Решение по иску Карагузина Г.В. в законную силу не вступило



Дело №2-277/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Исянгулово 20 сентября 2010 года.

Зианчуринский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р.,

при секретаре Ишмухаметовой Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Карагузина Галяутдина Валитдиновича к администрации муниципального района

Зианчуринский район РБ и Министерству труда и социальной защиты населения РБ о

признании незаконными ненормативных правовых актов о признании права на

получение мер социальной поддержки, о включении в списки граждан –получателей

субсидии на приобретение жилого помещения, о включении в уточненный Единый

список граждан-получателей субсидии на приобретение жилого помещения за счет

средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января

1995 года «О ветеранах»,

у с т а н о в и л :

Карагузин Г. В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что он является участником ВОВ, ... и проживает в доме Номер обезличен по ... ... с 25 декабря 2002 года. В очереди на улучшение жилищных условий состоит в администрации муниципального района Зианчуринский район с 24 декабря 2008 года. В связи с принятием ФЗ « 122-ФЗ от 22 августа 2004 года и в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как участник ВОВ имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку его жилье непригодное для проживания. 12.02.2009 г. получил письмо от администрации района о том, что на основании Постановления администрации № 66 от 09.02.2010 г. взят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 30.04.2010 г. составлен акт обследования жилого дома. Из 8 членов межведомственной комиссии администрации района присутствовали только 3 члена комиссии. При составлении заключения комиссии из 8 членов комиссии присутствовали только 6 членов комиссии, из них только 2 члена участвовали при осмотре дома, а 1 из членов комиссии воздержался при голосовании. 19 мая 2010 года Межведомственная комиссия администрации района вынесла заключение о признании жилого помещения, где он проживает с супругой, пригодным для постоянного проживания. Не согласившись данным решением, 11 мая 2010 г. провели независимую экспертизу жилого дома, которая вынесла решение: здание, не пригодное для дальнейшей эксплуатации как жилое помещение.

Истец Карагузин Г. В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении указывает, что по состоянию здоровья не может участвовать в судебном заседании, интересы доверяет представлять сыну Карагузину З. Г..

В судебном заседании представитель истца - Карагузин З.Г. поддержал исковые требования и в обоснование иска пояснил, что его отец - Карагузин Г.В., участник Великой Отечественной войны, ..., состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации муниципального района Зианчуринский район РБ с декабря 2008 года. 12 февраля 2009 года его отец получил письменный ответ от администрации муниципального района Зианчуринский район РБ о том, что вынесено постановление администрации района от 09 февраля 2009 года о принятии Карагузина Г.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ранее поданного заявления. 30 апреля 2010 года составлен акт обследования жилого дом.

Фактически обследование дома проводилось 12 мая 2010 года. Из 8 членов межведомственной комиссии администрации района присутствовали только 3 члена комиссии и один представитель из сельского поселения Исянгуловский сельсовет. В акте обследования дома указаны некоторые члены комиссии, не участвовавшие при обследовании жилого помещения. До заседания межведомственной комиссии не был составлен акт обследования помещения. При вынесении заключения комиссии из 8 членов комиссии присутствовали 6 членов, из них только 2 члена участвовали при осмотре дома, а один из членов комиссии воздержался при голосовании. На основании данного акта было вынесено заключение, где признали жилое помещении пригодным для постоянного места проживания. Администрация Зианчуринского района нарушила конституционное право Карагузина Г.В. на предоставление жилья. По акту технического заключения от 11 июня 2010 года здание, не пригодное для дальнейшей эксплуатации как жилое помещение.

06 июня 2010 года его отцу было направлено письмо с ошибками за подписью неправомочного лица с приложением «надуманного» решения жилищной комиссии от 26 мая 2010 года, которое вынесено по заявлению Карагузина Г.В. и ему отказано в предоставлении жилья на том основании, что проживает он в доме, где учетная норма выше, чем положено по закону ему. При этом не учтено, что 12 февраля 2009 года Карагузину Г.В. был выслан ответ о том, что он состоит на учете на основании ранее поданного заявления. Принятием незаконных ненормативных правовых актов администрация муниципального района Зианчуринский район РБ признало незаконным постановление от 09 февраля 2009 года и приняла решение об отказе в постановке на учет на улучшение жилищных условий. Его отец какого-либо заявления о постановке на учет не писал. Мать переехала еще в 2000 году, а отец позже – в 2002 году в ... к детям, так как мать сильно заболела и нуждалась в постороннем уходе. Дом в ... также старый, с 2002 году – со дня переезда отца он стоял бесхозным, в 2005 году продали этот дом Азнабаевым с рассрочкой на 2-3 года Истец и представитель истца в судебном заседании уточнили свои исковые требования и просят суд:

- признать незаконными ненормативные акты администрации муниципального район Зианчуринский район: акт обследования жилого дома от 30 апреля 2010 года, заключение Межведомственной комиссии от 19 мая 2010 года, решение жилищной комиссии от 26 мая 2010 года;

- обязать администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ включить Карагузина Галяутдина Валитдиновича в списки граждан-получателей субсидии на приобретение жилого помещения по форме, установленной министерством труда и социальной защиты населения и предоставить указанные списки в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу;

- обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан включить Карагузина Галяутдина Валитдиновича в уточненный Единый список граждан-получателей субсидий на приобретение жилого помещения в 2010 году с предоставлением ему свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года.

Представитель ответчика - администрации муниципального района Зианчуринский район РБ Ишмухаметова Э.З. иск не признала и суду пояснила, что Межведомственная комиссия администрации муниципального района Зианчуринский район РБ вынесла заключение, где признала, что жилое помещение по адресу: ..., по ..., д. Номер обезличен пригодное для постоянного проживания. Данное заключение вынесено на основании акта обследования жилого помещения. Акт обследования подписан всеми членами межведомственной комиссии. Учетная норма площади жилого помещения Карагузина Г.В. соответствует учетной норме, установленной на территории муниципального района РБ. На назначение строительно-технической экспертизы не согласна, разрешение вопроса о пригодности или непригодности жилого дома, где проживает Карагузин Г. В. оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика – Министерства труда и социальной защите населения РБ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя, с иском не согласны. В возражении указал, что порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов ВОВ в РБ строго определен постановлением Правительства РБ от 03.08.2006 г. № 222 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Ветераны ВОВ подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с решением Совета муниципального района Зианчуринский район РБ от 16 февраля 2007 года № 13/2 учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Иных учетных норм не предусмотрено. Истец Карагузин Г. В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., ..., .... Общая площадь жилого дома составляет ... кв.м. По данному адресу зарегистрированы ... человек. На одного члена семьи Карагузина Г. В. приходится ... кв.м. общей площади жилого помещения.

Кроме того, на основании заявления собственника помещения органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Так, межведомственной комиссией администрации муниципального района Зианчуринский район РБ проведено обследование жилищных условий Карагузина Г. В. и согласно ее заключению жилой дом пригоден для постоянного проживания с проведением ремонта кровли крыши. При этом, нуждаемость Карагузина Г. В. в улучшении жилищных условий не установлена.

Свидетель ФИО1, допрошенный в судебном заседании от 20.08.2010 г. показал, что он является членом межведомственной комиссии администрации муниципального района Зианчуринский район РБ. При обследовании жилого помещения в ..., Номер обезличен, он не участвовал. Вместо него участвовал ФИО11 в качестве представителя из администрации СП Исянгуловский сельсовет, а в заключении подписал он сам.

Свидетель ФИО9 показала, что она является членом межведомственной комиссии администрации муниципального района ... РБ. При обследования жилого помещения ... участвовали три члена комиссии и один представитель из администрации СП Исянгуловский сельсовет, который не являлся членом комиссии. Опираясь на технический паспорт можно сказать, что износ данного жилого помещения примерно составляет более ... %. ... Поэтому в заключении она написала, что не согласна с решением комиссии. При обследования жилого помещения участвовали 3 члена межведомственной комиссии: она, ФИО2 - главный архитектор администрации муниципального района, ФИО10 – начальник отдела ГПН по Зианчуринскому району, а также представитель из администрации СП Исянгуловский сельсовет ФИО11 При обследования жилого помещения велся протокол.

Свидетель ФИО3 суду пояснила, что заключение межведомственной комиссии вынесено на основании акта обследования жилого дома. Карагузин Г. В. проживает в жилом доме площадью ... кв. м в составе двух человек, кроме них прописаны 3 человека. Если даже брать во внимание обе семьи, то на человека приходится ... кв. м, что выше нормы. Она при обследовании дома не присутствовала.

Свидетель ФИО2 суду показал, что 30 апреля 2010 года обследовано жилое помещение Карагузина Г.В. межведомственной комиссией администрации муниципального района Зианчуринский район. .... Сам Карагузин Г. В. или его представитель Карагузин З.Г. не были привлечены к обследованию жилого помещения. С заключением ФИО8 он не согласен, у него нет лицензии, чтобы давать заключение о пригодности жилого помещения.

Свидетель ФИО7, допрошенная в судебном заседании 13.09.2010 г., показала, что дом по ... д. Номер обезличен в ... действительно принадлежал Карагузину Г. В. и ФИО4 Они купили этот дом в декабре месяце 2005 года, за ... рублей с рассрочкой, а стали проживать там с февраля 2006 года, а зарегистрированы с 21 ноября 2006 года. Всю сумму за дом смогли заплатить в конце 2006 года. А через регистрационную палату оформили только в мае месяце 2010 года. К регистрации дома значения не придавали, поскольку в деревне почти все живут в своих домах не имея свидетельства о праве собственности.

Свидетель ФИО6 дал показания, схожие с показаниями свидетеля ФИО7.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав и изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае, если ветеран войны в установленном действующим законодательством порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма площади жилого помещения - то минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно распоряжению Правительства РБ от 01 марта 2005 года № 168-р учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Вместе с тем, согласно ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с решением Совета муниципального района Зианчуринский район РБ от 16 февраля 2007 года № 13/2 учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Так, судом установлено, что истец Карагузин Г. В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: РБ, ..., ..., ..., д. Номер обезличен. Общая площадь дома составляет ... кв. м. По данному адресу зарегистрировано ... человек. Действительно, на одного члена семьи приходится ... кв.м. общей площади жилого помещения.

Согласно ст. 15 ч. 4 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание пригодным (непригодным) для проживания граждан… является межведомственная комиссия.

К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное лицо), а в необходимых случаях – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Так, судом установлено, что к работе комиссии собственник помещения или уполномоченное лицо не привлекались с правом совещательного голоса, что подтверждается показаниями представителя истца Карагузина З. Г., который имеет доверенность и показаниями свидетелей ФИО2, ФИО9, ФИО10 и ФИО3 Из 8 членов комиссии при обследовании дома присутствовало только 3 члена, при голосовании 1 член комиссии голосовал против.

При решении вопроса о пригодности указанного жилого дома для проживания членами комиссии не приняты во внимание вышеуказанные обстоятельства. Также не учитывалось мнение собственника или представителя (уполномоченного лица), которые вообще не были привлечены). Кроме того, не привлекались квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций.

Как установлено судом, органом местного самоуправления не разработано Положение данной комиссии, где должен быть отражен количественный состав, какой количественный состав требуется для принятия решения (кворум), обязан ли участвовать председатель комиссии и т. д. Отсутствие указанного Положения при принятии решения межведомственной комиссией о пригодности указанного дома для проживания граждан нарушило право Карагузина Г. В. как участника ВОВ право на получение мер социальной поддержки...

В судебном заседании был изучен акт технического заключения жилого дома, где в настоящее время проживает истец. Согласно заключению технического обследования здание не пригодное для дальнейшей эксплуатации как жилое помещение (для постоянного проживания). Действительно, согласно результатам осмотра техническое состояние ветхое, деформация стен в цоколе насколько значительны, что близко полное расстройство кладки с угрозой разрушения. Износ – ...%, среднее значение износа – ...%;

Стены бревенчатые – состояние ветхое. Полное нарушение жесткости сруба, образование трещин, поражение гнилью и жучком. Износ 80 %;

Крыша…, износ ...%;

Перекрытия, износ ... %;

Полы, износ ... %;

Перегородки, окна – износ ...%;

Двери – износ ...%.

Из технического паспорта, выданного Зианчуринским участком Кугарчинского межрайонного филиала ГУП «центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ» 18 января 2008 года собственником жилого дома Номер обезличен по ... в ... является Карагузин Х.Г., общая площадь дома составляет ... кв.м., а жилая площадь-... кв.м., износ дома – ... %.

Суд, анализировал показания представителя истца Карагузина З. Г., а также показания свидетеля ФИО9, ..., пояснившей, что дому требуется капитальный ремонт, поскольку дом .... Судом также были изучены представленные представителем истца фотографии дома, свидетельствующие о состоянии дома, а также технический паспорт дома. Суд, оценивая все доказательства, пришел к выводу, что акта технического заключения верный и судом сомнению не подвергается.

Показания свидетеля ФИО2 о том, что он подвергает сомнению указанное заключение, судом не принято во внимание и опровергается вышеуказанными доказательствами.

Так, судом ответчикам были разъяснены их права, что в случае несогласия с указанным заключением они вправе ходатайствовать перед судом о назначении строительно-технической экспертизы, однако представители Администрации муниципального района Зианчуринский район отказались от этого, а от представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - другого ответчика, ходатайство не поступило, хотя судом было направлено письменно разъяснение о возможности назначения экспертизы. Однако данное разъяснение суда ответчиком было проигнорировано.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что акт обследования помещения от 30 апреля 2010 года, заключение межведомственной комиссии от 19 мая 2010 года, назначенной распоряжением Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан от 11 февраля 2010 года, которым признано ... Халима Галяутдиновича, являются незаконными.

Кроме того, также является незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ от 26 мая 2010 года, где отказано Карагузину Г. В. в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При этом, суд соглашается с мнением представителя истца, что Каргузин Г. В. - его отец в 2010 году в комиссию по жилищным вопросам с заявлением о включении его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не обращался.

Так, по запросу суда была предоставлена копия постановления главы администрации муниципального района Зианчуринский район РБ от 09 февраля 2009 года, согласно которому Карагузин З. Г. был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 1 Постановления) л.д. 104). Также представителем истца суду представлен акт обследования жилищных условий заявителя от 21 декабря 2009 года, согласно заключению комиссии: семья Карагузина Г. В. остро нуждается в улучшении жилищных условий.

Карагузину Г.В. 12 февраля 2009 года за № 280 администрацией муниципального района Зианчуринский район РБ направлено письменное уведомление о том, что руководствуясь со ст. 52 ч.3 ЖК РФ, ст. 14 п. 4 ФЗ «О ветеранах» администрация муниципального района вынесла постановление от 09 февраля 2009 года № 66 «О принятии Вас на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» на основании ранее поданного заявления.