Решение 492 по иску Зиминского межрайонного прокурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима

01 октября 2010 г.Дело № 2-492/2010

Зиминский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горбуновой О. В.,

при секретаре Божко Н. В.,

с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Ласточкиной Л.Е.,

представителя администрации Зиминского городского муниципального образования Абуздиной Л.Е., действующей на основании доверенности от 02.08.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиминского межрайонного прокурора к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования в части исполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56»,

УСТАНОВИЛ:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявление, в котором просит:

1.Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального городского образования в части исполнения своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

2.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального городского образования устранить нарушения правил пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56»:

-оборудовать помещение детского сада автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3);

-установить в помещении детского сада автоматическую систему оповещения и управления людьми при пожаре (ППБ 01-03 п. 3).

3.Определить администрации Зиминского городского муниципального городского образования разумный срок для производства работ по устранению указанных нарушений правил пожарной безопасности.

4.Взыскать с ответчика установленную законом государственную пошлину.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что отделом государственного пожарного надзора по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району (далее по тексту - ОГПН по г.Саянску, г.Зиме и Зиминскому району) проведена внеплановая проверка с целью надзора за исполнением предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Управления образования администрации Зиминского городского муниципального образования. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. В силу ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). В соответствии с решением Думы городского округа Зиминского городского муниципального образования от 23.11.2006 г. № 297 «О принятии целевой программы «Пожарная безопасность в образовательных учреждениях городского округа Зиминского городского муниципального образования на 2007-2010 гг.» мероприятия по пропитке деревянных конструкций огнезащитным составом, установке автоматической системы оповещения в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56» (далее по тексту - МДОУ №56) должны были быть завершены 2008 году. Однако данные мероприятия до сих пор не исполнены. Как следует из предписания ОГПН по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25.08.2009 г. №371/200/1-4 автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления людей при пожаре должны были быть смонтированы до 15.08.2010 г. Согласно целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы г.Зимы» на 2010-2013 гг., утвержденной Постановлением администрации ЗГМО от 14.12.2009 г. №1831 автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре должна быть смонтирована в 2010 г. Но указанные мероприятия, по состоянию на 07.09.2010 г., не реализованы. В соответствии с актом проверки ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району от 15.09.2010 г. №314 в МДОУ №56 выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: помещение детского сада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п.З, СП 5.131.30.2009 приложение А т.А п.9);помещение детского сада не оборудовано автоматической системой оповещения и управления людьми при пожаре (ППБ 01-03 п.З, СП 3.13130.2009 таблица №2, п. 1). Указанные нарушения правил пожарной безопасности, согласно письменной информации ОГПН по г. Саянску, г. Зиме и Зиминскому району ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта. В силу п.4 ч. 1 ст. 31 Закона №3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Таким образом, администрацией Зиминского городского муниципального образования не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования. В результате бездействия администрации ЗГМО в части исполнения своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану их жизни, здоровья. Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник Зиминского межрайонного прокурора Ласточкина Л.Е. поддержала заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации Зиминского городского муниципального образования Абуздина Л.Е. требования Зиминского межрайонного прокурора не признала, пояснив, что в соответствии и целевой программой «Обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы г.Зимы» на 2010-2013г.г., утвержденной Постановлением главы администрации ЗГМО от 14.12.2009г. № 1831 автоматическая пожарная сигнализация должна быть смонтирована в 2010 году. Принимая во внимание, что 2010 год еще не закончился, Программа не завершена, мероприятия, запланированные на 2010 год, будут выполнены до конца года.

Представитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 56» в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 56» извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении судебной повестки. В своем письменном заявлении от 01.10.2010 г. заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 56» Белых Т.М. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что признает заявленные требования.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2; ч. 2 ст. 15; ст.ст. 18, 20, 41 Конституции Российской Федерации:

-человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства;

-органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

-права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

-каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

Согласно ст.ст. 1; 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 4; ст. 5 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 – ФЗ от 22 июля 2008 г.: к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Из пункта 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 и зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003 г. № 4838, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ППБ 01 -03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Таблицей № 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110 – 03) утвержденных приказом МЧС России от № 315 от 18.06.2003 г. и зарегистрированных в Министерстве Юстиции РФ 27.06.2003 г. № 4836 -предусмотрено, что здания общественного назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в обязательном порядке.

Таблицей № 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104 –03) утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. № 323 – предусмотрено, что дошкольные учреждения подлежат оборудованию системой оповещения требуемого типа.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение требований пожарной безопасности как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании было установлено, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56» имеют место нарушения требований пожарной безопасности: помещения детского сада не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения и управления людьми при пожаре.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56» от 15.09.2010 г. № 314.

В силу п.п. 1, 3, 8, 10 ч. 1 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования, принятого Решением городской думы г. Зимы от 26 мая 2005 г. № 1081, в ведении городского округа находятся следующие вопросы местного значения:

-формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

-владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

-участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

-обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно п.п. 1.2; 6.4 Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 56», утвержденного постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования от 15.01.2001 г. № 43 (с изменениями от 18.04.2006 г.

-учредителем МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 56» (Учреждение) является администрация Зиминского городского муниципального образования;

-финансирование деятельности Учреждения осуществляется Учредителем в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета.

Из изложенного следует, что обязанность финансирования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 56» г. Зима, в том числе на мероприятия по противопожарной безопасности, в частности на оборудование автоматической пожарной сигнализацией и установку автоматической системы оповещения и управления людьми при пожаре, возложена на администрацию Зиминского городского муниципального образования.

Доводы представителя администрации Зиминского городского муниципального образования Абуздиной Л.Е. о том, что срок установки автоматической пожарной сигнализации, предусмотренный целевой программой « Обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы г. Зимы» на 2010-2013 г.г. еще не закончился, является не состоятельным, так как обеспечение требований пожарной безопасности как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду являются приоритетным и находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления. Кроме того, __в соответствии с решением Думы городского округа Зиминского городского муниципального образования от 23.11.2006 г. № 297 «О принятии целевой программы «Пожарная безопасность в образовательных учреждениях городского округа Зиминского городского муниципального образования на 2007-2010 гг.» установка автоматической пожарной сигнализации в МДОУ«Детский сад комбинированного вида № 56» планировалась в 2008 г. Однако данное мероприятие до сих пор не исполнено.

Таким образом, требование Зиминского межрайонного прокурора к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования в части исполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56», направлено на защиту прав и законных интересов граждан, следовательно подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц требования законодательства о пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности требуют значительных финансовых и временных затрат, считаю необходимым установить срок для выполнения мероприятий, указанных в заявлении прокурора до 01 января 2011 г.

В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом ч. 4 ст. 1 ГПК РФ с администрации Зиминского городского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части исполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56».

Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования устранить нарушения правил пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 56» в срок до 01 января 2011 г.: оборудовать помещения детского сада автоматической пожарной сигнализацией, установить в помещениях детского сада автоматическую систему оповещения и управления людьми при пожаре.

Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования опубликовать в средствах массовой информации -в местной газете «Приокская неделя» сообщение о решении Зиминского городского суда по данному гражданскому делу течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Зиминского городского муниципального образования государственную пошлину в местный бюджет в размере 4000 (четыре тысячи) руб.

В порядке ст. 214 ГПК РФ копию судебного решения не позднее пяти дней со дня его вынесения направить МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 56».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Зиминский городской суд.

Судья О. В. Горбунова