Решение 429 по иску Зиминского межрайонного прокурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима

06 сентября 2010 г. Дело № 2-429 /2010

Зиминский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горбуновой О. В.,

при секретаре Божко Н. В.,

с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай В. С.,

главы администрации Батаминского муниципального образования Зиминского района Сорокиной Н.М., действующей на основании распоряжения о вступлении в должность от 04.12.2007 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Батаминского муниципального образования Зиминского района о признании незаконным бездействия администрации Батаминского муниципального образования Зиминского района в части неисполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации Батаминского муниципального образования в части неисполнения своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

2. Обязать администрацию Батаминского муниципального образования устранить нарушения правил пожарной безопасности:

- На территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п. 114 ППБ 01-03).

- В с. Батама, п. Басалаевка, п. Сологубово установить приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 м.) (ППБ 01-03 п.95).

- В п. Басалаевка оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (СП 8.13130.2009 п.9.4).

- В сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, установить у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. (ППБ 01-03 п.90, СП 8.13130.2009 п.9.9).

- Организовать противопожарные полосы шириной не менее 3 м, в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования.

- Оборудовать вокруг населенных пунктов Батаминского муниципального образования противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива (п. 15 ст. 69 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ ).

3. Установить администрации Батаминского муниципального образования разумный срок для производства работ по устранению указанных нарушений правил пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора исполнением законодательства в области охраны окружающей сред совместно с ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению пожарной безопасности и готовности к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальные образованиях, расположенных на территории г. Зимы и Зиминского района. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. В силу ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения населения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 42 Конституции Российский Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007 г. № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (далее - ППБ 01-03) предусмотрены правила пожарной безопасности в населенных пунктах (раздел 2). По информации ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району в Батаминском муниципальном образовании выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- На территории населенных пунктов, входящих в состав Батаминского муниципального образования, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п.114).

- В населенных пунктах с. Батама, п. Басалаевка, п. Сологубово отсутствует приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 метра) (ППБ 01-03 п.95).

- В п. Басалаевка отсутствуют площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (СП 8.13130.2009 п.9.4).

- На территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, отсутствуют у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. (ППБ 01-03 п.90, СП 8.13130.2009 п.9.9).

- По периметру населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, отсутствуют противопожарные полосы шириной не менее 3 м. (ППБ 01-03 п.112).

- Вокруг населенных пунктов Батаминского муниципального образования отсутствует противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива (п. 15 ст. 69 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ).

Указанные нарушения, согласно информации ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району, не устраняются администрацией Батаминского муниципального образования на протяжении длительного промежутка времени.

Таким образом, администрацией Батаминского муниципального образования не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, в связи с чем, велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие распространения лесных пожаров на территории населенных пунктов муниципального образования, увеличения времени ликвидации пожаров, причинения вреда жизни, здоровью людей, а также причинения им материального ущерба вследствие уничтожения и (или) повреждения их имущества в случае возникновения пожаров. В результате бездействия администрации Батаминского муниципального образования в части исполнения своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану их жизни, здоровья и имущества. Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С. поддержал заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении, уточнив требование об организации противопожарных полос в населенных пунктах Батаминского муниципального образования следующим образом : « Организовать противопожарные полосы в населенных пунктах, входящих в состав Батаминского муниципального образования, в соответствии с п. 112 ППБ 01-03».

Глава администрации Батаминского муниципального образования Сорокина Н.М. требования Зиминского межрайонного прокурора признала, пояснив, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в заявлении прокурора, до настоящего времени не устранены, так как их устранение требует больших финансовых затрат, которыми администрация Батаминского муниципального образования в данное время не располагает. Указанные в заявлении мероприятия реально выполнить в течение года.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

Статьей 18 конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ- граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22 июля 2008 г.- каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Правила пожарной безопасности в РФ ( далее по тексту- ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Статьей 19 Закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ « О пожарной безопасности», ст. 14 ч.1 п. 9 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды признается ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение требований пожарной безопасности как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «№ О пожарной безопасности» предусмотрено, что к первичным мерам пожарной безопасности относится реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

В судебном заседании установлено, что в Батаминском муниципальном образовании имеют место нарушения требований пожарной безопасности: на территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что является нарушением требований п. 114 ППБ 01-03; в с. Батама, п. Басалаевка, п. Сологубово не установлено приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 м.- нарушение п. 95 ППБ 01-03; в п. Басалаевка не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения –нарушение п. 9.4 СП 8.13130.2009 ; в сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, не установлены у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника- нарушение п. 90 ППБ 01-03 и п. 9.9 СП 8.13130.2009; не организованы противопожарные полосы в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования –нарушение п. 112 ППБ 01-03; не оборудован вокруг населенных пунктов противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива –нарушение п. 15 ст. 69 Федерального Закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Батаминском муниципальном образовании от 24.08.2010 г., подписанном главой администрации Батаминского муниципального образования без каких-либо замечаний относительно изложенных в нем фактов.

В силу п. 9 ст. 6 Устава Батаминского муниципального образования Зиминского района к вопросам местного значения Батаминского муниципального образования Зиминского района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Батаминского муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц требования законодательства о пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что в состав Батаминского муниципального образования входит семь населенных пунктов, работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности требуют значительных финансовых и временных затрат, считаю необходимым установить срок для выполнения мероприятий, указанных в заявлении прокурора до 01 мая 2011 г., т.е. до начала следующего пожароопасного периода.

В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом ч. 4 ст. 1 ГПК РФ с администрации Батаминского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить:

1.Признать незаконным бездействие администрации Батаминского муниципального образования Зиминского района в части неисполнения своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

Обязать администрацию Батаминского муниципального образования Зиминского района до 01 мая 2011 г. устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- На территории сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в соответствии с п. 114 ППБ 01-03;

- в с. Батама, п. Басалаевка, п. Сологубово установить приспособление для отбора воды из емкостей водонапорных башен (диаметром 50 мм. на высоте 3,5 м. в соответствии с п. 95 ППБ 01-03;

- в п. Басалаевка оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года у водоемов, из которых производится забор воды для целей пожаротушения в соответствии с п. 9.4 СП 8.13130.2009 п.9.4;

- в сельских населенных пунктах, входящих в состав Батаминского муниципального образования, установить у водонапорных башен и водоемов, а также по направлению движения к ним, соответствующие знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (объемные со светильником, или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника в соответствии с п. 90 (ППБ 01-03 и п. 9.9 СП 8.13130.2009;

- организовать противопожарные полосы в населенных пунктах, входящих в состав Батаминского муниципального образования в соответствии с п. 112 ППБ 01-03;

- оборудовать вокруг населенных пунктов Батаминского муниципального образования противопожарный разрыв шириной не менее 15 м. от лесного массива в соответствии с п. 15 ст. 69 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.

3._Обязать администрацию Батаминского муниципального образования Зиминского района в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации -в местной газете «Вестник района » сообщение о решении Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.

Взыскать с Администрации Батаминского муниципального образования Зиминского района государственную пошлину в размере 4000 руб. ( четыре тысячи руб.).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Зиминский городской суд.

Судья О. В. Горбунова