РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дело № 2-501/2011 г. Зима 05 августа 2011 г. Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Брода A.M., при секретаре Маслаковой И.В., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Лиходеева С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Зиминского межрайонного прокурора Шимшинова Ю.Е. (в дальнейшем прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования в части недостаточного оборудования остановочных пунктов на остановках общественного транспорта, а также ненадлежащего улично - дорожного освещения, установил: прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части недостаточного оборудования остановочных пунктов на остановках общественного транспорта г. Зима, а также ненадлежащего улично - дорожного освещения в г. Зиме. 2. Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования обеспечить оборудование остановочных пунктов на остановках общественного транспорта г. Зимы, на улицах: 5-ой Армии, Ленина, Куйбышева, Ломоносова, Клименко, Октябрьская, Январских событий; а также обеспечить надлежащее уличное освещение на следующих участках г. Зимы: ул. Трифонова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна), ул. Коминтерна (от ул. Ломоносова до ул. Мира), ул. Мира (от ул. Калинина до ул. Коминтерна), на всем протяжении ул. Лазо. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту ненадлежащего оборудования остановочных площадок на остановках общественного транспорта г. Зимы. В ходе проверки установлено, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 13.1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации также отнесена к вопросам местного значения городского округа. Из письменной информации начальника ОВД по г. Зиме и Зиминскому району от 05.07.2011 г. следует, что результаты проверок последних лет говорят о значительном ухудшении эксплуатационного состояния дорожного покрытия. Практически на всех улицах и дорогах г. Зимы дорожное покрытие имеет повреждения и разрушения. По результатам совместной проверки, проведенной помощником Зиминского межрайонного прокурора Гулийчук Н.В., государственным инспектором ОГИБДД ОВД по г. Зиме и Зиминскому району Чернухой В.А., начальником управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Зиминского городского муниципального образования Неудачиным А.В. установлено, что на следующих улицах с интенсивным движением имеются недостатки, такие как: ул. 5-ой Армии (остановочный пункт «АТП) - отсутствуют «заездные» карманы; ул. Ленина (от ул. Интернациональная до ул. Гагарина) - на остановочных пунктах отсутствуют заездные «карманы»; ул. Куйбышева (остановочный пункт «маг. Караван») - отсутствует заездной «карман» и посадочная площадка; ул. Ломоносова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна) - отсутствуют «заездные» карманы; ул. Клименко (остановочный пункт маг. «Альянс») - отсутствует посадочная площадка; ул. Октябрьская (от ул. Меринова до ул. Тургенева) - на остановочных пунктах отсутствуют заездные «карманы»; ул. Январских событий (от ул. Береговая до ул. 5-ой Армии) - отсутствуют заездные «карманы», что подтверждается актом комплексной проверки от 29.06.2011 г. Исходя из положения п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м). В соответствии с требованиями п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» места автобусных остановок должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками. Посадочные площадки, на автобусных остановках, должны быть приподняты на 0,2 м. над поверхностью остановочных площадок. Также, в ходе проверки установлено, что согласно п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 27 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования к вопросам местного значения городского округа относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Стационарное электрическое освещение в необходимых местах предусмотрено требованиями СНиП 2.05.02-85, ГОСТ Р 52766-2007. Недостаточное освещение и отсутствие освещения является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания. Так, согласно материалам комплексной проверки на следующих участках: ул. Трифонова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна), ул. Коминтерна (от ул. Ломоносова до ул. Мира), ул. Мира (от ул. Калинина до ул. Коминтерна), на всем протяжении ул. Лазо в г. Зиме улично-дорожное освещение отсутствует, что подтверждается актом комплексной проверки от 29.06.2011 г. В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 195 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Часть 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Лиходеев С.О. поддержал заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении, дополнив и уточнив, что считает необходимым и достаточным установить срок ответчику для оборудования остановочных пунктов на остановках общественного транспорта и срок для обеспечения надлежащего уличного освещения до 31 мая 2012 года. При этом, в связи с пропуском в резолютивной части заявления об обязании администрации Зиминского городского муниципального образования обеспечить оборудование остановочных пунктов на остановках общественного транспорта г. Зимы, на ул. Клименко, настаивает на её включении в решении суда. Представитель администрации Зиминского городского муниципального образования в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки. Представитель ответчика - администрации Зиминского городского муниципального образования и.о. мэра Коновалов А.Н. в письменных возражения на исковые требования Зиминского межрайонного прокурора от 04.08.2011 г. за № 1736 просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указав, что заявленные исковые требования ответчик не признает по следующим основаниям: Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии с актом комплексной проверки от 29.06.20) 1 г. установлены недостатки по оборудованию остановочных пунктов города на улицах с интенсивным движением. В настоящее время администрацией города, в рамках возложенных полномочий, проводится работа по приведению остановочных пунктов города в соответствие с требованиями законодательства. Так, в период май-июль 2011 года администрацией города с привлечением внебюджетных средств были оборудованы павильонами 6 остановочных пунктов: по ул. Ленина (остановка ЭТУС ул. Ленина, д. 13); по ул. Ленина (остановка на пересечении ул. Ленинградская и ул. Ленина); по ул. Ленина - (остановка на пересечении ул. Гагарина и ул. Ленина); по ул. Октябрьская. 83 - (остановка у городского рынка); по ул. Краснопартизанская - (остановка кладбище); по ул. Краснопартизанская - (остановка на пересечении ул. Бурлова и ул. Краснопартизанская (возле здания бывшего сельхозуправления). Кроме того, до конца текущего года планируется оборудовать остановочный пункт на пересечении ул. Краснопартизанская и Московский тракт (п. Сенной). Также на данном остановочном пункте будет установлен торговый павильон. Работа осуществляется, несмотря на острый дефицит бюджета Зиминского городского муниципального образования. Проводятся мероприятия по привлечению внебюджетных средств. В дальнейшем, планируется охватить всю территорию города мероприятиями по оборудованию остановочных пунктов. Согласно пункту 27 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 -ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Проблема дорожного освещения улиц города стоит на контроле администрации города. Утверждена муниципальная программа «Наружное освещение города Зима на 2011-2015 гг.». Срок реализации программы - 5 лет. Мероприятия данной программы рассчитаны, предусматривают следующие направления: строительство линий наружного уличного освещения; освещение жилищного фонда. В рамках программы предполагается выполнение работ по строительству линий наружного освещения на территории города общей протяженностью 5,646 км (см. таблицу 1 паспорта Программы). Учитывая острый дефицит бюджета города, финансирование мероприятий программы предполагается осуществлять с привлечением средств учреждений и предприятий города. Администрация города также, с целью привлечения дополнительных средств! для организации освещения улиц города приняла участие в конкурсе «Муниципальные проекты Иркутской области». Постановлением администрации ЗГМО от 04.08.2011 № 1274 утвержден проект «освещение улиц города». В результате принятия участия предполагается получение денежных средств в сумме 3 млн. рублей, которые будут направлены на организацию уличного освещения в городе). Под «бездействием» понимается «несовершение общественно-полезных действий, которые лицо могло и должно было совершить в силу закона, договора, профессиональных обязанностей». Считают необоснованным, считать принимаемые администраций города меры для реализации своих полномочий по организации остановочных пунктов и освещения улиц города бездействием. Необходимо учитывать тот факт, что провести все мероприятия для реализации полномочий сразу невозможно, необходима планомерная работа, а отсутствие денежных средств в бюджете города серьезно препятствует выполнению полномочий органами местного самоуправления своих полномочий. Однако администрация даже в таких тяжелых финансовых условиях планирует проведение необходимых мероприятий, целенаправленно исполняет их, привлекает к участию внебюджетные источники средств и пр. Учитывая вышеизложенное, считает, что администрацией города принимаются все возможные меры для исполнения своих полномочий согласно пунктам 5 и 27 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ. Согласно части 2 статьи 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации Зиминского городского муниципального образования, который о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается получением их представителем судебной повестки (уведомление о вручении от 02.08.2011 г.). Более того, факт получения уведомления о месте и времени слушания дела подтверждается представленными и.о. мэра Зиминского городского муниципального образования А.Н. Коноваловым возражений от 04.08.2011 г. по заявленным требованиям. Выслушав прокурора, проанализировав доводы возражений ответчика, исследовав представленные материалы, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему: В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Согласно п.п. 5, 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.п. 5.3.3.1, 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст (дата введения 1 июля 2008 года): - Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м). - Ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта, но не менее 1,5 м. Посадочную площадку размещают в пределах тротуара или полосы, отделяющей проезжую часть от тротуара. Возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м. Как было установлено в судебном заседании, не смотря на возражения ответчика, ряд остановочных пунктов на остановках общественного транспорта в г. Зиме недостаточно оборудованы, так на ул. 5-ой Армии (остановочный пункт «АТП) - отсутствуют «заездные» карманы; ул. Ленина (от ул. Интернациональная до ул. Гагарина) - на остановочных пунктах отсутствуют заездные «карманы»; ул. Куйбышева (остановочный пункт «магазин Караван») - отсутствует заездной «карман» и посадочная площадка; ул. Ломоносова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна) - отсутствуют «заездные» карманы; ул. Клименко (остановочный пункт магазин «Альянс») - отсутствует посадочная площадка; ул. Октябрьская (от ул. Меринова до ул. Тургенева) - на остановочных пунктах отсутствуют заездные «карманы»; ул. Январских событий (от ул. Береговая до ул. 5-ой Армии) - отсутствуют заездные «карманы»; а также отсутствует надлежащее уличное освещение: ул. Трифонова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна), ул. Коминтерна (от ул. Ломоносова до ул. Мира), ул. Мира (от ул. Калинина до ул. Коминтерна), на всем протяжении ул. Лазо, в г. Зиме. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки от 29 июня 2011 г. составленным комиссией в составе заместителя главы администрации г. Зима Зябкина В.А., начальника управления по ЖКХ администрации ЗГМО Неудачина А.В., помощника прокурора Зиминской межрайонной прокуратуры Гулийчук Н.В., государственного инспектора ОГИБДД отдела внутренних дел по г. Зиме и Зиминскому району Чернуха В.А., директора ООО «Коммунальный транспорт» Костенко В.И.. Подвергать сомнению данный акт у суда нет оснований, при таких обстоятельствах требование прокурора подлежит удовлетворению, так как вопросы оборудования остановочных пунктов на остановках общественного транспорта, а также уличного освещения в г. Зиме, находятся в исключительной компетенции ответчика. Поэтому письменные доводы представителя ответчика суд находит не состоятельными и не основанными на законе. «Острый дефицит бюджета города», как утверждает в своих возражениях ответчик, не освобождает Администрацию Зиминского городского муниципального образования от выполнения требований ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195 «О безопасности дорожного движения» в части оборудования остановочных пунктов на остановках общественного транспорта в г. Зиме по улицам:. 5-ой Армии (остановочный пункт «АТП); Ленина (от ул. Интернациональная до ул. Гагарина); Куйбышева (остановочный пункт «магазин Караван»);. Ломоносова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна); Клименко (остановочный пункт магазин «Альянс»); Октябрьская (от ул. Меринова до ул. Тургенева); Январских событий (от ул. Береговая до ул. 5-ой Армии); а также уличного освещения в г. Зиме на участка - ул. Трифонова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна), ул. Коминтерна (от ул. Ломоносова до ул. Мира), ул. Мира (от ул. Калинина до ул. Коминтерна), на всем протяжении ул. Лазо. Учитывая, что для выполнения мероприятий в области безопасности дорожного движения, в части недостаточного оборудования остановочных пунктов на остановках общественного транспорта г. Зима, а также ненадлежащего улично - дорожного освещения в г. Зиме, требуется часть неотложным и затратных мероприятий, поэтому суд считает необходимым и достаточным определить срок для выполнения заявленных прокурором мероприятий в области безопасности дорожного движения до 31 мая 2012 года. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -198, 214 ГПК РФ, суд, решил: иск исполняющего обязанности Зиминского межрайонного прокурора Шимшинова Ю.Е. - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области безопасности дорожного движения, в части недостаточного оборудования остановочных пунктов на остановках общественного транспорта г. Зима, а также ненадлежащего улично - дорожного освещения в г. Зиме. Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования в срок до 31 мая 2012 года, оборудовать остановочные пункты, в соответствие с требованиями ГОСТ, на остановках общественного транспорта г. Зимы, на улицах 5-ой Армии, Ленина, Куйбышева, Ломоносова, Клименко, Октябрьская, Январских событий; в срок до 31 мая 2012 г. обеспечить надлежащее, достаточное уличное освещение, в соответствие с требованиями ГОСТ, на следующих участках: ул. Трифонова (от ул. 5-ой Армии до ул. Коминтерна), ул. Коминтерна (от ул. Ломоносова до ул. Мира), ул. Мира (от ул. Калинина до ул. Коминтерна), на всем протяжении ул. Лазо, в г. Зиме, путем установки необходимого количества стационарных светильников и подачу на них электрического напряжения в темное время суток. Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования опубликовать в средствах массовой информации - в общественно-политическом еженедельнике Зиминского региона «Приокская неделя» сообщение о решении Зиминского городского суда по данному гражданскому делу течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Копию решения в течение трех дней с момента провозглашения направить в администрацию Зиминского городского муниципального образования. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Зиминский городской суд. Судья А.М. Брода