№ 2-281/2011 Решение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

с.Зилаир.                          23.12.2011 г.

Зилаирский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Усманова Р.М.,

с участием помощника прокурора Зилаирского района РБ Азнабаева В.Х.,

ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Зилаирский район РБ в лице главы администрации Годуленко А.Г.,

при секретаре Искужиной З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зилаирского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Зилаирский район РБ о признании бездействия, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 09.02.209 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Закона Республики Башкортостан от 30.12.2010 года № 351-з «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Башкортостан» незаконным; об обязании определить уполномоченное должностное лицо или подразделение для организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, установить права и обязанности этого должностного лица (подразделения) и порядок доступа к информации; разместить в сети Интернет информацию о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренную ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; утвердить предусмотренный ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет; установить срок для исполнения решения суда 3 месяца,

установил:

Прокурор района обратился в суд с указанным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе о нормотворческой деятельности, об использовании выделяемых бюджетных средств и размещаемых заказах для муниципальных нужд, о прохождении муниципальной службы, о работе с обращениями граждан. В ходе проверке установлено, что администрацией <данные изъяты> сельсовет создан официальный сайт - silair-selsovet.ru, на котором размещена информация о деятельности сельского поселения. Однако на сайте не размещена информация о нормотворческой деятельности, об использовании выделяемых бюджетных средств и размещаемых заказах для муниципальных нужд, о прохождении муниципальной службы, о работе с обращениями граждан, чем грубо нарушаются права граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления. Просит суд обязать ответчика устранить указанные нарушения.

В судебном заседании помощник прокурора Азнабаев В.Х. исковые требования поддержал полностью, просит удовлетворить иск. Прокуратурой Зилаирского района была проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. П РHроверкой установлены вышеуказанные нарушения. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Зилаирский сельсовет муниципального района Зилаирский район и обязать устранить допущенные нарушения.

Ответчик - глава администрации Годуленко А.Г. показал суду, что у них имеется официальный сайт. Положение о сайте, ответственное лицо, редакционная коллегия, структура, персональные данные, контактные телефоны, адреса, дни приема - все это есть. Признает, что не все имеется, что предусмотрено федеральным законом, работа по дополнению информации в сайте ведется, но это объемная работа, для этого необходимо время.

Выслушав истца, ответчика суд находит, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон об обеспечении доступа к информации) органами местного самоуправления обеспечивается доступ к информации об их деятельности, определяются уполномоченные для организации этой работы должностные лица или подразделения, устанавливаются права и обязанности таких лиц (подразделений) и порядок доступа к информации.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно ст. 11 вышеуказанного закона, одним из основных требований при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является создание органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона об обеспечении доступа к информации, органы местного самоуправления должны размещать в сети Интернет информацию, которая содержит:

1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

г) сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

д) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:

а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальныхправовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г)     административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В соответствии с частью третьей 3 ст. 13, частью седьмой ст. 14 Федерального закона об обеспечении доступа к информации Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При этом указанная в ч. 1 ст. 13 данного закона информация является обязательной для размещения в сети Интернет.

Аналогичные требования установлены Законом Республики Башкортостан от 30.12.2010 № 351-з «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления».

В соответствии со ст.4 Федерального закона об обеспечении доступа к информации основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

В результате непринятия вышеуказанного нормативного правового акта, неисполнения вышеуказанных требований законодательства о доступе к деятельности органов местного самоуправления нарушаются интересы Российской Федерации и Республики Башкортостан, так как не исполняется федеральное и республиканское законодательство, нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Согласно протокола объяснения главы администрации <данные изъяты> сельсовет Годуленко А.Г. Интернет-сайт <данные изъяты> сельсовет имеется. Требования закона об обеспечении доступа к информации исполняются не полностью. В сельском поселении не утвержден перечень информации о деятельности органа местного самоуправления.

Суд находит, что бездействием администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район, выразившееся в не размещении на официальном сайте информации о нормотворческой деятельности, об использовании выделяемых бюджетных средств и размещаемых заказах для муниципальных нужд, о прохождении муниципальной службы, о работе с обращениями граждан грубо нарушаются права граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления.

Исковые требования прокурора Зилаирского района РБ подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, таким образом администрация СП <данные изъяты> сельсовет подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194, 198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействия администрации сельского поселения Зилаирский сельсовет муниципального района Зилаирский район, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 09.02.209 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Закона Республики Башкортостан от 30.12.2010 года № 351-з «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Башкортостан незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан:

- определить уполномоченное должностное лицо или подразделение для организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, установить права и обязанности этого должностного лица (подразделения) и порядок доступа к информации;

- разместить в сети Интернет информацию о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренную ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.209 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

- утвердить предусмотренный ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет;

Установить для Администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан срок для исполнения решения суда - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Зилаирский районный суд РБ.

Председательствующий судья:       подпись                   Р.М. Усманов.