РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «26» октября 2011 года п. Зимовники Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе: Председательствующего судьи Хазовой В.Н., при секретаре Дроздовой И.В., с участием истца Бондаренко Т.И., представителя ГУ УПФР по Зимовниковскому району Адильхановой Р.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Татьяны Ивановны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес>о признании отказа о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком и обязании назначить досрочную трудовую пенсию с момента наступления права на досрочную пенсию, суд установил: Бондаренко Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в <адрес> (далее УПФ РФ в <адрес>) о признании отказа о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком и обязывании назначить досрочную трудовую пенсию с момента наступления права на досрочную пенсию, в частности: 1). признать отказ УПФ РФ в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. 2). признать право на включение в специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год отпуск по уходу за ребенком. 3). обязать УПФ РФ в <адрес> назначить и рассчитать досрочную трудовую пенсию по подпункту 2 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях» в РФ №173 от 17.12.2001 года Бондаренко Татьяне Ивановне с момента возникновения права с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. В последствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г. Учитывая, что ст. 6 ч.1, ст. 15 ч.4, ст. 17 ч.1, ст. ст. 18,19 и 55 ч.1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данные положения подтверждаются Определениями Верховного суда от 27.05.2005г. №45-В05-5; 10.09.2009г. №19-В09-23; 24 декабря 2010 г. N 3-В10-14. В <данные изъяты>. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Зимовниковском районе о назначении ей пенсии по ст. 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 от 17.12.2001г. и предоставила документы. УПФР в Зимовниковском районе выдало ей отказ в Форме СЗВ-К, где не включен в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком. Считает, что отказ УПФР в <адрес> в назначении ей выше указанной пенсии не законный и не обоснованный. УПФР в <адрес> на основании представленных ею документов в специальный трудовой стаж не включило периоды деятельности в Певекском горно-обогатительном комбинате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком. Данный период не включен не законно и не обоснованно. УПФР в <адрес> является правоприменительной организацией. В соответствии с этим УПФР должно было применить при назначении льготной пенсией выше указанные законы и внесения изменения в законодательство и определения Верховного суда РФ и включить отпуск по уходу за ребенком в специальный стаж работы по специальности и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ Специалисты УПФР пояснили, что она имеет право на данную пенсию в 51 год и 8 месяцев, а не в 50 лет. Так как она законопослушный гражданин, пришла в УПФР когда ей исполнилось 50 лет. Считает, что её право на пенсию в 50 лет было нарушено. В соответствии со ст. 23 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001г. трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Все необходимые документы ею были предоставлены в УПФР в <адрес>. На судебном заседании истец Бондаренко Т.И., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. При этом, дополнив, что в форме СЗВ-К выделены периоды, которые УПФ РФ в <адрес> включает в специальный стаж и которые не включает, поэтому позиция ответчика, что форма СЗВ-К не может являться отказом, несостоятельна, так как форма отказа не предусмотрена законодательством. Представитель ответчика ГУ УПФ в <адрес> действующая по доверенности, исковые требования признала частично, просила отказать в удовлетворении требований об обязаннии назначить и рассчитать УФР в <адрес> досрочную пенсию по под.2 п.1 ст. 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ указывая, что Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются основания и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В соответствии с пунктом 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Порядок подсчета специального стажа лицам при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.3 Порядка N 258н подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, разделено на следующие этапы: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ; после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ. Истец утверждает, что в 2003г. она обращалась в пенсионный фонд за назначением пенсии по ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» и получила отказ в форме СЗВ-К, где ей не включили в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком. Форма СЗВ-К не может являться отказом в назначении пенсии, так как содержит сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе пенсионного страхования. Прием сведений по форме СЗВ-К осуществляется с целью оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, согласно ст.30 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Поэтому в целях поэтапной реализации ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» и в соответствии с положением ст. 11 ФЗ от 01.04.1996г. № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» для максимального учета пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных ими до ДД.ММ.ГГГГ территориальными органами ПФР в июле 2003г. была начата работа по сбору и обработке указанных сведений от страхователей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы. ДД.ММ.ГГГГ предпринимателем-работодателем Бондаренко Р.А. в УПФР в <адрес> была сдана форма СЗВ-К на застрахованное лицо Бондаренко Т.И. Один экземпляр который был вручен истице ее работодателем. Истец не могла не знать и не видеть, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в форму СЗВ-К ей не включили в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком. Если истец не была согласна с данным фактом она должна была придти в орган ПФР и принести свои возражения. Согласно п.6 раздела II Правил обращения за пенсией граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства то есть обращение за пенсией носит заявительный характер. В УПФР в <адрес> истец с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по п.п.2 п.1 ст. 2 не обращалась и отказ ей предоставлен не был. Согласно ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям абз. 3 п.п.6 п. 1 ст.28 Ф3 № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» как гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение подпункта 6, то есть выше перечисленное. Ей была назначена досрочная трудовая пенсия за работу на Крайнем Севере при неполном льготном стаже. При выполнении этого условия право на назначение пенсии возникло с ДД.ММ.ГГГГ Пункт 2 ст. 23 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» гласит о том, что начисленные суммы трудовой пенсии которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Таким образом, речь идет об уже назначенной пенсии и начисленных суммах, а не предполагаемых. Что касается применения п.п.2 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» как женщине, имеющей 2-х и более детей за работу на Крайнем Севере, то на дату исполнения истице 50 лет и наличии необходимого стажа 20 лет не выполнялись следующие обязательные условия: наличие стажа работы в районах Крайнего Севера (РКС) не менее 12 календарных лет; - наличие стажа работы в местностях приравненных к Крайнему Северу (МПКС) не менее 17 календарных лет. Причем суммирование стажа в РКС и МПКС не предусмотрено п.п. 2 п.1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ». Соответственно льготный стаж составил 10 лет 10 месяцев 10 дней, что не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии в 50 лет т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.п.6 п.1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При расчете по вышеуказанному основанию, на дату исполнения истице 50 лет и наличии необходимого стажа 20 лет не выполняется следующее обязательное условие: наличие стажа работы в районах Крайнего Севера (РКС) и Местностях приравненных к Крайнему Северу (МПКС) не менее 15 календарных лет. Так как стаж работы в РКС при соотношении 1 год: 1 году и стаж работы в МПКС при соотношении 1 год: 9 месяцам при суммировании даёт 12 лет 3 месяца 16 дней, то этого не достаточно для выполнения необходимого условия и не даёт права на назначение пенсии в 50 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям: Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под зашитой государства; забота о детях, их воспитании. Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Согласно ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В судебном заседании выяснено, что факт обращения истца за назначением досрочной пенсии представителем УПФ РФ в <адрес> отрицается. Однако, как следует из формы СЗВ-К представленной УПФ РФ в <адрес>, истец действительно в 2003 году обращалась в УПФ РФ в <адрес> и ей были представлены сведения о трудовом стаже (л.д.1-12), а потому право истца на досрочную трудовую пенсию возникло с 2009 года. Из материалов дела следует, что Бондаренко Т.И. находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и страховой стаж составляет более 30 лет. Решением комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> № истцу не были включены в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). В соответствии с под.2 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Согласно под. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданам, работавшим как в районах Крайнего севера, итак и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего севера. Ранее соответствующая норма содержалась в части 2 ст. 25 Закона 1993г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера, предусматривавшей, что женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Указанная статья (как и ряд других) утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. В пункте 19 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" даны следующие разъяснения: решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 2 и 6 п. 1 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 комментируемого Закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 комментируемого Закона и <данные изъяты> - 9 п. 1 комментируемой статьи (им соответствуют подп. 16 - 18 п. 1 ст. 27 данного Закона), в порядке, определяемом Правительством РФ; при этом период прохождения военной службы, а также иной, приравненной к ней, службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. В соответствии с ранее действующими нормами, регулирующими данные правоотношения, а именно Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3443-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР, предусматривалось включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Дополнительные отпуска подлежали зачету в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности. Далее право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты ССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом ССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ было изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 года. В предоставленной УПФР форме данных о страховом стаже от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в <адрес> включает уход за ребенком оспариваемый истцом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ранее предоставленной форме данных о страховом стаже и в отказе № от ДД.ММ.ГГГГ этот период не включен (л.д.9-12). Для назначения данного вида пенсии, необходимым условием является факт работы в районах Крайнего севера и приравненным к ним местностям возраст женщины, достигший 50 лет, родившей двух и более детей до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочные назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, суд считает, что УПФ в <адрес> неправильно рассчитали специальный стаж и неправильно назначили пенсию Бондаренко И.Н. в возрасте в <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев, а не в 50 лет. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Бондаренко Татьяны Ивановны к Государственному Учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, о признании отказа о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком и обязывании назначить досрочную трудовую пенсию с момента наступления права на досрочную пенсию удовлетворить. Признать отказ УПФР в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. Признать за Бондаренко Татьяной Ивановной право на включение в специальный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> районе назначить и рассчитать досрочную трудовую пенсию по подпункту 2 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях» в РФ № 173 от 17.12.2001 года Бондаренко Татьяне Ивановне с момента возникновения права, с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 31.10.2011 года. Председательствующий судья В.Н. Хазова