Решение 265 по иску Добрыниной Л.П.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-265/2011

г. Зима                 23 мая 2011 года

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Марковой С.В., с участием истца Добрыниной Л.П., представителя истца Седых Л.К., представителя ответчика - Государственного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области Сидоренко Н.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добрыниной Людмилы Павловны к Государственному учреждению «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Добрынина Л.П. обратилась в Зиминский городской суд с иском в обоснование которого указала, что с ДД.ММ.ГГГГ, она была принята на работу в Зиминский отряд профессиональной пожарной охраны (в настоящее время после реорганизации он обозначена как Главное управление МЧС России по Иркутской области по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Саянска, г. Зимы и Зиминского района). В связи с этим её семье и ей этим учреждением была предоставлена квартира, расположенная по <адрес> Вселение в это жилое помещение было осуществлено на основании ордера, выданного Исполнительным комитетом Зиминского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением МЧС России по Иркутской области в лице начальника Управления ГО И ЧС г.Саянска, г Зимы и Зиминского района Иркутской области полковника внутренней службы Е.А.В. и Добрыниной Людмилой Павловной был составлен договор социального найма. Согласно этого договора нанимателю и членам его семьи за плату во владение и постоянное пользование предоставлено для проживания жилое помещение, расположенное по <адрес> из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения в лице начальника Государственного учреждения «5 Отряд Федеральной противопожарной службы Иркутской области» Ш.В.И. с одной стороны и Добрыниной Людмилой Павловной с другой стороны о ниже следующем. В связи с тем, что здание <адрес> учтено в реестре федерального имущества за государственным учреждением «5отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» на праве оперативного управления, внесены изменения о том, что «Государственное учреждение 5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области», в лице начальника полковника внутренней службы Ш.В.И.. По этому адресу с ДД.ММ.ГГГГ истец и её семья зарегистрированы по месту жительства, по <адрес>

С момента фактического вселения ДД.ММ.ГГГГ она и её семья содержим это жилое помещение в надлежащем состоянии, регулярно проводим текущий ремонт, исправно оплачиваем коммунальные платежи и платежи за электроэнергию. В течение вышеуказанного периода Добрынина Л.П. владела квартирой непрерывно как своим собственным имуществом, на основании договора социального найма. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к начальнику Государственного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области полковнику внутренней службы Ш.В.И., который отказал ей в праве собственности на <адрес> пояснив при этом, что он не вправе решать вопрос о признании права собственности жилых помещений, расположенных в здании <адрес> в соответствии со ст. 297 ГК РФ «Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества» и предложил обратиться о признании права собственности в суд. В связи с чем просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по <адрес>

В судебном заседании Добрынина Л.П. поддержала заявленное исковое требование, приведя доводы, изложенные в иске, уточнив, что просит признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по <адрес> общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>

Представитель истца Седых Л.К. просила удовлетворить исковое требование Добрыниной Л.П., по основаниям указанным в иске.

От Д.О.С. представлено заявление о том, что в приватизации участвовать не желает, притязаний не имеет, против удовлетворения требования Добрыниной Л.П. не возражает.

Представитель ответчика - ГУ « 5 ОФПС по Иркутской области» Сидоренко Н.Т., исковое требование Добрыниной Л.П. не признал, пояснил, что Добрынина Л.П. обратилась с иском о признании права на приватизацию квартиры, расположенной по <адрес> В качестве ответчика по данному гражданскому делу привлечено государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области». Государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» с заявленными требованиями не согласно поскольку в силу того, что приватизация - это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность поясню, что собственником <адрес> и находящейся в <адрес> в соответствии с распоряжением федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ -и является Российская Федерация, а за ГУ «5 ОФПС по Иркутской области» вышеуказанная собственность закреплена на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 297 ГК РФ «Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества». В связи с чем, можно сделать вывод, что ГУ «5 ОФПС по Иркутской области» является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с пунктом 14 положения о ГУ «5 ОФПС по Иркутской области» учреждение в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению государственным имуществом, закрепленным в установленном порядке. ГУ «5 ОФПС по Иркутской области» не обладает полномочиями по распоряжению жилыми помещениями в порядке приватизации. В исковом заявлении истец ссылается на ст. 2 Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года из которой следует, что «Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних». Но в соответствии со ст. 4 Закона РФ № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года также следует, что «Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения». Как сказано в п. 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры, таковой, согласно технического паспорта, и является квартира, расположенная по <адрес> Считает, что ссылка истца в исковом заявлении на ст. 101,102,105,106,107 ЖК РФ не состоятельна, поскольку в названных статьях речь идет о специализированных жилых помещениях, но квартира <адрес> таковой не является, потому что находится в пользовании по договору социального найма, а как сказано в п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду «Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а так же если имеют обременения прав на это имущество». Считал, что иск не подлежит удовлетворению так как ссылки на статьи законодательства, указанные в исковом заявлении не соответствуют действительности и противоречат законодательству Российской Федерации и государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» является ненадлежащим ответчиком.

Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленное исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - приватизация жилых помещений это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона - граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истец Добрынина Л.П. проживает в <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом Зиминского городского Совета народных депутатов, договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ

Ордер на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ и договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с истцом подтверждают возникновение у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Выданный Добрыниной Л.П. ордер от ДД.ММ.ГГГГ и договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не оспорены, сведений о признании ордера и договора социального найма недействительными не имеется.

Содержащаяся в ордере отметка о том, что жилое помещение является служебным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку по информации главы администрации Зиминского городского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ решения о признании квартир, расположенных по <адрес> служебными не принималось. Ордера квартиросъемщикам были выданы в ДД.ММ.ГГГГ с грифом « служебные» только по той причине, что вышеуказанный дом находился в ведомстве МВД РСФСР.

Согласно свидетельства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о государственной регистрации права, здание <адрес> является собственностью Российской Федерации. Следовательно, расположенные в нем жилые помещения также являются государственными и в силу ст. ст. 1, 2 вышеуказанного закона « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежат приватизации.

Государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» имеет право оперативного управления на указанное здание, что подтверждается свидетельством <адрес> о государственной регистрации права, распоряжением -и от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

Согласно ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, здание <адрес> учтено в реестре федерального имущества ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после заключения договора социального найма между истцом и ГУ « 5 ОФПС по Иркутской области».

Довод представителя ответчика о том, что ответчик не является надлежащей стороной по делу и им не переданы полномочия по распоряжению жилыми помещениями, распложенными в здании <адрес> в том числе полномочия на передачу данных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, не соответствует требованиям закона, в частности положениям ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В судебном заседании установлено, что здание <адрес> закреплено за ГУ « 5 ОФПС по Иркутской области» на праве оперативного управления.

Согласно ч.1 ст. 299 ГК РФ - право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131,132 и 164 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право оперативного управления, подлежит государственной регистрации.

Частью 2 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Учитывая, что право оперативного управления ГУ «5 ОФПС по Иркутской области» на здание <адрес> прошло государственную регистрацию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, надлежащим ответчиком по делу является ГУ « 5 ОФПС по Иркутской области».

Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, либо долевую.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Из объяснений Добрыниной Л.П. следует, что ранее правом на приватизацию жилого помещения она не пользовалась, указанное утверждение нашло свое подтверждение в судебном заседании, поскольку согласно справке ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, Добрынина Л.П. квартир и жилых домов в <адрес> не имеет.

Из технического паспорта, оформленного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ на здание <адрес> из технического паспорта, оформленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> следует, что спорная квартира является жилым помещением, статус помещения как жилого, представителем ответчика не оспаривается.

Здание пожарного депо, в котором расположена квартира, занимаемая Добрыниной Л.П., находится в федеральной собственности, закреплено за ГУ «5 ОФПС по Иркутской области» на праве оперативного управления и предоставлена истцу в установленном законом порядке на основании ордера и договора социального найма.

Право граждан на бесплатное приобретение в собственность жилых помещений, находящихся в их пользовании на основании договора социального найма, относится к основному праву граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепринятым нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутыми между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В ходе рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации истцом жилого помещения, предусмотренных ст. 4 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда РФ», а доводы представителя ответчика для отказа в удовлетворении исковых требований суд находит не состоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое требование Добрыниной Людмилы Павловны удовлетворить.

Признать за Добрыниной Людмилой Павловной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по <адрес> площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>

Разъяснить сторонам, что мотивированное решение составляется в срок не поздней пяти дней с момента окончания разбирательства дела.

Мотивированное решение будет составлено не поздней 28 мая 2011 года, с мотивированным решением стороны вправе ознакомиться с 09 часов 30 мая 2011 года и обжаловать его с указанного срока в течении 10 дней в Иркутский областной суд, через Зиминский городской суд.

Судья                                                    В.В.Коваленко

Мотивированное решение составлено 28 мая 2011 года

Судья         В.В.Коваленко