Решение по граждаскому делу № 2-268/2012 по заявлению Зиминского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации ЗРМО



Дело № 2-268/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима

25 мая 2012 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре судебного заседания Мананковой А.А., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С., представителя администрации Зиминского районного муниципального образования Сыманович Е.В. по доверенности № 14 от 23.11. 2011г., ведущего специалиста по охране окружающей среды, представителя администрации Зиминского районного муниципального образования Филимоновой И.Н. действующей по доверенности № 7 от 5 мая 2012г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Зиминского районного муниципального образования по исполнению законодательства РФ, регулирующей отношения в области охраны окружающей среды, в части не организации процесса утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся в границах Зиминского районного муниципального образования в районе земельного участка, расположенного на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима - Саянск в северо-восточной стороне от бывшего завода ЖБИ, и непроведения мероприятий по очистке данной территории.Возложении обязанности на администрацию Зиминского районного муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, установления ответчику разумного срока для производства работ по ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в части неорганизации процесса утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся в границах Зиминского районного муниципального образования в районе земельного участка, расположенного на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима - Саянск в северо-восточной части стороне от бывшего завода ЖБИ, и не проведения мероприятий по очистке данной территории; 2.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся на земельном участке, расположенном на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима - Саянск в северо-восточной части стороне от бывшего завода ЖБИ г. Зимы путём очистки территории; 3.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования опубликовать в местной газете резолютивную часть решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу; 4.Установить ответчику разумный срок для производства работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся в районе земельного участка, расположенного на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима - Саянск в северо-восточной части стороне от бывшего завода ЖБИ и опубликования в местной газете резолютивной части решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды на основании письменной информации ОВД по г. Зиме и Зиминскому району о наличии на территории г. Зимы несанкционированных свалок древесных отходов совместно с ОНД МЧС РФ по Иркутской области по г.г. Саянску, Зиме и Зиминскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Зиминского районного муниципального образования обязанностей по организации сбора, вывоза и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Зиминского района.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако на территории Зиминского районного муниципального образования процесс сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов надлежащим образом не организован.

Согласно справке старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С. о результатах проверки соблюдения органами местного самоуправления Зиминского районного муниципального образования природоохранного законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления от 26.04.2012 г. территория земельного участка, расположенного на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима - Саянск в северо-восточной стороне от бывшего завода ЖБИ г. Зимы захламлена отходами производства деревоперерабатывающей промышленности (опилки, стружка, щепа, древесная пыль и обрезные материалы, мелкий мусор).

Таким образом, на территории Зиминского района находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Наличие несанкционированной свалки в границах Зиминского района негативно влияет на экологическую обстановку в районе. Кроме того, бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования в части исполнения своих обязанностей по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании ст. помощник Зиминского прокурора Люцай В.С. поддержал заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении. Доказательством нахождения несанкционированной свалки промышленных отходов на землях Ухтуйского сельского поселения, входящих в состав Зиминского муниципального района в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ является ситуационный план. Бездействие Зиминской районной администрации заключается в неорганизации процесса по утилизации, переработке промышленных отходов.

Представитель администрации Зиминского районного муниципального образования Сыманович Е.В. требования Зиминского межрайонного прокурора не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, предоставила письменные возражения, в которых указала следующее.

С 2006 года администрацией предпринимаются попытки привести в соответствие существующие места размещения отходов производства и потребления и получить официальное разрешение на размещение временного складирования бытовых и промышленных отходов, о чем свидетельствуют неоднократные обращения в Территориальный отдел федеральной службы Роспотребнадзора в г. Зиме и Зиминском районе, г. Саянске (переписка с 2006 года прилагается). Содействие администрации в решении этого вопроса со стороны Роспотребнадзора не оказывается.

В целях решения проблемы утилизации и захоронения отходов производства и потребления решением Думы Зиминского муниципального района от 26.09.2007г. № 89 утверждена Программа комплексного социально-экономического развития Зиминского районного муниципального образования на 2008-2017 годы, которой предусмотрены мероприятия по организации утилизации переработки отходов.

С целью планирования работ по исполнению полномочий района по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов был сделан запрос о стоимости проектирования современных полигонов в проектную организацию ОАО Сибирский проектно-изыскательский институт «Оргстройпроект» (прилагается). При минимальном годовом объеме захоронения отходов до 1 тыс.тн стоимость первого этапа разработка проектной документации составит 3 млн. 505 тыс.руб.

Администрацией неоднократно проводились расширенные совещания с присутствием контролирующих органов, индивидуальных предпринимателей, руководителей организаций, осуществляющих деятельность по лесопереработке по вопросам размещения отходов лесопиления, на которых рассматривались вопросы о приостановлении деятельности предпринимателей, организаций, нарушающих требования природоохранного законодательства. По итогам совещаний индивидуальным предпринимателям, руководителям организаций, осуществляющим деятельность по лесопереработке на территории Зиминского района, устанавливались сроки для ликвидации несанкционированных свалок древесных отходов, а также было решено при помощи контролирующих органов, в т.ч. органов прокуратуры, имеющим полномочия в данной сфере, применять меры административного характера, в т.ч. подготовить материалы для приостановления деятельности в случае выявления нарушений требований природоохранного законодательства.

На сегодняшний день содействия Зиминскому району со стороны контролирующих органов не оказано. До настоящего времени нет никаких сведений о приостановлении деятельности таких предприятий.

С целью исполнения полномочий в области охраны окружающей среды на территории Зиминского района разрабатывается экологическая программа на 2012 год.

Доводы прокуратуры о том, что наличие несанкционированной свалки в границах Зиминского района негативно влияет на экологическую обстановку в районе, ничем документально не подтверждаются. Так, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.7.1322-03 «ПОЧВА. ОЧИСТКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, ОТХОДЫПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, САНИТАРНАЯ ОХРАНА ПОЧВЫ. ГИИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ») «Критериями гигиенической безопасности функционирования эксплуатируемых или закрытых объектов складирования являются предельно допустимые концентрации химических веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде открытых водоемов и в почве, а также предельно допустимые уровни физических факторов».

Отбор и анализ проб атмосферного воздуха, почвы, грунтовых вод, не произведен. Документов, подтверждающих наличие в атмосферном воздухе, почве, грунтовых водах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ не предоставлено.

Кроме того, согласно Приказу от 2 декабря 2002 г. N 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» древесные отходы являются 5 классом опасности, т.е. практически неопасные. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены Приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511, который определяет степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду и устанавливает, что 5 класс опасности не нарушает экологическую систему.

Согласно данным, имеющимся у администрации, несанкционированное складирование отходов производства деревоперерабатывающей промышленности на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, Зиминский район, северо-восточнее бывшей территории Зиминского завода железобетонных изделий, осуществляет ООО «Сокол».

Причастность к захламлению земельного участка предприятием ООО «Сокол», подтверждается протоколом комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности от 27.04.2012 года № 4, в ходе заседания которого генеральный директор ООО «Сокол» Коваль Г.В. подтверждает, что свалка древесных отходов организована ООО «Сокол» и на данный момент для предотвращения возникновения возгорания свалки силами ООО «Сокол» ведутся мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, разработан план мероприятий (план прилагается).

ООО «Сокол» имеет в собственности 12 пилорам, расположенных на территории ООО «Сокол» (г. Зима, Промбаза,6) (согласно акту проверки от 28.11.2011 года № 330-э, проведенной Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области). Земельный участок в районе развилки автодороги Зима-Саянск в северо-восточной стороне от бывшего завода ЖБИ г. Зимы, захламленный отходами лесопереработки, граничит с Промбазой в результате деятельности которых образуются отходы деревопереработки, часть отходов сжигается на территории предприятия, а большая часть складируется на вышеназванный земельный участок за территорией предприятия.

Ранее спорный земельный участок предоставлялся ООО «Сокол» для складирования отходов лесопиления (договор аренды земельного участка от 27.12.2007 года).

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г № 89-ФЗ собственники отходов должны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Представитель администрации Зиминского районного муниципального образования, ведущий специалист отдела по охране окружающей среды Филимонова И.Н. требования Зиминского межрайонного прокурора не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований Зиминского межрайонного прокурора в полном объеме.

В судебном заседании 22 мая 2012г. Представитель администрации Зиминского районного муниципального образования Сыманович Е.В. представила дополнительно письменные возражения, в которых указано следующее.

В заявлении Зиминского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Зиминского районного муниципального образования по исполнению законодательства в области охраны окружающей среды, указывается на не организацию процесса утилизации и переработки бытовыхи промышленных отходов, на земельном участке, местоположение которого конкретно не определено.

Указанный в заявлении Зиминского межрайонного прокурора земельный участок граничит с территорией, принадлежащей ООО «Сокол» (юридический адрес: г. Зима, Промбаза,6), которая расположена на земельном участке, относящимся к землям Зиминского городского округа. Документального подтверждения того, что земельный участок «в районе развилки автодороги Зима-Саянск в северо-восточной стороне от бывшего завода ЖБИ г. Зимы», действительно, входит в состав земель Зиминского районного муниципального образования и относится к землям Ухтуйского сельского поселения, Зиминской межрайонной прокуратурой не предоставлено.

Таким образом, Зиминской межрайонной прокуратурой факт нахождения отходов деревопереработки на землях Зиминского районного муниципального образования не доказан.

2. Согласно Устава 000 «Сокол» (п.2.2.) одним из видов деятельности общества является заготовка и переработка древесины. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно -защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Данные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в зависимости от вида производства.

В соответствии с п.7.1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для деревообрабатывающего производства установлена СЗЗ (санитарно-защитная зона) - 300 м. Пунктом 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определены объекты, которые допускается размещать в границах СЗЗ. Объекты по размещению отходов данным перечнем не установлены.

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении.

Таким образом, федеральным законодательством определено обязательное наличие санитарно-защитной зоны для всех предприятий, сооружений и иных объектов.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Свидетель Коваль Г.В. генеральный директор ООО «Сокол» пояснил в судебном заседании, что в 2007г. между ним и районной администрацией был заключен договор аренды земельного участка в целях складирования отходов лесопиления. Он арендовал земельный участок северо- восточнее территории завода ЖБИ, он возил туда отходы промышленного производства. В 2011г. по инициативе районной администрации свалка была запрещена, он взял на себя обязательство контролировать свалку. Договор аренды заключен был на один год, срок действия договора закончился 31. 10. 2008г. В настоящее время имеющиеся на территории Ухтуйского поселения, в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ имеются отходы промышленного производства, не являются отходами их предприятия. Более двух лет его предприятие возят отходы производства на территорию в с. Норы. Он принимал участие в заседании комиссии по пожарной безопасности Зиминского районного муниципального образования, где взял на себя обязанность как предприниматель, чье предприятие находится рядом с местом складирования отходов лесопиления, в проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, таких как, произвести обваловку свалки грунтом. Он обязуется в срок до 15 июня 2012г. произвести рекультивацию опилок слоем грунта на данной территории.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, от 8 октября 2007г. за ООО « Сарма» закреплен земельный участок в г. Зима ул. Промбаза 6 для производственной деятельности.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, также достаточность и взаимную связь доказательств их совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяются основополагающие принципы в сфере охраны окружающей среды, к которым относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 22 вышеуказанного закона сказано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную природную среду, на ее защиту от негативного воздействия закреплено также и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В суд представителем ответчика представлены документы о проведенных мероприятиях по улучшению санитарного состояния Зиминского районного муниципального образования.

Как видно из постановления мэра Зиминского муниципального района от 23.03. 2012г. рекомендовано главам муниципальных образований района организовать проведение месячника по санитарной очистке и благоустройству населенных пунктов Зиминского района ; рекомендовано руководителям учреждений предприятий всех организационно- правовых форм, собственникам жилых помещений частного фонда и индивидуальным предпринимателям выполнить работы по санитарной очистке, восстановлению и улучшению внешнего вида разрушенных элементов благоустройства на закрепленной территории.

Представлена копия плана мероприятий по подготовке разработки генеральной схемы очистки территории Зиминского района за 2006г.

Из ответа начальника Территориального отдела федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Иркутской области вг. Зима, Зиминском районе Крайневой Т.А., для согласования мест размещения временного складирования твердых бытовых отходов в сельских поселениях Зиминского района нужно провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу данных земельных участков.

Согласно постановления мэра Зиминского муниципального района от 24 апреля 2012г. создана рабочая группа по решению вопросов по захламлению территории Зиминского района отходами лесопереработки. Рабочей группе необходимо провести мероприятия по установлению лиц, причастных к организации несанкционированных свалок отходов лесопереработки с привлечением их к ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что в границах территории Зиминского района в районе земельного участка, расположенного на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ г.Зимы, территория захламлена отходами производства деревоперерабатывающей промышленности (опилками, стружкой, щепой, древесной пылью, обрезными материалам, мелким мусором). Наличие данной несанкционированной свалки на территории земель Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ г.Зимы, подтверждается осмотром местности, проведенной в выездном судебном заседании.

Из проведенного в выездном судебном заседании осмотра местности усматривается, что с правой стороны от автодороги Зима- Саянск, если двигаться в сторону Зиминской птицефабрики имеется участок местности, за территорией бывшего завода ЖБИ, где имеются отходы промышленного производства: опилки, щепа, кучи со срезками. Далее в районе Ухтуйского кладбища на развилке автодороги Зима- Саянск с правой стороны от кладбища, на местности имеются опилки и куча срезок.

О длительности существования несанкционированной свалки в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ г.Зимы, на территории Ухтуйского сельского поселения, свидетельствуют фототаблицы от 26.04. 2012г., где изображено большое количество отходов производства деревообрабатывающей промышленности, в том числе старых отходов.

По результатам совместной проверки соблюдения органами местного самоуправления природоохранного законодательства прокуратурой и Управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области внесена информация в прокуратуру г. Зима, из которой усматривается, что территория в границах Зиминского муниципального района на землях Ухтуйского сельского поселения, в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ г.Зимы, захламлена отходами деревообрабатывающей промышленности(опилки, стружки, щепа, обрезные материалы, мелкий мусор).

Из представленного помощником Зиминского межрайонного прокурора в суд ситуационного плана, подписанного начальником Восточно- Сибирского филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка» несанкционированная свалка отходов производства и потребления находится на землях Ухтуйского сельского поселения, входящих в состав Зиминского муниципального района в районе развили автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ.

Согласно ст. 7 Федерального Закона « Об охране окружающей среды» именно на органы местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды возложены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п.2 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктами 11 и 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды признается ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения.

Доводы представителя администрации Зиминского районного муниципального образования о том, что администрацией принимаются возможные меры по решению проблемы утилизации и захоронения отходов производства, а именно: утверждение в 2007г. программы комплексного социально- экономического развития Зиминского района ; проведение расширенных совещаний с участием контролирующих органов, предпринимателей, руководителей организаций осуществляющих деятельность по лесопереработке по вопросам размещения отходов лесопиления, установление сроков для ликвидации несанкционированных свалок древесных отходов, подготовка материалов для приостановления деятельности руководителей предприятий, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, данные доводы опровергается наличием по результатам проверки прокуратуры от 26.04. 2012г. несанкционированной свалки отходов производства и потребления на землях Ухтуйского сельского поселения, в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо- восточной стороне от бывшего завода ЖБИ. По настоящее время свалка в указанном районе не очищена от отходов производства деревообрабатывающей промышленности.

Пунктами 6 ч.1 ст. 9 Устава Зиминского районного муниципального образования (в редакции от 30 апреля 2009г.) к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании п. 14 ст. 9 Устава Зиминского районного муниципального образования к полномочиям администрации Зиминского районного муниципального образования относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Представителем ответчика в суде было заявлено о том, что ими установлено, что несанкционированное складирование отходов промышленного производства на территории Зиминского района северо- восточнее бывшего завода проводится ООО «Сокол» ген. Директор Коваль Г.В.Последний данный факт подтвердил на комиссии по ЧС 27.04. 2012г. Ранее спорный участок предоставлен был по договору аренды ООО «Сокол» для складирования отходов лесопиления.

В судебное заседание не представлены доказательства, подтверждающие складирование отходов промышленного производства ООО «Сокол», в суде директор предприятия Коваль Г.В. отказался от того, что отходы лесопиления находящиеся северо- восточнее бывшего завода ЖБИ являются отходами его производства, заключенный с ним договор аренды закончился еще в 2008 году. Данный земельный участок в настоящее время индивидуальному предпринимателю не был отведен.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Мероприятия, указанные в Программе комплексного социально- экономического развития Зиминского района, в настоящее время не выполнены, не решен вопрос о приостановлении деятельности предпринимателей, нарушающих прироохранное законодательство, нет сведений о привлечении виновных лиц к административной, дисциплинарной ответственности, не подписан и не реализован до настоящего времени план мероприятий по разработки генеральной схемы очистки территории Зиминского района.

Ошибочным является довод представителя администрации Зиминского районного муниципального образования о том, что не представлено истцом доказательств того, что земельный участок в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо-восточной стороне от бывшего завода ЖБИ входит в состав земель Зиминского районного муниципального образования. Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих свои возражения. Ситуационный план, утвержденный начальником Восточно- Сибирского филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка» подтверждает принадлежность земель Зиминскому районному муниципальному образованию, данный документ во взаимной связи с другими фактическими данными является достоверным доказательством. У суда нет оснований сомневаться в достоверности данного документа.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Также в судебное заседание не представлено представителем Зиминского районного муниципального образования доказательств расположения отходов промышленного производства( место расположение которых указано в заявлении Зиминского межрайонного прокурора) в санитарно- защитной зоне предприятия ООО «Сокол».

Таким образом, администрацией Зиминского районного муниципального образования должным образом не была организована работа по очистке территории Зиминского района города от промышленных отходов. Бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования по исполнению законов в области охраны окружающей среды в части не организации процесса утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся на территории Зиминского районного муниципального образования в районе земельного участка, расположенного на землях Ухтуйского сельского поселения, имеет место быть.

Согласно Уставу Зиминского районного муниципального образования, к полномочиям районной администрации отнесены вопросы организации сбора, вывоза и утилизации промышленных отходов.

Администрацией Зиминского городского муниципального образования в силу ст. 43 п.4 Устава Зиминского городского муниципального образования, должны осуществляться также и контрольные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения г. Зима, в том числе и контроль за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием территории г. Зима.

Учитывая то, что несанкционированная свалка промышленных отходов на территория Зиминского района в районе развилки автодороги Зима- Саянск в северо-восточной стороне от бывшего завода ЖБИ входит в состав земель Зиминского районного муниципального образования, находится вблизи расположения населенного пункта п. Ухтуй, она имеет значительные размеры, представляет существенную опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, негативно влияет на экологическую обстановку как в Зиминском районе так и в г. Зима, поэтому права жителей г. Зима и Зиминского района, а также любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду существенно нарушены.

В соответствии со ст. 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязательства в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по ликвидации несанкционированной свалки может быть обеспечено судебным решением.

В силу ст. 27 п.4, 35 п.3 ФЗ «О прокуратуре Российской федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 206 ч.2 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом ст. 1 ч. 4 ГПК РФ с администрации Зиминского городского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

1. Признать незаконным бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования по исполнению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в части неорганизации процесса утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся в границах Зиминского районного муниципального образования в районе земельного участка, расположенного на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима - Саянск в северо-восточной части стороне от бывшего завода ЖБИ, и не проведения мероприятий по очистке данной территории.

2.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся на земельном участке, расположенном на землях Ухтуйского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, в районе развилки автодороги Зима - Саянск в северо-восточной части стороне от бывшего завода ЖБИ г. Зимы путём очистки территории, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.

3.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования опубликовать в местной газете «Приокская правда» резолютивную часть решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.

Взыскать с администрации Зиминского районного муниципального образования государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения, через Зиминский городской суд.

Судья _______________________ Т.А. Соболева