Решение 485 по иску Зиминского межрайонного прокурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима

01 октября 2010 г. Дело № 2-485/2010

Зиминский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горбуновой О. В.

при секретаре Божко Н. В.

с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай В. С.,

представителя администрации Зиминского городского муниципального образования Абуздиной Л.Е, действующей на основании доверенности от 02.08.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования в части не организации процесса сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит:

1)признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в части не организации процесса сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся в районе поселка Сплотка (поселок 2 Строитель) г. Зимы и не проведении мероприятий по очистке данной территории;

2)Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, образованную на территории г. Зимы в районе поселка Сплотка (поселок 2 Строитель), путем очистки территории;

3)Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования опубликовать в местной газете резолютивную часть решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу;

4)Установить администрации Зиминского городского муниципального образования разумный срок для производства работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в районе поселка Сплотка (поселок 2 Строитель) г. Зима.

Кроме того, Зиминским межрайонным прокурором предъявлены аналогичные заявления о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в части не организации процесса сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся в районе участка Песчанка г. Зимы, в районе насосной станции ИТЭЦ-3 ( береговая часть реки Ока), в районе насосной станции ИТЭЦ-3 ( берег реки Ока) и не проведении мероприятий по очистке данных территорий.

Определением Зиминского городского суда от 29.09.2010 г. гражданские дела, возбужденные по данным заявлениям, объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что, Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды на основании письменной информации ОВД по г. Зиме и Зиминскому району о наличии на территории г. Зимы несанкционированных свалок древесных отходов совместно с ОГПН по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Зиминского городского муниципального образования обязанностей по организации сбора, вывоза и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Зимы. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако на территории Зиминского городского муниципального образования процесс сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов надлежащим образом не организован. Согласно справке старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай B.C. о результатах проверки соблюдения органами местного самоуправления Зиминского городского муниципального образования природоохранного законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления от 20.09.2010 г. в границах Зиминского городского муниципального образования имеются следующие территории, захламленные отходами производства деревоперерабатывающей промышленности (опилками, стружкой, щепой, древесной пылью и обрезными материалами, мелким мусором: территория земельного участка, расположенного в границах Зиминского) городского муниципального образования в районе поселка Сплотка (поселок 2 Строитель), площадью около 3000 кв.м.; в районе насосной станции ИТЭЦ-3 ( берег реки Ока);в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки Ока); в районе участка Песчанка площадью 85000 кв.м. На свалках имеются возгорания древесных отходов, что подтверждается письменной информацией ОГПН по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району. Ввиду горения отходов задымляется территория г. Зимы и Зиминского района. Таким образом, на территории г. Зимы устроены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Наличие несанкционированных свалок в границах г. Зимы негативно влияет на экологическую обстановку в городе. Кроме того, бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части исполнения своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С. поддержал заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлениях и дополнил, что до настоящего времени уборка захламленных территории в г. Зима от отходов деревопереработки не проведена.

Представитель администрации Зиминского городского муниципального образования Абуздина Л.Е. требования Зиминского межрайонного прокурора не признала, пояснив, что в соответствии с п. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 24. ст.9 Устава Зиминского городского муниципального образования к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Со стороны администрации Зиминского городского муниципального образования приняты все меры по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории г.Зима. На территории городского округа приняты и действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по реализации указанных полномочий: Положение об организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории г.Зимы, Положение по обращению с древесными отходами на территории Зиминского городского муниципального образования, Правила благоустройства и обеспечения чистоты на территории г.Зима. Несанкционированные свалки на территории города образовались в результате промышленной деятельности предприятий, занимающихся лесопереработкой. Администрация города неоднократно обращалась в органы Роспотребнадзора, Госпожнадзора, ОВД по г.Зима и Зиминскому району с ходатайством об оказании содействия в установлении граждан и организаций, причастных к захламлению территории города отходами лесоперерабатывающих предприятий. Однако поддержки со стороны контролирующих органов, уполномоченных привлекать к ответственности виновных лиц, Администрация не добилась. Ликвидировать свалки своими силами администрация не в состоянии, так как данные работы требуют значительных финансовых затрат. Принимая во внимание, что расходы на проведение названных мероприятий не предусмотрены бюджетом Зиминского городского муниципального образования, а также то, что бюджет Зиминского городского муниципального образования является дефицитным, в настоящее время ликвидация свалок невозможна.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статьей 18 конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации -каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяются основополагающие принципы в сфере охраны окружающей среды, к которым относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Право граждан на благоприятную природную среду, на ее защиту от негативного воздействия закреплено также и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 7 Федерального Закона « Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды возложены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п.3 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктами 11 и 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды признается ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что в границах Зиминского городского муниципального образования имеется ряд территорий, а именно: район поселка Сплотка (2 Строитель), участок Песчанка, район насосной станции ТЭЦ-3 (берег реки Ока), район насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки «Ока»), захламленных отходами производства деревоперерабатывающей промышленности. Наличие данных несанкционированных свалок на территории г. Зима подтверждается комиссионными актами обследования территории Зиминского городского муниципального образования от 25.01.2010 г., от 06.04.2010 г., и не оспаривается представителем администрации Зиминского городского муниципального образования.

Согласно письменной информации главного специалиста ОГПН по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району М от 20.09.2010 г.-на территории вышеуказанных свалок имеется возгорание древесных отходов.

Доводы представителя администрации Зиминского городского муниципального образования о том, что администрация со своей стороны приняла все возможные меры по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергается наличием в течение длительного времени несанкционированных свалок в районе поселка Сплотка (2 Строитель), в районе участка Песчанка, в районе насосной станции ТЭЦ-3 берег реки Ока), в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки Ока).

Длительность существования несанкционированных свалок на территории Зиминского городского муниципального образования свидетельствует о бездействии администрации Зиминского городского муниципального образования в области соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Бездействие выражается в том, что выявленные еще в январе 2010 года несанкционированные свалки до настоящего времени не ликвидированы.

Пунктами 11 и 24 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п. 4 ст.43 Устава Зиминского городского муниципального образования (в редакции от 28.05.2009 г. ) к полномочиям администрации Зиминского городского муниципального образования относится обеспечение в установленном законодательством и уставом порядке исполнительно- распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения города Зима.

Довод представителя администрации Зиминского городского муниципального образования о том, что со стороны администрации приняты все меры по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории г. Зима, что выразилось в принятии и разработке ряда нормативно- правовых актов, регулирующих отношения в вышеуказанной сфере, является несостоятельным.

К полномочиям администрации Зиминского городского муниципального образования в силу п. 4 ст. 43 Устава Зиминского городского муниципального образования относятся не только исполнительно- распорядительные, но и контрольные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения города Зима, в том числе контроль за санитарно- эпидемиологическим и экологическим состоянием территории г. Зима.

Наличие в течение длительного периода времени несанкционированных свалок на территории города Зима свидетельствует об отсутствии вышеуказанного контроля.

Учитывая, что несанкционированные свалки отходов производства деревоперерабатывающей промышленности расположены в жилой зоне г. Зима и занимают значительные площади, соответственно они представляют существенную опасность для санитарно- эпидемиологического благополучия населения, негативно влияют на экологическую обстановку в городе, а потому права жителей г. Зима, а также любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, существенно нарушены.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по ликвидации несанкционированных свалок может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом ч. 4 ст. 1 ГПК РФ с администрации Зиминского городского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить:

1.Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в части не организации процесса сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся в районе поселка Сплотка (поселок 2 Строитель), в районе участка Песчанка, в районе насосной станции ТЭЦ-3 ( берег реки Ока), в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки «Ока») г. Зимы и не проведении мероприятий по очистке данных территорий;

2.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, образованные на территории г. Зимы в районе поселка Сплотка (поселок 2 Строитель), в районе участка Песчанка, в районе насосной станции ТЭЦ-3 ( берег реки Ока), в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки «Ока»), путем очистки данных территорий до 01 января 2011 года.

3.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования опубликовать в средствах массовой информации -в местной газете «Приокская неделя» сообщение о решении Зиминского городского суда по данному гражданскому делу течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.

4.Взыскать с Администрации Зиминского городского муниципального образования государственную пошлину в размере 4000 руб. (четыре тысячи руб.).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Зиминский городской суд.

Судья О. В. Горбунова