Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Зилаир 09 февраля 2010 года
Зилаирский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алибаевой А.Р.,
с участием заместителя прокурора Галимова Р.Р.
при секретаре Баязитовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Зилаирского района РБ в защиту интересов ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан о признании решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Зилаирского района РБ в интересах ФИО1. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан о признании решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе незаконным. Иск мотивирован тем, что ФИО1 является женщиной, родившей троих детей, двое из которых (первый и третий) умерли. 13.10.2009 года ФИО1. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Но 05.11.2009 года ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ ей отказано в приеме заявления в связи с тем, что ФИО1 не были представлены свидетельства о рождении на всех детей.
В судебном заседании помощник прокурора Зилаирского района Галимов Р.Р. иск поддержал полностью и суду показал. ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе с заявлением о о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Решением № 146-05-2558 от 05.11.2009 года ей отказано в предоставлении указанного сертификата. Считает, что отказ ГУ Пенсионного фонда по Зилаирскому району незаконным и подлежит отмене, так как ФИО1. имеет право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. ФИО1 является женщиной, родившей 2 ребенка после 01 января 2007 года, что подтверждается соответствующими документами о рождении детей, справкой № 200 от 30.10.2009 года о рождении сына ФИО1, справкой № 75 от 25.10.2004 года о рождении сына ФИО2., и свидетельством II-АР № о рождении сына ФИО3. Предоставленная ФИО1 вместе с заявлением справка № 200 от 30.10.2009 года о рождении сына ФИО1 по форме № 26 является документом, подтверждающим государственную регистрацию акта гражданского состояния – рождения. Первый сын ФИО1 ФИО2 родился 10.10.2004 года, умер 13.10.2004 года, третий сын ФИО1 родился 06.07.2009 года, умер.Второй сын ФИО1 ФИО3 родился 14.05.07 у него имеется свидетельство о рождении Просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Зилаирскому району обязать выдать ФИО1 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
ФИО1. иск прокурора поддержала полностью и суду показала. Она была первый раз замужем за ФИО4 родила сына ФИО2 10 октября 2004 года. 13 октября 2004 года, ребенок на третьи сутки жизни умер. Когда сын умер, свидетельство о рождении не дали, дали только справку о рождении №75. С мужем развелись. После этого вышла замуж второй раз за ФИО5 и родила сына ФИО3 14 мая 2007 года. В 2009 году родила еще одного сына ФИО6, он умер. Ей сделали операцию, она больше не сможет иметь детей. Из средств массовой информации ей известно,что женщинам имеющим схожую с ней ситуацию, т.е. родившим двух детей,один из которых умер по решениям судов уже выдали сертификат на материнский капитал. Она обратилась в Пенсионный фонд Зилаирского района потому что, она является женщиной, родившей 3 детей. Первый и третий сын умерли. Второй сын ФИО3 родившийся после вступления Закона о материнским капитале, т.е. после 1.01.07 жив, она считает,что имеет право на материнский капитал именно с рождением второго сына,в пенсионный фонд она представляла документы-справки о рождении на первого и третьего детей. Но Пенсионный фонд ей отказал, т.к. у нее нет на умерших сыновей свидетельств о рождении, а есть только справка о рождении. Она понимает,что больше не может иметь детей и ради интересов сына готова идти до конца,не может быть чтобы по одним и тем же ситуациям суды принимали разные решения.Просит признать отказ пенсионного фонда в принятии ее заявления о выдаче сертификата на материнский капитал незаконным и обязать ответчика выдать ей указанный сертификат.
Ответчик представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ Амантаева Р.Р. иск не признала полностью и суду показала. В соответствии с п. 1 ст.3 ФЗ №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ребенка, имеющих гражданство РФ у женщин родивших второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Согласно ст.4 вышеуказанного закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр должен содержать в числе иных обязательных сведения о детях: ФИО, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения, гражданство, т.е. сведения, которые содержится в свидетельстве о рождении ребенка. Также, из преамбулы ФЗ №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», с учетом системной связи ФЗ № 256-ФЗ с иными нормами закона, его целевой направленности и смысла мер государственной поддержки, который вытекает из норм данного закона следует, что он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей в целях создания условий обеспечивающих этим семьям достойную жизнь при этом понятие «имеющих детей» предполагает наличие живых детей. До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство у органов пенсионного фонда отсутствуют законные основания для выдачи государственного сертификата указанным лицам. Изложенная позиция поддержана и Верховным Судом РФ, это сказано в определение №32-Ф09-435 от 28.08.2009 года по конкретному гражданскому делу. Если им предоставят полный пакет документов на ребенка, они не смогут отказать. Им для оформления материнского (семейного) капитала надо свидетельство о рождении ребенка. Если ФИО1 предоставит им свидетельства о рождении детей, то они смогли бы оформить сертификат.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела считает,что иск прокурора Зилаирского района обоснован и подлежит удовлетворению.
Согласно письма ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Зилаирскому району РБ № 146-05-2558 от 05.11.2009 г ФИО1 ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Зилаирскому району РБ отказано в принятии заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку ею не предоставлены свидетельства о рождении всех детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1\ женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года;
2\ женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки..
ФИО1 является женщиной, родившей второго и третьего ребенка после 01.01.2007 года,которая ранее не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Первый ребенок ФИО1 ФИО2 родился 10 октября 2004 года, умер 13 октября 2004 года, это подтверждается справкой о рождении № 75 от 25.10.2004 года, второй ребенок ФИО3 родился 14.05.07, это подтверждается свидетельством о рождении II-АР № 732660, третий ребенок ФИО6 родился 06 июля 2009 года, умер,что подтверждается справкой о рождении №200 от 30 октября 2009г.
Согласно п. 5 ч.1, 2 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 873, лица указанные в части 1, 3-5 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал путем подачи заявления со всеми необходимыми документами, в том числе с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
При подаче заявления в Пенсионный фонд РФ по Зилаирскому району ФИО1. вместе с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал предоставлена справка № 200 от 30 октября 2009 года о рождении сына Галиакберова, справка № 75 от 25 октября 2004 года сына ФИО2 свидетельства II-АР № 732660 о рождении сына ФИО3 Справки № 200 от 30.10.2009 года о рождении сына ФИО1 и справка № 75 от 25.10.2004 года о рождении сына ФИО2 по форме № 26 являются документами, подтверждающими государственную регистрацию акта гражданского состояния – рождения.
Согласно ст.47 ГК РФ такие акты гражданского состояния,как рождение и смерть гражданина, подлежит государственной регистрации.При этом порядок регистрации этих актов определяется законом об актах гражданского состояния.
В соответствии с ч. 2 ст 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой недели жизни, производится на основании документов установленный формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. При этом, на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителя) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Форма бланка справки о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни (форма № 26) утверждена постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 года № 1274 «Об утверждении бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния».
В связи с тем, что сыновья ФИО1 ФИО2., ФИО6 умерли на первой недели жизни, ей выдали лишь справку о рождении по форме № 26, которая в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» подтверждает факт государственной регистрации рождения детей у ФИО1.Указанные документы ФИО1 были предоставлены в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Зилаирском районе при обращении с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал.
В связи с чем, суд считает отказ ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Зилаирском районе в принятии заявления ФИО1 о выдаче государственного сертификата на материнский капитал со ссылкой на отсутствие свидетельства о рождении детей необоснованным.
Суд считает необоснованными доводы представителя ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Зилаирском районе Амантаевой Р.Р. о том,что при непредставлении ФИО1 свидетельства о рождении на всех детей они не могут внести данные в федеральный регистр лиц,имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки реквизиты указанных свидетельств о рождении.
Как указано в п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 873, заявитель должен представить документ, подтверждающий рождение детей, то есть в данных Правилах не указано на обязанность заявителя предоставить свидетельство о рождении.
Таким образом суд считает,что отсутствие свидетельства о рождении первого и третьего ребенка, и факт их смерти на первой неделе жизни не препятствуюет в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона.
Также необоснованны доводы представителя ответчика о том,что с учетом системной связи Федерального закона №256-ФЗ с иными нормами закона,его целевой направленности и смысла мер государственной поддержки следует,что дополнительные меры государственной поддержки предоставляется семьям,имеющим детей,понятие «имеющих детей» предполагает наличие живых детей.
Как было указано ранее в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ребенка у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года.
Из содержания указанной нормы следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года.
При этом, статья 4 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.
Как следует из приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении ребенка и наличие живых детей, а факт рождения детей, в том числе второго и третьего, что в данном случае никем не оспаривается.
При рассмотрении жалобы гражданина Кубанова Виктора Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в своем определении Конституционный Суд РФ от 13.10.09 указал,что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей.
Истица Галиакберова, родив после 01.01 2007 года второго и третьего ребенка в соответствии со ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Поэтому доводы ответчика об отсутствии свидетельства о рождении ребенка, при наличии других доказательств рождения первого и третьего ребенка Галиакберовой необоснованны.
Кроме того, данное обстоятельство как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата и как основание возврата документов и заявления о выдаче сертификата в п. 6 ст. 5 ФЗ N 256-ФЗ не указано, в связи с чем, отказ ответчика в принятии заявления ФИО1 о выдаче сертификата на материнский капитал является незаконным.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, прокурор обратился в суд в установленном порядке в интересах ФИО1., которая является матерью малолетнего ребенка, не имеет достаточных материальных средств, чтобы пользоваться услугами представителя,кроме того иск предъявлен в защиту социальных прав ФИО1, направленных на защиту семьи,материнства и детства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Зилаирском районе в принятии заявления ФИО1 о предоставлении дополнительных мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а именно в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан предоставить ФИО1 дополнительные меры государственной поддержки в соответствии Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в 10-дневный срок.
Председательствующий: п/п Алибаева А.Р.
Вступило в законную силу 08.04.2010 года