Решение по граждаскому делу № 2-269/2012 по иску Зиминского межрайонного прокурора к Спасибко Л.В.



Дело № 2-269/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима

15 мая 2012 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре судебного заседания Мананковой А.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Мещерякова А.Д., ответчика – Спасибко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Спасибко Л.В. о возложении на нее обязанности установить в здании, расположенном по адресу: <адрес> пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2011; об оборудовании входа в помещение, расположенного по адресу: <адрес> специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов (пандусом с поручнями) согласно требованиям п.п. 3.29, 3.31, 3.32 СНиП-35-01-2001;

УСТАНОВИЛ :

Зиминский межрайонный прокурор действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к индивидуальному предпринимателю Спасибко Л.В. о возложении на нее обязанности установить в здании, расположенном по адресу: <адрес> пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2011.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано следующее. Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к магазину, расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что при входе в данное помещение отсутствуют пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от /дата/ собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, является Спасибко Л.В. .

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п. 3.13 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.

Из пункта 3.14 СНиП 35-01-2001 следует, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Согласно п. 3.29. СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Пунктом 3.31 СНиП 35-01-2001 определено, что следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Пунктом 3.32 СНиП 35-01-2001 установлено, что вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Согласно объяснению ИП Спасибко Л.В. вход в магазин «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> не оборудован пандусами.

Отсутствие пандусов на вышеуказанном объекте нарушает права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ к зданию, расположенному по адресу: <адрес>.

При этом следует учесть то обстоятельство, что определить круг инвалидов, посещающих объекты социальной инфраструктуры, не представляется возможным, в связи с чем, настоящее заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры приводит к нарушению гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В качестве одного из способов защиты статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Мещеряков А.Д. требования поддержал.

Ответчик Спасибко Л.В. иск прокурора не признала, пояснила, что у нее в настоящее время нет финансовых возможностей для установления пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов. В январе 2012г. у них в магазине, расположенном по <адрес> была крупная недостача, до настоящего времени не установлено лицо, совершившее хищение. Никаких жалоб от граждан о том, что инвалидам ограничен доступ в магазин, не поступало. Меры по защите прав и интересов лиц с ограниченными возможностями, принимаются, в частности, в магазине существует система заказов на доставку товаров на дом. Даже если будет установлен пандус в магазине с учетом строения магазина, при наличия тамбура, инвалидам будет сложно добраться до торгового зала магазина.

Выслушав помощника Зиминского прокурора, ответчика, исследовав письменные материалы дела,оценивая относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств, достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ,основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

На основании ст. 20 ч.1 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жизнь.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на организации независимо от организационно- правовых форм возложена обязанность создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак- проводников) для беспрепятственно доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ)

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Санитарные нормы и правила 35-01- 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 16.07.2001г. №73 в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.

Как было установлено в судебном заседании, Зиминской межрайонной прокуратурой была проведена проверка на предмет соблюдения требований ФЗ от 24.11. 1995 ст. 15 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа в торговые предприятия.

Согласно акту проверки, при входе в здание продовольственного магазина «<данные изъяты>», расположенного в <адрес>, принадлежащего на праве собственности индивидуальному предпринимателю Спасибко Л.В. , отсутствует пандус для беспрепятственного доступа инвалидов.

Согласно выписки из Единого государственного реестра от /дата/ Спасибко Л.В. , /дата/. рождения, включена в Единый реестр индивидуальных предпринимателей, вид деятельности- розничная торговля продуктами питания.

Как усматривается из свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица, Спасибко Л.В. поставлена на учет /дата/.

Как видно из свидетельства государственной регистрации права от /дата/., Спасибко Л.В. на праве собственности принадлежит здание продовольственного магазина по <адрес> в <адрес>.

Согласно утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12. 2009г. Национальному стандарту РФ услуг торговли, в п. 6.14, предусматривается наличие пандусов и пользование торговыми залами инвалидами и другими группами населения с ограниченными возможностями передвижения. В пункте 6.1. указано, что для обеспечения безопасности жизни и здоровья покупателей торговые предприятия должны быть оснащены удобными подъездными путями и пешеходными доступами к входу.

Как усматривается из п. 3.13. Строительных норм и правил 35-01- 2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07. 2001г. № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261.

Исковое заявление Зиминского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению, поскольку оно обоснованно и направлено для улучшения жизнедеятельности инвалидов.

Не состоятельными являются доводы ответчика о том, что здание магазина было построено ранее, и с учетом конструкции здания даже при наличии пандуса будет сложным обеспечить доставку инвалидов в торговый зал.

Невыполнение индивидуальным предпринимателем Спасибко Л.В. требований по оборудованию входа в помещение магазина расположенного по <адрес>, специальными приспособлениями (пандусами с поручнями) обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к объектам торговли, затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам торговли и социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Также Постановлением Правительства Иркутской области от 12.10. 2010г. № 248 п -п, в ред. От 19.10. 2011г., принята долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов» на 2011- 2015 гг. Одной из целей данной программы является обеспечение благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и повышения качества жизни инвалидов. Одной из задач, которую необходимо решить для достижения поставленной цели является развитие условий для беспрепятственно доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию от 22.12. 2011г. также отмечается об устранении сложностей связанных с передвижением инвалидов в РФ, улучшении условий их жизни.

В ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты прав предусмотрено пресечений действий, нарушающих право или создающее угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании ст. 206 ГПК РФ и принимая во внимание, что указанные в исковом заявлении обязанности совершить определенные действия, могут быть совершены только ответчиком, судом в решении устанавливается разумный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, с индивидуального предпринимателя Спасибко Л.В. в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Решил :

Исковое заявление Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Индивидуального предпринимателя Спасибко Л.В. установить в здании, расположенном по адресу: <адрес> пандус для беспрепятственного доступа инвалидов, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2011;

Оборудовать вход в помещение магазина, расположенное по адресу: <адрес> специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов (пандусом с поручнями) согласно требованиям п.п. 3.29, 3.31, 3.32 СНиП-35-01-2001.в срок до 15 сентября 2012 года.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Спасибко Л.В. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца через Зиминский городской суд.

Судья _______________________ Т.А. Соболева