РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зима
10 сентября 2010 г. Дело № 2-427 /2010
Зиминский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Горбуновой О. В.,
при секретаре Божко Н. В.,
с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Коровкиной Е.Н.,
главы администрации Зулумайского муниципального образования Зиминского района Новикова В. Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зулумайского муниципального образования Зиминского района о признании незаконным бездействия администрации Зулумайского муниципального образования Зиминского района в части неисполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит:
1. Признать незаконным бездействие администрации Зулумайского муниципального образования в части неисполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
2. Обязать администрацию Зулумайского муниципального образования устранить нарушения правил пожарной безопасности:
На территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п. 114 ППБ 01-03).
В п. Зулумай установить приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 м.) (ППБ 01-03 п.95).
В п. Зулумай, д. Щельбей оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (СП 8.13130.2009 п.9.4).
В п. Зулумай, д. Щельбей установить у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. (ППБ 01-03 п.90, СП 8.13130.2009 п.9.9).
Организовать противопожарные полосы шириной не менее 3 м, в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования.
Оборудовать вокруг населенных пунктов, входящих в состав Зулумайского муниципального образования противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива (п. 15 ст. 69 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ).
3. Установить администрации Зулумайского муниципального образования разумный срок для производства работ по устранению указанных нарушений правил пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды совместно с ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению пожарной безопасности и готовности к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях, расположенных на территории г. Зимы и Зиминского района. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. В силу ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 42 Конституции Российский Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007 г. № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее ППБ 01-03) предусмотрены правила пожарной безопасности в населенных пунктах (раздел 2). По информации ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району в Зулумайском муниципальном образовании выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:
на территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.(ППБ 01-03 п.114);
в п. Зулумай отсутствует приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 метра) (ППБ 01-03 п.95);
в п. Зулумай, д. Щельбей не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (СП 8.13130.2009 п.9.4);
в п. Зулумай, д. Щельбей отсутствуют у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. (ППБ 01-03 п.90, СП 8.13130.2009 п.9.9);
по периметру населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, отсутствуют противопожарные полосы шириной не менее 3 м. (ППБ 01-03 п.112);
вокруг населенных пунктов Зулумайского муниципального образования отсутствует противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива (. 15 ст. 69 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ).
Указанные нарушения, согласно информации ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району, не устраняются администрацией Зулумайского муниципального образования на протяжении длительного промежутка времени. Таким образом, администрацией Зулумайского муниципального образования не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, в связи с чем, велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие распространения лесных пожаров на территории населенных пунктов муниципального образования, увеличения времени ликвидации пожаров, причинения вреда жизни, здоровью людей, а также причинения им материального ущерба вследствие уничтожения и (или) повреждения их имущества в случае возникновения пожаров. В результате бездействия администрации Зулумайского муниципального образования в части исполнения своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану их жизни, здоровья и имущества. Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Коровкина Е. Н. уточнила заявленные требования. Просила признать незаконным бездействие администрации Зулумайского муниципального образования в части неисполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности; обязать администрацию Зулумайского муниципального образования устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
На территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п. 114 ППБ 01-03).
В п. Зулумай установить приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 м.) (ППБ 01-03 п.95).
В п. Зулумай, д. Щельбей оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (СП 8.13130.2009 п.9.4).
В п. Зулумай, д. Щельбей установить у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. (ППБ 01-03 п.90, СП 8.13130.2009 п.9.9).
В населенных пунктах, входящих в состав Зулумайского муниципального образования организовать противопожарные полосы в соответствии с п. 112 ППБ 01-03.
Оборудовать вокруг п. Зулумай противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива (п. 15 ст. 69 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ).
Глава администрации Зулумайского муниципального образования Новиков В. Г. признал требования Зиминского межрайонного прокурора, пояснив, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в заявлении прокурора, до настоящего времени не устранены, так как их устранение требует больших финансовых затрат, которыми администрация Зулумайского муниципального образования в данное время не располагает.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства.
В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Статьей 18 конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ- граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22 июля 2008 г.- каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Правила пожарной безопасности в РФ ( далее по тексту- ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Статьей 19 Закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ « О пожарной безопасности», ст. 14 ч.1 п. 9 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды признается ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение требований пожарной безопасности как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «№ О пожарной безопасности» предусмотрено, что к первичным мерам пожарной безопасности относится реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
В судебном заседании установлено, что в Зулумайском муниципальном образовании имеют место нарушения требований пожарной безопасности: на территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что является нарушением требований п. 114 ППБ 01-03; в п. Зулумай не установлено приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 м.- нарушение п. 95 ППБ 01-03; в п. Зулумай, д. Щельбей не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (СП 8.13130.2009 п.9.4); в п. Зулумай, д. Щельбей не установлены у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника- нарушение п. 90 ППБ 01-03 и п. 9.9 СП 8.13130.2009; в населенных пунктах, входящих в состав Зулумайского муниципального образования не организованы противопожарные полосы в соответствии с п. 112 ППБ 01-03; вокруг п. Зулумай не оборудован противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива -нарушение п. 15 ст. 69 Федерального Закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Зулумайском муниципальном образовании от 30.08.2010 г. № 304.
В силу п. 9 ст. 6 Устава Зулумайского муниципального образования Зиминского района к вопросам местного значения Зулумайского муниципального образования Зиминского района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, возложение на администрацию Зулумайского муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц требования законодательства о пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности требуют значительных финансовых и временных затрат, считаю необходимым установить срок для выполнения мероприятий, указанных в заявлении прокурора до 15 апреля 2011 г., т.е. до начала следующего пожароопасного периода.
В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом ч. 4 ст. 1 ГПК РФ с администрации Зулумайского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить:
1.Признать незаконным бездействие администрации Зулумайского муниципального образования Зиминского района в части неисполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
2.Обязать администрацию Зулумайского муниципального образования Зиминского района до 15 апреля 2011 г. выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности:
На территории сельских населенных пунктов, входящих в состав Зулумайского муниципального образования установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в соответствии с п. 114 ППБ 01-03;
в п. Зулумай установить приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 м. в соответствии с п. 95 ППБ 01-03;
В п. Зулумай, д. Щельбей оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (СП 8.13130.2009 п.9.4).
В п. Зулумай, д. Щельбей установить у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника в соответствии с п. 90 (ППБ 01-03 и п. 9.9 СП 8.13130.2009;
В населенных пунктах Зулумайского муниципального образования организовать противопожарные полосы в соответствии с п. 112 ППБ 01-03;
оборудовать вокруг п. Зулумай противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива в соответствии с п. 15 ст. 69 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.
3.Обязать администрацию Зулумайского муниципального образования Зиминского района в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации -в местной газете «Вестник района » сообщение о решении Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.
Взыскать с Администрации Зулумайского муниципального образования Зиминского района государственную пошлину в размере 4000 руб. ( четыре тысячи руб.).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Зиминский городской суд.
Судья О. В. Горбунова