№ 2-30/2011 Решение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Зилаир 3 февраля 2011 года

Зилаирский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Алибаевой А.Р.,

с участием адвоката Булавина В.К.

при секретаре Кашкаровой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Амакасовой В.Р. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан об оспаривании решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе и о признании неправомерным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по выслуге лет,

У С Т А Н О В И Л:

Амакасова В.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан об оспаривании решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, просит обязать включить ответчика в стаж для назначения пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью периодов нахождения на курсах повышения квалификации : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с19.04.09 по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;периодов нахождения в учебных отпусках :с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с09.11.00 по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;периода нахождения в очередном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ,взыскать с ответчика уплаченную госпошлину <данные изъяты> руб, за услуги представителя <данные изъяты> тысяч руб.

В обоснование своих требований Амакасова В.Р. указала, что она 15.09.2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей. Но ей отказано в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, не включены периоды нахождения в учебных отпусках, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, очередного отпуска.

В судебном заседании истица Амакасова отказалась от поддержания иска в части включения в стаж для назначения пенсии по старости досрочно периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,периода нахождения в очередном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж в ходе рассмотрения дела пенсионным фондом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она ездила на курсы повышения квалификации, не связанного с обучением детей, а для обучения по газовому хозяйству. Также Амакасова отказалась от поддержания иска в части взыскания уплаченной госпошлины <данные изъяты> руб и услуг представителя в сумме <данные изъяты> тысяч руб.

Амакасова в остальной части исковые требования поддержала полностью и суду показала. Отказ в назначении пенсии считает незаконным, согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Согласно п.5 вышеназванных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Она в соответствии с приказами была направлена на курсы повышения квалификации, в учебные отпуска, в этот период за ней сохранялась средняя заработная плата, уплачивались взнося в Пенсионный Фонд. Это обязанность работодателя, которая предусмотрена в Уставе, колдоговоре направлять работников на курсы повышения квалификации. В перечне периодов, которые не включаются в специальный стаж не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебные отпуска. Высшее образование она получала всего один раз в Сибайском институте Башкирского государственного университета, учебное заведение имеет государственную аккредитацию. Просит обязать включить ответчика в стаж для назначения ей пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью периодов нахождения на курсах повышения квалификации : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с19.04.09 по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;периодов нахождения в учебных отпусках :с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с09.11.00 по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;всего 8 месяцев 19 дней и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения, т.е. с 15 сентября 2010г,т.к. на указанную дату ее стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию составляет более 25 лет.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда в Зилаирском районе Грунина Л.И. иск Амакасовой признала и показала суду. Они изначально не были согласны с иском Амакасовой в части взыскания услуг представителя в размере <данные изъяты> тысяч руб,т.к. сумма превышала все разумные пределы. В судебном заседании Амакасова отказалась от иска в этой части, в части включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках они иск признают, все спорные моменты по этим периодам исключены и они согласны включить эти периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Амакасовой по решению суда с 15.09.10.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком и считает иск Амакасовой обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и интересы третьих лиц.

Согласно решения ГУ Управления пенсионного Фонда РФ в Зилаирском районе об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ Амакасовой В.Р. отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в учебных отпусках.

В силу п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

Нахождение Амакасовой на курсах повышения квалификации подтверждается выписками из книги приказов по Зилаирскому <данные изъяты> :№111 от ДД.ММ.ГГГГ,№136/2 от ДД.ММ.ГГГГ,№31 от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что согласно копии трудовой книжки Амакасова с 15.08.1983 года начала работать учительницей и заведующей <данные изъяты> школы, 13.08.84 переведена учительницей и заведующей <данные изъяты> школы.21.08.86 года назначена воспитателем группы продленного дня <данные изъяты> восьмилетней школы,01.09.86 года переведена учителем <данные изъяты> восьмилетней школы,01.09.88 переведена на должность старшей пионервожатой этой же школы,01.09.91 года переведена учителем начальных классов той же школы.12.10.99 Амакасова переведена учителем начальных классов <данные изъяты> основной общеобразовательной школы,23.06.03 назначена директором той же школы, где продолжает работать по настоящее время.

Суд находит, что все указанные периоды подлежат зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 10 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст. ст. 27, 28 Федерального закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В периоды обучения на курсах повышения квалификации педагогические работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. В зависимости от уровня квалификации педагогическим работникам присваивается квалификационная категория. Повышение квалификации - необходимость, без которой невозможна профессиональная педагогическая деятельность

В связи с вышеуказанным, периоды обучения Амакасовой на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего 1 месяц 02 дня, засчитываются в стаж работы Амакасовой для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Также, суд считает необоснованным отказ включения в специальный стаж Амакасовой периодов ее нахождения в дополнительных отпусках с сохранением заработной платы для прохождения промежуточной аттестации в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Амакасова обучалась в имеющем государственную аккредитацию в <данные изъяты> государственного университета. В период обучения работодателем ежегодно Амакасовой предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, что подтверждается приказами :№ по МБУ <адрес>, справкой, подтверждающими право Амакасовой на досрочное назначение трудовой пенсии, справкой о предоставлении учебных отпусков Амакасовой и уплате страховых взносов в пенсионный Фонд за этот период, выданных МБУ <данные изъяты>.

В судебном заседании установлено, что на день обращения Амакасовой в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ с заявлением о назначении пенсии 15.09.2010 года, ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, составил 25 лет 05 месяцев 06 дней.

Это подтверждается трудовой книжкой Амакасовой о периодах работы ее педагогической деятельности, справкой о периодах трудовой деятельности Амакасовой, составленного ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе РБ, копиями приказов на отпуска без содержания, отпуска по уходу за ребенком, учебные отпуска, направления в командировки, справкой, подтверждающей право застрахованного лица Амакасовой на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам ст.28 «О трудовых пенсиях в РФ», составленного муниципальным бюджетным учреждением Зилаирский районный отдел образования, согласно которых стаж работы Амакасовой, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, составил 24 года 8 месяцев 17 дней. С учетом периода нахождения Амакасовой на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 1 месяц 02 дня, периода нахождения ее в дополнительных отпусках в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 7 месяцев 17 дней, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Амакасовой, составляет 25 лет 05 месяцев 06 дней.

Остальные периоды работы истицы, кроме периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не оспариваются ответчиком и засчитаны в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, суд находит, что требование Амакасовой подлежит удовлетворению. Суд считает, что право истицы на получение пенсии было нарушено с принятием решения об отказе в назначении пенсии, в связи с чем должно быть восстановлено со дня обращения за назначением пенсии.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан по отказу Амакасовой В.Р. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Зилаирском районе Республики Башкортостан зачесть в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии Амакасовой В.Р. следующие периоды:

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;- периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - периоды ее нахождения в дополнительных отпусках с сохранением заработной платы для прохождения промежуточной аттестации в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

-назначить Амакасовой В.Р. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии ст.28,ст.12 Федерального Закона от 17.12.01 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня ее обращения за назначением пенсии - с 15 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в 10-дневный срок.

Председательствующий: подпись Алибаева А.Р.