РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. с.Зилаир. 16.08.2011 г. Зилаирский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Усманова Р.М., с участием заместителя прокурора Зилаирского района РБ Надежкина А.А., ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район РБ в лице и.о. главы администрации Байназарова Р.Б., при секретаре Кашкаровой Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зилаирского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район РБ о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию мер по государственной регистрации прав на гидротехническое сооружение, установил: Прокурор района обратился в суд с указанным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природоохранного и техногенного характера, о безопасности гидротехнических сооружений в период паводка. Проверкой установлено, что на территории сельского поселения имеется гидротехническое сооружение - плотина на р. <адрес> РБ. Указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным объектом и на балансе ни у одной организации не состоит. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления - администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет МР Зилаирский район РБ до настоящего времени по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации сельского поселения может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение гидротехнического сооружения и как следствие возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Просит суд обязать ответчика устранить указанное нарушение. В судебном заседании заместитель прокурора Надежкин А.А. исковые требования поддержал полностью, просит удовлетворить иск. Прокуратурой Зилаирского района была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природоохранного и техногенного характера, о безопасности гидротехнических сооружений в период паводка. Проверкой установлено, что плотина на р. <адрес> РБ является бесхозяйным, не поставлен на учет в сельском поселении как бесхозяйное имущество. Бездействие со стороны администрации сельского поселения может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение гидротехнического сооружения и как следствие возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения ФИО5 сельсовет муниципального района Зилаирский район и обязать устранить допущенные нарушения. Ответчик - и.о. главы администрации Байназаров Р.Б. показал суду, что действительно имеется плотина на р. <адрес>, данная плотина строилась в советские времена совхозом, в настоящее время совхоз, который строил плотину, не существует, обанкротился, и плотина осталась бесхозной. В ближайшие сроки плотина будет поставлена на учет, документы в регистрационную палату сданы. Выслушав истца, ответчика суд находит, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Согласно информации СП <данные изъяты> сельсовет плотина на <адрес> на балансе СП <данные изъяты> не состоит, был закреплен за Юлдыбаевским совхозом. Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также другие предусмотренные законом мероприятия. В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Также к вопросам местного значения поселения в силу п. 23 ч. 1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за надлежащее техническое состояние гидротехнических сооружений, своевременное проведение необходимых ремонтных и профилактических работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления. В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 225 ГК РФ, вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Суд находит, что бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район нарушают права неопределенного круга жителей, может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение гидротехнического сооружения и как следствие возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Исковые требования прокурора Зилаирского района РБ подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, таким образом администрация СП <данные изъяты> сельсовет подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194, 198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины на <адрес> РБ. Администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан в 6-месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения - принять меры по государственной регистрации гидротехнического сооружения - плотины на р. <адрес> РБ. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Зилаирский районный суд РБ. Председательствующий судья: подпись Р.М. Усманов.