РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зима
29 декабря 2010 г. Дело № 2-651 /2010
Зиминский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Горбуновой О. В.
при секретаре Божко Н. В.
с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Люцай В. С.,
представителя администрации Зиминского районного муниципального образования Литвиновой Т.Г., действующей на основании доверенности от 20.12.2010 г.,
представителя федерального бюджетного учреждения « Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области» Перетолчиной С.Ю., действующей на основании доверенности от 04.05.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зиминского районного муниципального образования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления- администрации Зиминского районного муниципального образования в части не исполнения обязанности по уборке никем не востребованного агрохимиката (калия хлористого) с земельного участка, расположенного на землях Услонского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит:
1.Признать незаконным бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования в части неисполнения требований действующего законодательства по решению вопросов местного значения по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории Зиминского муниципального района.
2.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования убрать никем не востребованный агрохимикат (калий хлористый) с земельного участка, расположенного на землях Услонского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципальной района, находящегося на расстоянии 300 метров от хутора ИП Рассоха Н.И. и поместить агрохимикат (калий хлористый) на хранение в специально предназначенный для этого агрохимический комплекс (склад, полигон).
3.Установить ответчику разумный срок для производства работ по устранению указанных нарушений законов.
4.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования опубликовать в местной газете резолютивную часть решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что, Зиминской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Зиминского районного муниципального образования законодательства Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории Услонского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района. В ходе проверки установлено следующее. На территории Услонского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, на расстоянии 300 метров от хутора ИП Рассоха Н.И. обнаружены открыто хранящиеся никем не востребованные неиспользованные агрохимикаты (калий хлористый) в количестве около 8 тонн. Видовая принадлежность и целевое назначение калия хлористого подтверждены результатами испытаний отобранных проб выявленного агрохимиката. Согласно заключению экспертизы, проведенной ФГУ «Иркутская межобластная ветеринарная ла-боратория» (Протокол № 473 испытания образцов (проб) продукции от 31.08.2009 г.), представленный образец красно-бурого цвета содержит хлор и калий и является агрохимикатом - калием хлористым с повышенным содержанием влаги и загрязненным почвой. Данный агрохимикат применяется в сельском хозяйстве как удобрение. Из заключения экспертизы, проведенной ФГУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» (Протокол № 475 испытания образцов (проб) продукции от 31.08.2009 г.), следует, что образцы почвы, отобранные из вышеуказанного места, в сильной степени загрязнены калием хлористым, что в 2,4 -5,6 раз выше предельно допустимой концентрации согласно ГН 2.1.7.2041-06. Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды установлены в Федеральном законе от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Во взаимосвязи со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливающей в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, находится правовое содержание статьи 7 этого Закона, определяющее в том числе, организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, относящуюся к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, муниципальный район отнесен к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды. На основании ч. 2 ст. 3 Устава Зиминского районного муниципального образования Иркутской области в состав территории Зиминского района входят сельские поселения в соответствии с Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 г. N 102-03 "О статусе и границах муниципальных образований Зиминского района Иркутской области". Согласно ст. 1 указанного Закона территорию Зиминского муниципального района составляют земли сельских поселений, в том числе муниципальное образование Услонское сельское поселение. Администрация Зиминского районного муниципального образования Иркутской области в соответствии с п. 15 ч. 4 ст. 37 Устава названного муниципального образования наделена иными полномочиями, отнесенными к ведению органов местного самоуправления района, за исключением отнесенных к компетенции районной Думы, Контрольно-счетной палаты района, Избирательной комиссии района. Таким образом, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды в Зиминском районе отнесена к полномочиям Администрации Зиминского районного муниципального образования Иркутской области. Согласно ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 37 Устава Зиминского районного муниципального образования Иркутской области руководство администрацией Зиминского района осуществляет мэр района на принципах единоначалия. В силу п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 22 Устава Зиминского районного муниципального образования Иркутской области мэр района как глава администрации района руководит деятельностью администрации района, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации района по решению вопросов местного значения; организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных администрации района федеральными законами и законами области; представляет администрацию района в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 34 введены в действие санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01". Пунктом 3.1. названных Санитарных правил установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). В нарушение указанных требований законов на территории Услонского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, не принимаются меры к организации надлежащего хранения пестицидов и агрохимикатов в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах), соответственно не соблюдаются правила хранения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, что может повлечь причинение вреда окружающей среде. Таким образом, бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования в части исполнения своих обязанностей по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, в силу п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Поскольку почва в районе открыто хранящихся никем не востребованных неиспользованных агрохимикатов (калия хлористого) в сильной степени загрязнена калием хлористым существует вероятность причинения ущерба здоровью людей, домашним животным, здоровью людей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации вследствие открыто хранящихся никем не востребованных неиспользованных агрохимикатов (калия хлористого) возможно только при выполнении мероприятий, направленных на исполнение законодательно установленных требований к хранению пестицидов и агрохимикатов в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (п. п. 3.1, 3.19 СанПиН 1.2.1077-01). Невыполнение указанных мероприятий свидетельствует о бездействии администраций Зиминского районного муниципального образования в части исполнения своих обязанностей по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории Зиминского муниципального района. В 2010 г. в Иркутской области действовала программа, направленная на охрану окружающей среды. В процессе реализации данной программы органам местного самоуправления предлагалось предоставить информацию о имеющихся на их территориях бесхозяйных, никем не востребованных агрохимикатах с целью последующей уборки и помещения в специально предназначенные для их хранения комплексы, на что администрация Зиминского районного муниципального образования дала ответ об отсутствии таковых. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Зиминского межрайонного прокурора Люцай В.С. поддержал заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении.
Представитель федерального бюджетного учреждения «Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области» Перетолчина С.Ю. требования Зиминского межрайонного прокурора не признала, пояснив, что агрохимикат (калий хлористый) расположен за пределами земельного участка, предоставленного данному учреждению на праве постоянного ( бессрочного) пользования, в связи с чем обязанность по его уборке не может быть возложена на ФГУ «Объединение исправительных колоний № 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области».
Представитель администрации Зиминского районного муниципального образования Литвинова Т.Г. пояснила, что администрация Зиминского районного муниципального образования не имеет возражений по заявленным требованиям.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Статьей 18 конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяются основополагающие принципы в сфере охраны окружающей среды, к которым относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Право граждан на благоприятную природную среду, на ее защиту от негативного воздействия закреплено также и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Охрана окружающей среды в соответствии ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"является деятельностью органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды установлены в Федеральном законе от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 34 введены в действие санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01".Согласно п. 3.1. данных санитарных правил и норм установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах).
В соответствии с подп. 9 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района.
Кроме того, в силу подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации вследствие открыто хранящихся никем не востребованных неиспользованных агрохимикатов (калий хлористый) возможно только при выполнении мероприятий, направленных на исполнение законодательно установленных требований к хранению пестицидов и агрохимикатов в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (п. п. 3.1, 3.19 СанПиН 1.2.1077-01).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что на территории Услонского сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципального района, на расстоянии 300 метров от хутора ИП Рассоха Н.И. в кадастровом квартале 38:05:084102 ( координаты Х 562777.15 У 3180260.94) обнаружены открыто хранящиеся никем не востребованные неиспользованные агрохимикаты (калий хлористый) в количестве около 8 тонн. Видовая принадлежность и целевое назначение калия хлористого подтверждены результатами испытаний отобранных проб выявленного агрохимиката. Согласно заключению экспертизы, проведенной ФГУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» (Протокол № 473 испытания образцов (проб) продукции от 31.08.2009 г.), представленный образец красно-бурого цвета содержит хлор и калий и является агрохимикатом - калием хлористым с повышенным содержанием влаги и загрязненным почвой. Данный агрохимикат применяется в сельском хозяйстве как удобрение. Наличие выявленного агрохимиката на территории Зиминского района подтверждается актом проверки № 1, проведенной государственным инспектором по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Зиминского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области С. от 10.09.2009г., а также актом фиксации нарушения Зиминского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области С. от 08.02.2010г. Не оспаривается данный факт и представителем администрации Зиминского районного муниципального образования.
Из протокола испытания образцов почвы № 475 от 31.08.2009г., предельно допустимая концентрация химического элемента калия в почве превышена, представленные на исследование образцы почвы в сильной степени загрязнены калием хлористым, что в 2.4-5.6 раз выше предельно допустимой концентрации согласно ГН2.1.7.2041-06.
Длительность существования данного бесхозного агрохимиката-калия хлористого на территории Зиминского районного муниципального образования свидетельствует о бездействии администрации Зиминского районного муниципального образования в области соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Бездействие выражается в том, что выявленный еще в августе 2009 года факт нахождения на территории Зиминского районного муниципального образования под открытым небом 8 (восьми) тонн бесхозного агрохимиката калия хлористого, до настоящего времени не ликвидирован.
Пунктами 7, 9, 14 ч.1 ст. 6 Устава Зиминского районного муниципального образования к вопросам местного значения Зиминского района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Зиминского района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
Администрация Зиминского районного муниципального образования Иркутской области в соответствии с п. 15 ч. 4 ст. 37 Устава названного муниципального образования наделена иными полномочиями, отнесенными к ведению органов местного самоуправления района, за исключением отнесенных к компетенции районной Думы, Контрольно-счетной палаты района, Избирательной комиссии района. Таким образом, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды в Зиминском районе отнесена к полномочиям Администрации Зиминского районного муниципального образования Иркутской области.
Складирование под открытым небом бесхозного агрохимиката калия хлористого в монолитной массе наносит вред окружающей среде в виде загрязнения почвы химическим веществом выше допустимых значений, необходимых для ее благоприятного функционирования; возможно причинение вреда здоровью людей из-за попадания химических веществ в подземные воды (питьевую воду) и открытого доступа к агрохимикату детей и животных; ГОСТ 4568-95 «Калий хлористый (хлорид калия)» относит данный агрохимикат к химическим веществам 3-го класса опасности. Следовательно, наличие бесхозного агрохимиката (калия хлористого) представляет существенную опасность для санитарно- эпидемиологического благополучия населения, негативно влияет на экологическую обстановку в районе, а следовательно права жителей Зиминского района, а также любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, существенно нарушены.
На основании ч. 2 ст. 3 Устава Зиминского районного муниципального образования Иркутской области в состав территории Зиминского района входят сельские поселения в соответствии с Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 г. N 102-03 "О статусе и границах муниципальных образований Зиминского района Иркутской области".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды признается ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, возложение на администрацию Зиминского районного муниципального образования обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства по выполнении мероприятий, направленных на исполнение законодательно установленных требований к хранению пестицидов и агрохимикатов в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая большое количество агрохимиката (калия хлористого), а также то, что работы по его уборке в зимне-весенний период выполнить не представляется возможным, суд считает установить срок для выполнения мероприятий, указанных в заявлении прокурора до 01 августа 2011 г.
В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учетом ч. 4 ст. 1 ГПК РФ с администрации Зиминского городского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить:
1.Признать незаконным бездействие администрации Зиминского районного муниципального образования в части неисполнения требований действующего законодательства по решению вопросов местного значения по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории Зиминского муниципального района.
2.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования убрать никем не востребованный агрохимикат (калий хлористый) с земельного участка, расположенного на землях Услонскогс сельского поселения, входящего в состав Зиминского муниципальной района, находящегося на расстоянии 300 метров от хутора ИП Рассоха Н.И. и поместить агрохимикат (калий хлористый) на хранение в специально предназначенный для этого агрохимический комплекс (склад, полигон) в срок до 01 августа 2011 г.
3.Обязать администрацию Зиминского районного муниципального образования опубликовать в местной газете « Вестник района» резолютивную часть решения Зиминского городского суда по данному гражданскому делу в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу месяца после его вынесения.
Взыскать с Администрации Зиминского районного муниципального образования государственную пошлину в размере 4000 руб. (четыре тысячи руб.).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Зиминский городской суд.
Судья О. В. Горбунова