Гражданское дело № 2-267/2012 по заявлению Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования



Дело № 2-267/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима

14 мая 2012 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре судебного заседания Мананковой А.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Каракулова А.А., представителя администрации Зиминского городского муниципального образования Абуздиной Л.Е. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Заявлению Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования в части не организации процесса по сбору, вывозу утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов находящихся в районе насосной станции ИТЭЦ- 3 ( береговой части реки Ока),

У С Т А Н О В И Л:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит:

1. Признать незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования по исполнению законодательства Российской федерации регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в частности не организации процесса по сбору, вывозу утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов находящихся в границах Зиминского городского муниципального образования в районе насосной станции ИТЭЦ- 3 (береговой части реки Ока), и не проведения мероприятий по очистке данной территории.

2.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, образованную на территории г. Зимы в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки Ока) путём очистки территории.

3.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования опубликовать в местной газете резолютивную часть решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.

4.Установить ответчику разумный срок для производства работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки Ока) и опубликования в местной газете резолютивной части решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды на основании письменной информации ОНД МЧС РФ по Иркутской области по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району о наличии на территории г. Зимы несанкционированных свалок древесных отходов совместно с ОНД МЧС РФ по Иркутской области по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Зиминского городского муниципального образования обязанностей по организации сбора, вывоза и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Зимы.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако на территории Зиминского городского муниципального образования процесс сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов надлежащим образом не организован.

Согласно справке старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С. о результатах проверки соблюдения органами местного самоуправления Зиминского городского муниципального образования природоохранного законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления от 26.04.2012 г. территория земельного участка, расположенного в границах Зиминского городского муниципального образования в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки Ока) захламлена отходами производства деревоперерабатывающей промышленности (опилки, стружка, щепа, древесная пыль и обрезные материалы, мелкий мусор). На свалке имеются возгорания древесных отходов, что подтверждается письменной информацией ОНД МЧС РФ по Иркутской области по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району. Ввиду горения отходов задымляется территория г. Зимы и Зиминского района.

Таким образом, на территории г. Зимы находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Наличие несанкционированной свалки в границах г. Зимы негативно влияет на экологическую обстановку в городе. Кроме того, бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части исполнения своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Зиминского прокурора Каракулов А.А. поддержал заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации Зиминского городского муниципального образования Абуздина Л.Е. требования Зиминского межрайонного прокурора не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что в соответствии с ФЗ от 06.10. 2003г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в к вопросам местного значения отнесены функции по организации сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Органы местного самоуправления могут осуществлять следующие мероприятия: создавать, в случае необходимости, муниципальные предприятия, осуществляющие сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Формировать и размещать муниципальный заказ на проведение вышеуказанных работ. Приобретать и обеспечивать содержание имущества, предназначенного для сбора, вывоза и утилизации, переработки промышленных отходов. Создавать условия для сбора, вывоза и утилизации, переработки промышленных отходов субъектами предпринимательской деятельности. Привлекать население к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

Во исполнение данной нормы закона администрацией Зиминского городского муниципального образования были проведены следующие действия :

-размещен муниципальный заказ на оказание услуги по санитарной очистке и благоустройству территории города, по результатам был заключен муниципальный контракт № 2011 62733 / 58 с ООО «Коммунальный транспорт». В городе существует действующий полигон для утилизации бытовых и промышленных отходов, который находится на обслуживании у ООО «Коммунальный транспорт», вывоз отходов осуществляется как ООО «Коммунальный транспорт» так и собственными силами граждан и хозяйствующими субъектами.

Постановлением администрации Зиминского ГМО от 05.04. 2012г № 558 объявлен месячник по санитарной очистке и благоустройству территории города с 16.04. 2012г. по 16.05. 2012 г.(копия прилагается).Согласно названному постановлению, была создана комиссия по организации и подготовке месячника по санитарной очистке и благоустройству территории города, в состав которой были включены как должностные лица администрации. Так и представители федеральных структур, на которых, в соответствии с действующим федеральным законодательством, возложена обязанность по контролю за санитарным, противопожарным и иным законодательством.

Также в г. Зима при содействии администрации ЗГМО на территории ООО «Форест» запущено производство по переработке древесных отходов. Планируется запустить производство в полном объеме до конца текущего года.

Организации Зиминского городского муниципального образования должным образом организовала работу по очистке территории города от отходов. На законодательном уровне органы местного самоуправления не наделены полномочиями по осуществлению экологического контроля, полномочиями по привлечению к ответственности виновных лиц за захламление территории города отходами, администрации не всегда удается пресечь образование стихийных свалок. Федеральные контролирующие органы поддержку в решении этого наболевшего вопроса не отказывают.

Свидетель Марковский С.С., главный специалист отдела надзорной деятельности по г. Зима, г. Саянску и Зиминскому району пояснил, что в конце апреля 2012г. он совместно со ст. помощником Зиминского прокурора Люцай В.С. выезжал на берег реки Ока, в районе насосной станции ИТЭЦ -3 в черте города Зима, где ими было установлено захламление данной территории отходами производства деревообрабатывающей промышленности. Были ими произведены фотоснимки местности, где находится данная свалка. На имеющейся в материалах дела фототаблице изображен береговая часть р. Ока в районе насосной станции, на фото № 4- берег реки Ока, на фото № 1 – продолжение берега реки Ока в районе расположения ТЭЦ 3, на фото № 5- свалка в районе со стороны Окинского моста. Информация была зафиксирована со спутника.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, также достаточность и взаимную связь доказательств их совокупности, суд пришел к вывод, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяются основополагающие принципы в сфере охраны окружающей среды, к которым относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от _30.03.1999 г. № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Право граждан на благоприятную природную среду, на ее защиту от негативного воздействия закреплено также в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 7 Федерального Закона « Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды возложены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п.3 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктами 11 и 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды признается ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что в границах г. Зимы в районе насосной станции ИТЭЦ -3 ( береговой части реки Ока) территория захламлена отходами производства деревоперерабатывающей промышленности (опилками, стружкой, щепой, древесной пылью, обрезными материалам, мелким мусором) и отходами потребления в виде твердых бытовых отходов. Наличие данной несанкционированной свалки на территории г.Зима в районе насосной станции ИТЭЦ- 3 ( береговая часть реки Ока)подтверждается фототаблицей от 26.04. 2012г.. Наличие свалки в указанной местности подтвердил в судебном заседании свидетель С.С. Марковский.

О длительности существования несанкционированной свалки в районе насосной станции ИТЭЦ -3 ( береговой части реки Ока) свидетельствуют фототаблицы от 26.04. 2012г., где изображено большое количество отходов производства деревообрабатывающей промышленности.

По результатам совместной проверки соблюдения органами местного самоуправления природоохранного законодательства прокуратурой и Управленим Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области внесена информация в прокуратуру г. Зима, из которой усматривается, что территория в границах Зиминского городского муниципального образования в районе насосной станции ИТЭЦ- 3 захламлена отходами производства деревообрабатываюшей промышленности.

Доводы представителя администрации Зиминского городского муниципального образования о том, что администрацией принимаются возможные меры по очистке территории города от отходов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, данные доводы опровергается наличием по результатам проверки прокуратуры от 26.04. 2012г. несанкционированной свалки в районе насосной станции ИТЭЦ 3. в береговой части реки Ока. По настоящее время свалка в указанном районе не очищена от отходов производства деревообрабатывающей промышленности.

Пунктами 11 и 24статьи 9 Устава Зиминского городского муниципального образования (в редакции от 28.05. 2009г.) к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании п.4 ст. 43 Устава Зиминского городского муниципального образования к полномочиям администрации Зиминского городского муниципального образования относится обеспечение в установленном законодательством и уставе порядке исполнительно- распорядительных и контрольных функции по решению вопросов местного значения в интересах населения г. Зима.

Ошибочным является довод представителя администрации Зиминского городского муниципального образования о том, что администрацией должным образом организована работа по очистке территории города от отходов, а именно размещен муниципальный заказ на оказание услуги по санитарной очистке и благоустройству территории города, заключен муниципальный контракт с ООО «Коммунальный транспорт», объявлен месячник по санитарной очистке и благоустройству территории города в апреле- мае 2012г.

Администрацией Зиминского городского муниципального образования в силу ст. 43 п.4 Устава Зиминского городского муниципального образования, должны осуществляться также и контрольные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения г. Зима, в том числе и контроль за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием территории г. Зима.

Учитывая то, что несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов на территория г. Зима в районе насосной станции ИТЭЦ -3 ( береговая часть реки Ока) расположена в черте города, она имеет значительные размеры, представляет существенную опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, негативно влияет на экологическую обстановку в городе, а поэтому права жителей г. Зима, а также любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду существенно нарушены.

В соответствии со ст. 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по ликвидации несанкционированной свалки может быть обеспечено судебным решением.

В силу ст. 27 п.4, 35 п.3 ФЗ «О прокуратуре Российской федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан., либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 206 ч.2 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом ст. 1 ч. 4 ГПК РФ с администрации Зиминского городского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

1.Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования по исполнению законодательства Российской Федерации регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в частности не организации процесса по сбору, вывозу утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов находящихся в границах Зиминского городского муниципального образования в районе насосной станции ИТЭЦ- 3 ( береговой части реки Ока), и не проведения мероприятий по очистке данной территории.

2.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, образованную на территории г. Зимы в районе насосной станции ИТЭЦ-3 (береговая часть реки Ока) путём очистки территории, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.

3.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования в течение семи дней опубликовать в местной газете «Приокская неделя» резолютивную часть решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.

Взыскать с администрации Зиминского городского муниципального образования государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения, через Зиминский городской суд.

Судья _______________________ Т.А. Соболева