Дело № 2-166
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 года с. Дубовское
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Линьковой А.А.,
при секретаре Бубликовой Н.А.,
с участием заявителя Астеян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астеян Сурена Эдмондовича о признании бездействия должностных лиц Межрайонного отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> по восстановлению его в гражданстве РФ и выдаче паспорта гражданина РФ незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Астеян С.Э. обратился в суд с заявлением о признании бездействия должностных лиц Межрайонного отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> по восстановлению его в гражданстве РФ и выдаче паспорта гражданина РФ незаконным, ссылаясь на то, что он являясь несовершеннолетним и проживая с 1993 года в <адрес> вместе со своими родителями, - гражданами РФ, что подтверждается его учебой в указанное время в <адрес> средней школе <адрес>, в возрасте 17 лет, ДД.ММ.ГГГГ он получил паспорт гражданина СССР серии № одновременно с гражданством Российской Федерации, о чем был паспортно-визовой службой в его свидетельстве о рождении был поставлен соответствующий штамп о получении паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ, будучи гражданином РФ, комиссией по постановке граждан на воинский учет он был признан годным к военной службе в армии Российской Федерации, поставлен на воинский учет и ему было выдано Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии №, а также предоставлена отсрочка от призыва в связи с поступлением на учебу на дневное отделение вуза.
В 2002 г. по достижении возраста 20 лет в соответствии с п.6 Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации» ему была произведена замена паспорта и выдан паспорт гражданина РФ серии №, впоследствии изъятый у него работниками МО УФМС РФ по РО в <адрес> «в связи с отсутствием оснований для его выдачи» и он стал лицом без гражданства.
Получив вид на жительство в РФ, он начал просить МО УФМС РФ по РО в <адрес> либо выдать ему старый паспорт гражданина РФ, либо восстановить его в гражданстве РФ и выдать новый паспорт. Однако, не смотря на его неоднократные обращения, его заявление остается без рассмотрения и ему так и не выдали никакого письменного документа о результатах его рассмотрения. Между тем, в соответствии со статьей 24 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. «Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ». Оба его родителя стали гражданами РФ и поэтому по достижении совершеннолетия он совершенно законно стал гражданином РФ и получил первый свой паспорт гражданина СССР с гражданством РФ в 17-летнем возрасте.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ», иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке.
Согласно п.4 ст. 14 этого же закона, иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в СССР и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 01.07.2002 г. принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке. Он имел паспорт гражданина СССР, полученный в июле 1999 года, был зарегистрирован на территории РФ и постоянно, проживал на территории РФ, обучаясь на дневном отделении Южно-Российского госуниверситета экономики и сервиса, что также позволяет принять его в гражданство РФ в настоящее время, однако и этот факт МО УФМС ПФ по РО в <адрес> во внимание принят не был, хотя указанные обстоятельства являлись самостоятельным основанием для принятия его в гражданство РФ в упрощенном порядке и были применены ответчиком при принятии его в гражданство РФ и выдаче паспорта гражданина РФ.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О гражданстве РФ», «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего закона. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет». Он имел гражданство РФ, ему дважды выдавались паспорта гражданина РФ, он постоянно проживает на территории РФ более 3-х лет (с 1993 года) в соответствии с этими положениями закона он должен быть незамедлительно восстановлен в гражданстве и ему выдан паспорт. Однако, МО УФМС РФ по РО в <адрес> эти положения федерального закона игнорирует.
Вопреки требованиям Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 г. № 64, его п.25, МО УФМС РФ по РО в <адрес> не выдает ему письменного ответа о результатах рассмотрения заявления о восстановлении в гражданстве РФ.
Согласно Указа Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 «Об утверждении «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», решения по вопросам гражданства РФ принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ либо отклонении таких заявлений. При этом решение оформляется на бланке, форма которого утверждается ФМС или Министерством иностранных дел РФ. Ему же никакого решения не выдается.
Согласно п.28 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации «Граждане имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц ФМС России и её территориальных органов в досудебном и судебном порядке.
Согласно Кассационного Определения ВС РФ от 21.12.2005г. № 16-Г05-21 всякого рода инструктивные письма и иные действия (бездействие) государственных органов должны рассматриваться по первой инстанции районными судами (либо по месту жительства истца, либо по месту нахождения органа власти, действия которого оспариваются - по выбору истца).
В соответствии со ст.40 Федерального закона от 31.05.2002 г. №620ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», - «отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд».
На основании изложенного, заявитель просит суд:
Признать бездействие должностных лиц Межрайонного отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> по восстановлению его в гражданстве РФ и выдаче ему паспорта гражданина РФ незаконными.
Обязать ответчика принять решение о восстановлении его в гражданстве РФ и выдать паспорт гражданина РФ.
В судебном заседании заявитель Астеян С.Э. свои требования поддержал.
По ходатайству заявителя допрошен свидетель Астеян Э.С., который показал суду, что является гражданином РФ мать его сына также гражданка РФ, у сына также ранее был паспорт гражданина РФ, но его изъяли МО УФМС РФ <адрес> и не желают восстановить сына в гражданстве, сын и он приходили на прием к начальнику территориального пункта <адрес> МО УФМС России по <адрес> в <адрес> по этому вопросу, но у сына заявителя по настоящему делу даже не приняли документы, требуют справку из посольства Армении, о том, что он не является гражданином Армении, а в посольстве эту справку сыну не дают, так как он является лицом без гражданства и имеет вид на жительство, но как он может быть гражданином Армении, если свой первый паспорт сын получил в России, и об этом есть отметка в его свидетельстве о рождении, когда он пытался объяснить это, придя вместе с сыном на прием, его просто, в буквальном смысле начальник территориального пункта выставил за дверь.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по <адрес> о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д. 43-44, 49) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в порядке п. 5 ст. 167 ГПК РФ.
В качестве обоснованности своих требований изложенных в заявлении Астеян С.Э. представил суду ксерокопии документов: вид на жительство лица без гражданства выдано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13); свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом в <адрес> на свое имя (л.д.14); паспорта своих родителей отца и матери граждан РФ, выданные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-20) приложение к диплому о получении высшего образования в <адрес> РФ в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса» (л.д. 25) призывное удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу (л.д. 26); справку об обучении в <адрес> средней школе (л.д. 27); свидетельство о рождении в Армянской ССР, на армянском языке и его перевод (л.д.28-30); бланк заявления о принятии его в гражданство РФ, на котором нет отметок о его принятии начальником ТП в <адрес> МО УФМС России по <адрес> в <адрес> (л.д. 31-36).
Стороной ответчика в суд представлен ответ о том, что Астеян С.Э. обращался в марте 2011 года в ТП <адрес> МО УФМС РФ по РО в <адрес> для получения консультации о порядке и предоставлении необходимого пакета документов для подачи заявления о приобретении гражданства РФ. Ему был разъяснен порядок подачи документов и необходимый пакет их, а также необходимость представить справку из посольства Армении о том, что он не является гражданином Армении, и никогда не документировался паспортом республики Армения. Письменного заявления по факту отказа у него в принятии документов и заявления на приобретение гражданства РФ от него не поступало (л.д. 41).
Выслушав заявителя, свидетеля Астеян Э.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК Российской Федерации указывает, что к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены:
- права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из содержания указанных правовых норм следует, что при обращении в суд с заявлением об оспаривании правомерности действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, гражданин обязан доказать наличие права, которое требует судебной защиты и факт нарушения этого права.
Данной нормой установлены критерии допустимости осуществления судебной проверки действий и решений, оспариваемых в порядке гл. 25 ГПК Российской Федерации, в ходе, которой необходимо установить наличие реальной причинной связи между принятием оспариваемого акта, совершением оспариваемого действия и наступлением юридических последствий, указанных в ст. 255 ГПК Российской Федерации, так же как и сам факт наступления последствий, которые могут быть квалифицированы как нарушение права, воспрепятствование в осуществлении прав и свобод, незаконное возложение обязанности и привлечение к ответственности.
В своем заявлении Астсян С.Э. просит суд признать бездействие должностного лица МО УФМС России по <адрес> в <адрес> по восстановлению его в гражданство Российской Федерации и невыдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации незаконными.
Действующим российским законодательством предусмотрено, что паспортом гражданина Российской Федерации может быть документирован только гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 г. № 62 - ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: «Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица». Положение «О паспорте гражданина Российской Федерации» утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. № 828 п. 14 указывает, что для получения паспорта гражданина Российской Федерации заявитель предоставляет документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Пункт 45 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325 дает перечень документов, которые могут удостоверить наличие гражданства Российской Федерации, а именно:
- паспорт гражданина Российской Федерации, в том числе загранпаспорт;
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт;
- удостоверение личности военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации;
- свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя;
- свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа.
Требования о признании за лицом гражданства и возложении на территориальный пункт УФМС России по <адрес> обязанности выдать ему паспорт гражданина РФ суду по смыслу ст. 22 ГПК РФ не подведомственны, поскольку вопросами гражданства ведают полномочные органы исполнительной власти.
Согласно ст.ст. 39, 40 ФЗ "О гражданстве РФ" от 31 мая 2002 года в суд могут быть обжалованы решения по вопросам гражданства и действия должностных лиц по отказу в рассмотрении заявления по вопросам гражданства, а также иные действия, нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства.
Суд не может обязать УФМС России по <адрес> выдать паспорт гражданина Российской Федерации не гражданину Российской Федерации, т.к. это противоречит действующему законодательству, а именно п. 34 Приказа ФМС России № 339 от 07.12,2009 г. «Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»: «для получения паспорта гражданина Российской Федерации необходимо представить документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации», чего в данной ситуации нет.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ, гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации являются:
- Президент Российской Федерации;
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В компетенцию органов судебной власти такие полномочия не входят, в связи с чем, обязать УФМС России по <адрес> осуществить выдачу паспорта гражданина России без подтверждения гражданства Российской Федерации суд не может, так как этому должна предшествовать процедура приобретения гражданства в установленном законом порядке.
Кроме того, по мнению суда, заявителем не представлено в суд доказательств обращения Астеян С.Э. с письменным заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
В материалах дела имеется ответ органа УФМС о том, что Астеян С.Э. обращался в марте 2011 года в ТП <адрес> МО УФМС РФ по РО в <адрес> для получения консультации о порядке и предоставлении необходимого пакета документов для подачи заявления о приобретении гражданства РФ. Ему был разъяснен порядок подачи документов и необходимый пакет их, а также необходимость представить справку из посольства Армении о том, что он не является гражданином Армении, и никогда не документировался паспортом республики Армения.
Письменного заявления по факту отказа у него в принятии документов и заявления на приобретение гражданства РФ от него не поступало (л.д. 41).
На вопрос суда обращался ли заявитель в посольство Армении за требуемым документом, заявитель пояснил что, нет, на заявлении представленном в суд (л.д. 31-36), нет отметки о принятии заявления органом, бездействие которого обжалуется.
Доводы заявителя и свидетеля его отца Астеян Э.С. о том, что их выставили из территориального пункта УФМС, кроме их показаний ничем не подтверждены.
Суду не предоставлено доказательств того, что заявитель обращался в орган бездействие, которого обжалует, в установленном законом порядке за получением гражданства РФ, и по его принятому заявлению не принимается никаких соответствующих действий.
При таких обстоятельствах заявление Астеян Э.С. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований по заявлению Астеян Сурена Эдмондовича о признании бездействия должностных лиц Межрайонного отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> по восстановлению его в гражданстве Российской Федерации и выдаче ему паспорта гражданина РФ незаконным и возложении обязанности на межрайонный отдел УФМС России по <адрес> восстановить его в гражданстве РФ и выдать паспорт гражданина РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня его провозглашения.
Решение изготовлено в окончательной форме 01 апреля 2011 года.
С У Д Ь Я А.А. Линькова