Решение 615 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Зиминского городского муниципального образования в части не исполнения обязанности по нанесению дорожной разметки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зима

02 декабря 2010 г. Дело № 2- 615 /2010

Зиминский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горбуновой О. В.

при секретаре Божко Н. В.

с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Гулийчук Н.В.,

представителя администрации Зиминского городского муниципального образования Тайшиной О.В., действующей на основании доверенности от * г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия администрации Зиминского городского муниципального образования в части не исполнения обязанности по нанесению дорожной разметки в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит:

1.Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части не нанесения горизонтальной дорожной разметки от границы г.Зимы со стороны птицефабрики с. Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1/Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима-Услон» включая примыкания с ул. Клименко и ул. Краснопартизанская г. Зима;

2.Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования в срок до 31 мая 2011г. обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки от границы г.Зимы со стороны птицефабрики с. Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1/Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима-Услон» включая примыкания с ул. Клименко и ул. Краснопартизанская г. Зима;

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что, Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту ненадлежащего состояния и содержания улиц и автомобильных дорог г. Зимы. В ходе проверки установлено, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из письменной информации и.о.начальника ОВД по г. Зиме и Зиминскому району от 20.10.2010г. следует, что результаты проверок последних лет говорят о значительном ухудшении эксплуатационного состояния дорожного покрытия в г. Зима. Практически на всех улицах и дорогах г.Зимы дорожное покрытие имеет повреждения и разрушения. По результатам совместной проверки, проведенной помощником Зиминского межрайонного прокурора Гулийчук Н.В., государственным инспектором ОГИБДД ОВД по г. Зиме и Зиминскому району Ч, ведущим специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Зиминского городского муниципального образования С установлено, что от границы г.Зимы со стороны птицефабрики с. Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1/Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима-Услон» включая примыкания с ул. Клименко и Краснопартизанская, отсутствует горизонтальная дорожная разметка, что подтверждается актом проверки от 15.10.2010г. Дорожная разметка в необходимых местах предусмотрена требованиями ГОСТа Р 52289-2004. Отсутствие дорожной разметки является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания. В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 195 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8.11.2007г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Часть 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Гулийчук Н.В. поддержала заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации Зиминского городского муниципального образования Тайшина О.В. требования Зиминского межрайонного прокурора признала.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 130, 132 Конституции РФ: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в границах городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.п. 1, 5, 7 ч. 1 ст. 9 Устава Зиминского городского муниципального образования, принятым Решением городской думы г. Зимы от 26 мая 2005 г. № 1081, в ведении городского округа находятся следующие вопросы местного значения: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что содержание автомобильных дорог общего пользования, обеспечение безопасности дорожного движения, входит в сферудеятельности местного значения и направлено на социальную защиту прав граждан на безопасные условия проживания, на улучшение обстановки в сфере безопасности дорожного движения, защищенности участников дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что в границах Зиминского городского муниципального образовании на участке дороги от границ г. Зимы со стороны птицефабрики с. Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1 /Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима- Услон», включая примыкание с ул. Клименко и ул. Краснопартизанской г. Зима отсутствует горизонтальная дорожная разметка. Отсутствие дорожной разметки является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания.

Из письменной информации и.о.начальника ОВД по г. Зиме и Зиминскому району Д от 20.10.2010г. следует, что работа по нанесению дорожной разметки в местах концентрации дорожно- транспортных происшествий (путепровод с примыканиями с ул. Клименко и со стороны ул. Краснопартизанской г. Зима) администрацией Зиминского городского муниципального образования не выполняется.

Из комиссионного акта контрольной проверки от 15.10.2010 г. следует. что на участке дороги от границы г.Зимы со стороны птицефабрики с.Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1/Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима-Услон» включая примыкания с ул. Клименко и Краснопартизанская г. Зима, отсутствует горизонтальная дорожная разметка.

Дорожная разметка в необходимых местах предусмотрена требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ 51256-99. Отсутствие дорожной разметки является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по обеспечению нанесения горизонтальной дорожной разметки от границы г.Зимы со стороны птицефабрики с. Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1/Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима-Услон» включая примыкания с ул. Клименко и ул. Краснопартизанская может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом ч. 4 ст. 1 ГПК РФ с администрации Зиминского городского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить:

Признать незаконным бездействие администрации Зиминского городского муниципального образования в части не нанесения горизонтальной дорожной разметки от границы г.Зимы со стороны птицефабрики с. Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1/Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима-Услон» включая примыкания с ул. Клименко и ул. Краснопартизанская г. Зима;

Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования в срок до 31 мая 2011г. обеспечить нанесение горизонтальной дорожной разметки от границы г.Зимы со стороны птицефабрики с. Ухтуй Зиминского района (от дорожного знака 5.23.1/Зима/) до пересечения с автодорогой «Зима-Услон» включая примыкания с ул. Клименко и ул. Краснопартизанская г. Зима.

Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации -в местной газете «Приокская неделя » сообщение о решении Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.

Взыскать с Администрации Зиминского городского муниципального образования государственную пошлину в размере 4000 руб. (четыре тысячи руб.).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Зиминский городской суд.

Судья О. В. Горбунова