным определением было отказано в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника. Однако данные положения статьи 225 ГК РФ и судебная практика Верховного Суда РФ прокурором при подаче иска не учтены. Поэтому им сделан ошибочный вывод о принципиальной невозможности обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность. Одновременно прокурор делает вывод о том, что у органов местного самоуправления вообще отсутствует возможность содержать любые скотомогильники, как бесхозяйные, так и находящиеся в муниципальной собственности. В обоснование данного утверждения прокурор ссылается в том числе и на пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ, от ДД.ММ.ГГГГ . Однако при этом прокурор почему-то не приводит буквального содержания данного пункта. Вместе с тем в соответствии с пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Необходимо учитывать, что данный пункт был оспорен и являлся предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ. Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в признании недействующим указанного пункта Ветеринарно-санитарных правил. Тем самым Верховный Суд РФ установил, что органы местного самоуправления вправе содержать скотомогильники, находящиеся в муниципальной собственности. Кроме того, согласно Определению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления обязаны содержать скотомогильники, но только те, которые находятся в их ведении. При рассмотрении указанного дела суд установил, что скотомогильник является бесхозяйным и, соответственно, не находится в муниципальной собственности. Именно поэтому по данному делу суд отказал прокурору в удовлетворении требований к органу местного самоуправления содержать бесхозяйный скотомогильник. Таким образом, является неправильным довод прокурора о том, что у органов местного самоуправления вообще отсутствует возможность содержать скотомогильники находящиеся в муниципальной собственности. Прокурор в исковом заявлении пришел к выводу, что признание скотомогильника бесхозяйным необходимо для его передачи в государственную собственность <адрес>. Однако в обоснование данного утверждения прокурор не указал ни одной правовой нормы. В гражданском законодательстве отсутствует норма, являющаяся основанием возникновения права собственности субъекта РФ на бесхозяйное имущество (любое), а также норма, предусматривающая порядок кого признания права на это имущество. Поэтому прокурор не указал, кто именно будет передавать скотомогильник в государственную собственность <адрес>, на сновании какого именно нормативного правового акта, и в каком именно порядке субъект Российской Федерации вправе или обязан принять в государственную собственность бесхозяйное недвижимое имущество. Таким образом, данный вывод прокурора является необоснованным. Прокурором     не     учтено,     что     действующим     федеральным законодательством установлена процедура принятия в государственную собственность субъектов РФ объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном пунктом 11 статьи 154 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако для реализации указанного положения данного Федерального закона органу местного самоуправления первоначально необходимо признать на скотомогильник право муниципальной собственности в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ. Прокурор указал, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Однако прокурором не учтено, что данная норма сама по себе не является основанием возникновения права собственности. Право собственности субъекта РФ на имущество может возникнуть по основаниям, установленным статьей 218 ГК РФ. Так, право собственности субъекта Российской Федерации на скотомогильник может возникнуть на основании гражданско-правовых сделок, в результате строительства скотомогильника за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также, как указано выше, в порядке разграничения государственного и муниципального имущества по вопросам ведения в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ. Признания права собственности субъекта РФ на имущество средством признания данного имущества бесхозяйным федеральное законодательство не предусматривает. Прокурором заявлено требование об обязании Минимущества области принять бесхозяйный скотомогильник на баланс. Правовое обоснование этого требования в иске также не приведено. Ни одна правовая норма, которая позволила бы обратиться в суд с этим исковым требованием, и на основании которой у Минимущества области возникла обязанность поставить скотомогильник на бухгалтерский учет Министерства, не указана. Данное требование заявлено с нарушением норм материального и процессуального права. Гражданское законодательство, в том числе статья 12 ГК РФ, не содержит такого способа защиты нарушенного права, как предъявление требований к государственному органу о принятии имущества на баланс. Во-первых, обращение в суд с таким иском не может восстановить положения, существовавшего до нарушения права, так как данный объект когда не находился в государственной собственности Ростовской области и не закреплялся за минимуществомм области на праве оперативного управления. Во-вторых, минимущество области не осуществляло никаких действий, в - пресечении которых имеется необходимость. В связи с этим предъявление к минимуществу области указанного требования является нарушением части 3 статьи 1 ГПК РФ, а ссылка прокурора на статью 12 ГК РФ является неправомерной. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организаций. Основными задачами бухгалтерского учета является в том числе армирование полной и достоверной информации о ее имущественном сложении. Кроме того, согласно пункту 4 Приложения 2 к приказу Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» - при ведении бухгалтерского учета орган государственной власти обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества, его использовании. Таким образом, бухгалтерский учет может быть осуществлен минимуществом области только в отношении имущества, которое на момент учета уже является государственной собственностью <адрес>, которое закреплено за минимуществом на праве оперативного управления, используется минимуществом для осуществления возложенных на него полномочий. Учет иного имущества минимуществом области не допускается. Спорные же скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, не являются государственной собственностью <адрес>, не закреплены за минимуществом, и не используются им для осуществления изложенных на него полномочий. В     соответствии     с Положением, утвержденным постановлением Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ , минимущество области является областным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственной собственностью <адрес>. При этом к компетенции Минимущества области не относится использование     и     содержание     имущества,     Предназначенного     для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. При таких обстоятельствах не представляется возможным утверждать, что Минимущества возникла обязанность учитывать бесхозяйные скотомогильники на своем балансе. Однако данные обстоятельства прокурором не приняты во внимание, а исковые требования нарушают положения вышеуказанных нормативных правовых актов. При этом основной вопрос (признание права государственной собственности <адрес>) предметом иска не является. Между тем именно определение возможного собственника и признание его права является лиственным условием для возникновения у него обязанностей, предусмотренных законодательством. Как следует из искового заявления окончательной целью заявленных требований является оформление на скотомогильники права государственной собственности <адрес>, что в свою очередь позволит решить вопрос надлежащего содержания скотомогильников за счет средств областного бюджета. Однако следует учитывать, что само по себе признание скотомогильников бесхозяйными и установление обязанности Минимущества области учесть их на балансе не позволит достичь сказанных целей. Это связано с тем, что ни признание скотомогильника бесхозяйным, ни его учет на балансе не повлекут за собой возникновения на него права государственной собственности <адрес>. Учет имущества на балансе не предусмотрен статьей 218 ГК РФ в качестве основания возникновения права собственности. Поскольку право государственной собственности <адрес> не возникнет, то ни у Минимущества области, ни у иных областных государственных органов не возникнет обязанности нести бремя содержания этих скотомогильников (статья 210 ГК РФ). Более того, в случае если на содержание скотомогильников, на которые не возникло право государственной собственности <адрес>, все же будут потрачены средства из областного бюджета, то это повлечет нецелевые расходы областного бюджета и, соответственно, применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако данные обстоятельства также не учтены прокурором и не оценены в иске. В исковом заявлении указано, что оно подано в соответствии со статьей 12 ГК РФ, согласно которой способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поскольку исковые требования заявлены к минимуществу области в отношении бесхозяйных скотомогильников, к которым минимущество области не имеет никакого отношения, то не ясно, какими действиями и чьи права нарушило минимущество области. Обоснование этому в исковом заявлении отсутствует. Также не ясно, каким образом удовлетворение иска позволит восстановить положение, существовавшее до нарушения права, если такое положение никогда не существовало. В связи с этим в исковом заявлении отсутствует обоснование заявленного прокурором способа защиты права на основании указанной статьи. В исковом заявлении указано, что в соответствии со статьей 30 ГПК РФ оно подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения земельного участка, поскольку данный иск является иском о праве на земельный участок. Однако в иске речь идет только о признании скотомогильника бесхозяйным, а также постановке его на бухгалтерский учет Минимущества области, то есть об обязании Минимущества совершить определенное действие. Прокурор не оспаривает чье-либо право, не просит признать за кем-либо, в том числе за минимуществом области, какое-либо право на земельный участок. Не просит он этого и в отношении самого
скотомогильника. Таким образом, данный спор не является спором о праве, что свидетельствует о незаконности и необоснованности данного утверждения прокурора. В связи с этим в соответствии со статьей 28 ГПК РФ по общему правилу иск должен был предъявляться по месту нахождения министерства. Аналогичный вывод следует из содержания статьи 254 ГПК РФ. Таким образом, иск заявлен с нарушением правил о подсудности. По мнению Минимущества области при рассмотрении спора необходимо выяснить не является ли скотомогильник самовольной постройкой. Это обусловлено тем, что вовлечение самовольной постройки в гражданский оборот возможно осуществить только в порядке установленном статьей 222 ГК РФ. Статья 222 ГК РФ предусматривает, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Однако <данные изъяты> не является собственником земельного участка, на котором расположен скотомогильник, минимуществу области этот земельный участок никогда не предоставлялся, в связи с чем скотомогильник не может быть обращен в государственную собственность <адрес> в порядке, установленном указанной статьей. Статьей 225 ГК РФ установлен иной порядок вовлечения бесхозяйных вещей в гражданский оборот. Однако данная норма не предусматривает возможности признания права муниципальной собственности на самовольную постройку, как на бесхозяйную вещь. В случае если будет установлено, что скотомогильник является самовольной постройкой, на него может быть в установленном порядке признано право собственности за лицом, указанным в статье 222 ГК РФ, либо он должен быть снесен. При этом данная самовольная постройка не приобретает статуса бесхозяйной недвижимой вещи. Учитывая изложенное, просят суд в удовлетворении искового заявления Ростовского межрайонного природоохранного прокурора отказать».

Представитель третьего лицо Управления ветеринарии Дымченко Г.П, в судебном заседании в удовлетворении заявленных исковых требованиям не возражал.

Представитель третьего лица <данные изъяты> сельского поселения Артемова А.Н., в судебном заседании в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать, поскольку скотомогильника на территории <данные изъяты> сельского поселения не имеется. Имеется захоронение сибирской язвы, данное захоронение на балансе в поселении не находится. Данным захоронением никто не пользуется, на расстоянии 0,5 км. от <адрес> никакого скотомогильника нет, а имеется только заброшенное захоронение сибирской язвы, данное захоронение было произведено в 1967 году. Документов на захоронение нет, имеется табличка с надписью «захоронение сибирской язвы».

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц и изучив материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон и третьих лиц, письменных и других доказательств.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ст. 131 ГПК РФ - в исковом заявлении должны быть указаны:

обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

На основании Конституции РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, вопросы содержания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

В исковом заявлении и приложенных к нему материалов, а также в судебном заседании истец не представил сведений о земельном участке под спорным скотомогильником (о собственнике земельного участка). Таким образом, невозможно определить надлежащего ответчика и возложить ответственность за надлежащее содержание объекта, расположенного на этом земельном участке.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества возложено на собственника, в связи с чем, содержание скотомогильников в состоянии, соответствующем требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией данных объектов, а также финансирование указанных мероприятий является обязанностью РФ.

В судебном заседании истцом не доказано - наличие именно скотомогильника, несоответствие территории скотомогильника требованиям ветеринарно-санитарных правил и не доказано, что указанное несоответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил, ставит под угрозу экологическое благополучие окружающей территории и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

Согласно ст.132 ГПК РФ - к исковому заявлению прилагаются:

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, однако при предъявлении иска, а также в ходе судебного разбирательства доказательства в обоснование заявленных исковых требований истцом суду не представлено.

Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ - прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Истцу при подготовке дела к судебному разбирательству было предложено представить суду доказательства в подтверждения заявленных исковых требований, как то - точное место расположения скотомогильника, его фактическое наличие либо отсутствие, правоустанавливающие документы на земельный участок под скотомогильником, документы подтверждающие, что спорное имущество является недвижимым, основания для признания скотомогильника бесхозяйным.

Однако в судебное заседание каких-либо доказательств в подтверждения заявленных исковых требований представлено не было.

Так представитель истца в судебном заседании не отрицал, что указанный выше скотомогильник на учете органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество как бесхозяйный не состоял.

Кроме того, в исковом заявлении в части обоснования, что скотомогильник не имеет собственника, идет ссылка на информацию начальника Государственного Учреждения Ростовской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), а согласно информации представленной начальником Государственного Учреждения Ростовской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных» в суд от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) о скотомогильниках <данные изъяты> района Ростовской области не имеющих собственников, спорный скотомогильник не значится.

В судебном заседании было установлено, что скотомогильника на территории <данные изъяты> сельского поселения на расстоянии 0,5 км в любом направлении от <адрес> не имеется.

Имеется сибиреязвенное заброшенное захоронение.

Организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:- проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва";- принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; - обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, берут на учет стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты и угрожаемые территории.

Вновь выявленные стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты вносятся в список стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации.

Все выявленные стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты и расположенные на их территориях почвенные очаги инфекции (сибиреязвенные скотомогильники, места падежа, прирезки, случайные захоронения павших от сибирской язвы животных и другие) наносятся на карту местности с обозначением на них места и границ почвенных очагов сибирской язвы, для сибиреязвенных скотомогильников указываются географические координаты. Копии карт хранятся в журналах учета эпизоотических очагов.

Организуется контроль за проведением работ по ограждению и содержанию в надлежащем санитарном состоянии скотомогильников, отдельных старых захоронений животных и биотермических ям, обеззараживанием почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы, и обеспечением мер к оборудованию достаточного количества убойных пунктов и площадок с целью исключения в населенных пунктах подворного убоя животных без ветеринарного освидетельствования.

С органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится обязательное согласование проведения агромелиоративных, строительных и других работ, связанных с выемкой и перемещением грунта сибиреязвенных захоронений.

Вокруг почвенных очагов сибирской язвы устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой определяется с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ.

На территориях, стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор по субъекту Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, органами ветеринарной службы субъектов Российской Федерации разрабатываются программы по профилактике сибирской язвы сроком на пять лет с ежегодной корректировкой, которые утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В данном споре каких либо мер реагирования, органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по профилактике не установлено.

Также в исковых требованиях имеются противоречия, которые в судебном заседании истцом устранены не были - а именно, в исковом заявлении в обоснования заявленных требований идет ссылка на ст.225 ГК РФ (л.д.5), которая далее по тексту искового заявления опровергается самим истцом, то есть истец и утверждает и отрицает, что спорный скотомогильник является недвижимым имуществом.

Согласно ст. 225 ГК РФ - бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно «ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА СБОРА, УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ» (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400, с изменениями, внесенными Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N КАС06-193), существует порядок размещения и строительства скотомогильников (биотермических ям), а именно - Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В данном исковом случае, каких либо доказательств подтверждающих, наличие биотермической ямы, её строительство, и места размещения истцом не представлено.

Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений.

Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется.

Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Через траншею перекидывают мост.

При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

При предъявлении исковых требований о признании скотомогильника бесхозяйный истцом суду не представлено доказательств фактического наличия скотомогильника на территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0,5 км. от <адрес>.

Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400)

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, которая наступает при наличии скотомогильников (биотермических ям) на их территории.

Контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора, однако в судебном заседании представитель третьего лица не представил суду доказательств (актов проверки, предписаний) подтверждающих, что в соответствии с данными правилами специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяли ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). Кроме того, при выявлении нарушений они обязаны выдать предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта.

Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка. Таких документов суду представлено не было.

Таким образом ряд нарушений норм материального и процессуального права, как при предъявлении иска, так и в ходе судебного разбирательства являются существенным основаниями для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании скотомогильника, расположенного на территории <данные изъяты> района в <данные изъяты> сельском поселении на расстоянии 0.5 км от <адрес> бесхозяйным и возложении обязанности принятия на баланс, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение 10 дней, со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 05 сентября 2011 года.

Председательствующий судья                                А.Ю.Зотова