№ 2-580 (11) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 октября 2011 года п. Зимовники Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе судьи Яковенко Д.А. при секретаре Серовой Л.П., с участием представителя заявителя помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Проскурякова В.В. представителей заинтересованного лица <данные изъяты> районного Собрания депутатов Ростовской области по доверенности Лежневой М.А. и Рогозина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зимовниковского района Ростовской области поданному в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> районному Собранию депутатов Ростовской области, об оспаривании нормативных правовых актов, суд УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ прокурор Зимовниковского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с заявлением в порядке Главы 24 ГПК РФ об оспаривании нормативных правовых актов. Согласно уточненных требований, заявитель просит: - признать абзац второй части 3 статьи 4 Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области, утвержденного Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, противоречащим части 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статье 4 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области. и должности государственной гражданской службы Ростовской области», и недействующим с момента принятия, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. - признать пункт 1 части 1 статьи 10 Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области, утвержденного Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления для приостановления выплаты государственной пенсии за выслугу лет таких оснований как «поступление на работу в учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, (бюджетные учреждения)», а также «выполнение иной работы по трудовому договору со дня поступления на работу», противоречащим части 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и недействующим с момента принятия, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований в заявлении прокурор указал следующее: «в ходе проводимого прокуратурой района мониторинга муниципальных нормативных правовых актов на соответствие действующему законодательству установлено, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> районным Собранием депутатов принято Решение № 328 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области», которое опубликовано в районной газете «Степная новь» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Решение). Изучением указанного нормативного правового акта в прокуратуре района установлено, что абзац второй части 3 статьи 4, а также пункт 1 части 1 статьи 10 действующей редакции Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области, утвержденного вышеуказанным Решением, противоречат действующему законодательству и подлежат признанию недействующими по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, - установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в части 1 ст. 10 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области». Частью 2 статьи 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней. Частью 4 этой же статьи установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Абзацем вторым части 3 ст. 4 Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области» (далее - Положение), утвержденного указанным Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов, установлен максимальный размер государственной пенсии за выслугу лет. Так, максимальный размер государственной пенсии за выслугу лет назначается в таком размере, чтобы сумма пенсии (части трудовой пенсии), или пенсий, к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет, и государственная пенсия за выслугу лет не должен превышать двух должностных окладов по соответствующей муниципальной должности или должности муниципальной службы. В соответствии с частью 3 статьи 4 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области» размер государственной пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 2 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, областным законодательством не предусмотрено установление максимального размера государственной пенсии за выслугу лет. Следовательно, установление максимального размера в нормативном правовом акте органа местного самоуправления является неправомерным и противоречит федеральному и областному законодательству. Кроме этого, пунктом 1 части 1 статьи 10 Положения установлено, что выплата государственной пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня замещения ее получателем на профессиональной постоянной основе государственной должности Российской Федерации, государственной должности Ростовской области, государственной должности иного субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы (государственной службы иного вида), муниципальной должности, должности муниципальной службы, поступления на работу в учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, (бюджетные учреждения), а также при выполнении иной работы по трудовому договору со дня поступления на работу. Вместе с тем, частью 3 статьи 10 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области», устанавливающей основания приостановления выплаты государственной пенсии за выслугу лет, не предусмотрены такие основания приостановления выплаты, как «поступление на работу в учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, (бюджетные учреждения)», а также «выполнение иной работы по трудовому договору со дня поступления на работу». Таким образом, <данные изъяты> районным Собранием депутатов необоснованно установлены основания для приостановления выплаты государственной пенсии за выслугу лет, не предусмотренные федеральным и областным законодательством. При таких обстоятельствах, нормы абзаца второго части 3 статьи 4, а также пункта 1 части 1 статьи 10 Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области, утвержденного Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области» противоречат федеральному и областному законодательству и нарушают права неопределенного круга лиц, имеющих право на получение государственной пенсии за выслугу лет, либо у которых такое право может возникнут в будущем, на получение указанного вида пенсии в соответствии с областным и федеральным законодательством на тех же правах, что и государственные гражданские служащие». Представитель заявителя помощник прокурора Проскуряков В.В. в судебном заседании требования заявления поддержал по основаниям изложенным в заявлении и просил уточненные требования заявления удовлетворить, дополнительно в обоснование заявленных требований указал следующее: «согласно предоставленных документов, не были опубликованы оспариваемые положения нормативно правовых актов, в связи с чем они применяться не могут, и их следует признать не действующими и не соответствующими требованиям федерального законодательства». <данные изъяты> районным Собранием депутатов Ростовской области представлен отзыв на заявление прокурора, в котором в обоснование возражений указано следующее: «15 июня т.г. председателем <данные изъяты> районного Собрания депутатов был получен протест прокурора Зимовниковского района на Решение <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области» (в ред. реш. от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее также - Протест). С протестом был ознакомлен Глава <данные изъяты> района и другие заинтересованные лица Администрации <данные изъяты> района, а также все постоянные комиссии <данные изъяты> районного Собрания депутатов. Для рассмотрения вопроса на заседание районного Собрания депутатов, которое состоялось 29 июля т.г., депутатам был представлен проект решения с частичным удовлетворением Протеста. В ходе обсуждения проекта решения в него были внесены изменения и принято решение об оставлении Протеста прокурора без удовлетворения. Основным аргументом имеющихся в Положении ограничений, касающихся размера государственной пенсии за выслугу лет (далее также - пенсии за выслугу лет), является дотационность бюджета <данные изъяты> района (более 70 %). В н.в. за июнь 2011 года за счет средств района выплачена 19 пенсионерам пенсия за выслугу лет в сумме <данные изъяты>, а за июль и август <данные изъяты> за каждый месяц (итого необходимо дополнительно изыскивать в бюджете района, в существующих размерах пенсии за выслугу лет на год около одного миллиона рублей). Это без учета других лиц, которые могут обратиться за выплатой, а также без учета предстоящей индексации с начала будущего года. Поскольку «условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» (ч. 4 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), то районное Собрание депутатов и использует свое право на определение условий при установлении ограничений на выплату пенсий за выслугу лет за счет средств бюджета района. А существующие ограничения в абзаце втором части 3 статьи 4 и пункте 1 части 1 статьи 10 Положения как раз и являются условиями. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается пунктами 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в пенсии за выслугу лет ограничен. Вместе с тем, положения запрещающие вводить другие ограничения максимального размера пенсии за выслугу лет, как в федеральном, так и областном законодательствах отсутствуют. Примером может служить то, что частью 2 статьи 7 Закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ростовской области» закреплено, что: «2. Максимальный размер премий не ограничивается», т.е. существует законодательный барьер на ограничение максимального размера премий. Аналогичных ограничений для размера пенсии за выслугу лет не указано ни в федеральных законах, ни областных. Нельзя согласиться и с выводом прокуратуры о том, что пункт 1 части 1 статьи 10 Положения «противоречит закону в части установления для приостановления выплаты государственной пенсии за выслугу лет таких оснований как «поступление на работу в учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, (бюджетные учреждения)», а также «выполнение иной работы по трудовому договору со дня поступления на работу». Так как данное основание является одним из условий выплаты пенсии за выслугу лет. Если следовать логике изложенной в заявлении и.о. прокурора Зимовниковского района, в том, что данное ограничение отсутствует в Законе Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 872-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области», то необходимо исключать и требование вышеуказанного пункта о том, что выплата государственной пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня замещения ее получателем на профессиональной постоянной основе муниципальной должности, должности муниципальной службы, поскольку данное ограничение отсутствует в пункте 1 ч. 1 ст. 10 Закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 872-ЗС: «1. Выплата государственной пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня: 1) замещения ее получателем на профессиональной постоянной основе государственной должности Российской Федерации, государственной должности Ростовской области, государственной должности иного субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы (государственной службы иного вида);». Таким образом, служащий пенсионного возраста, продолжающий замещать муниципальную должность или должность муниципальной службы вправе будет получать, помимо ежемесячного денежного содержания, трудовой пенсии по старости, ещё и государственную пенсию за выслугу лет, что не допустимо по отношению к основной части населения района. На основании вышеизложенного <данные изъяты> районное Собрание депутатов просит суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований». В судебном заседании представители заинтересованного лица <данные изъяты> районным Собранием депутатов Ростовской области Лежнева М.А. и Рогозин Н.Н., требования заявления не признали и просили суд отказать в удовлетворении требований прокурора, по обстоятельствам изложенным в ранее представленном отзыве. Кроме того суду показали, что решение <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» и решение <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» с момента их принятия и до настоящего времени не опубликованы, в виду того, что в пункте 2 решения <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» и пункте 2 решения <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» указано, что решения вступают в силу со дня их принятия. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: - полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; - форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; - предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Прокурором оспариваются части Положения «о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области (далее по тексту Положение), (принятого Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №) внесенные Решениями <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 76) и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 77). В указанных решениях пунктом 2 предусмотрено, что настоящие решения вступают в законную силу со дня их принятия. По данным Администрации <данные изъяты> района Ростовской области оспариваемые Решения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми внесены изменения в вышеуказанное Положение, с момента их принятия и по настоящее время опубликованы не были. Указанное обстоятельство также не отрицается и представителями заинтересованного лица. Однако согласно действующего законодательства, а также ст.ст. 35, 37 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» (л.д. 108-128) и ст.ст. 54, 56 Устава принятого ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129-199) муниципальные правовые акты, устанавливающие либо изменяющие общепринятые правила и затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, вступают в законную силу после их официального опубликования. В результате судом установлено, что при издании оспариваемых Решении были нарушены требования законодательства и предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в частности правила опубликования, что в свою очередь влечет признание оспариваемых Решений недействующими, без исследования других обстоятельств по делу, в том числе и содержания оспариваемых актов. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. На основании оспариваемого Положения производится определение, назначение, расчет государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы. Прокурор просил признать части Положения недействующими с момента их принятия, т.е. с 31 марта и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. С учетом изложенного, суд считает возможным в данной части требования прокурора удовлетворить частично и оспариваемые части Положения признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газетах "<данные изъяты>" и «<данные изъяты>». Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Зимовниковского района Ростовской области поданное в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> районному Собранию депутатов Ростовской области, об оспаривании нормативных правовых актов, удовлетворить частично. Признать противоречащим федеральному законодательству (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Областному закону Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области» и недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу: - абзац второй части 3 статьи 4 Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области, (принятого Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №) внесенный Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Признать противоречащим федеральному законодательству (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»», и недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу: - пункт 1 части 1 статьи 10 Положения о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» Ростовской области (принятого Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №) внесенный Решением <данные изъяты> районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №; в части установления для приостановления выплаты государственной пенсии за выслугу лет таких оснований как: «поступление на работу в учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней, (бюджетные учреждения), а также выполнении иной работы по трудовому договору со дня поступления на работу». В удовлетворении остальной части требований отказать. По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газетах "<данные изъяты>" и «<данные изъяты>». Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий судья: Д.А. Яковенко