Решение по иску Алтынчурина Р.А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным к моменту опубликования не вступило в законную силу



Дело №2-146/2011 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Исянгулово 31 мая 2011 года

Зианчуринский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р.,

при секретаре Мухаметовой Р.Р.,

с участием истца Алтынчурина Р.А.,

представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе РБ Байгузина Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Алтынчурина Р.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе РБ о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и включении периодов работы в льготный стаж,

установил:

Алтынчурин Р.А. обратился в районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе РБ о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о назначении досрочной пенсии по старости с 28 февраля 2011 года. В обосновании своих исковых требований указал, что решением УПФ РФ в Зианчуринском районе от 17 марта 2011 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности, ему не засчитан период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии.

Истец Алтынчурин Р.А. в судебном заседании поддержал свои исковые требования и просил обязать назначить ему досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня предоставления всех документов.

Представитель ответчика - представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Зианчуринском районе РБ Байгузин Т.Г. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии истцу считает законным и обоснованным. В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений утверждаются Правительством РФ. Порядок определения права на пенсию и определения размера пенсии регулируется действующим на момент обращения за пенсией законодательством. При этом применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В связи с вступлением в силу постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за периоды до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действовавшие на дату введения нового правового регулирования. На 31 декабря 2001 г. пенсионные правоотношения регулировались Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При исчислении специального педагогического стажа применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1067, который применялся в отношении периодов работы после 01.11.1999 г. Все вышеуказанные нормативные акты не предусматривали возможность зачета в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочную пенсию периода службы в армии. В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании. В правилах подсчета специального стажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 отсутствуют положения, позволяющие включать в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью периоды службы в Вооруженных силах СССР, вне зависимости от того предшествовала или следовала служба в армии педагогической деятельности. Если какие-либо положения по подсчету специального стажа отсутствуют в вышеуказанных правилах, то действующее пенсионное законодательство позволяет руководствоваться Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., которые так же не содержат положения, позволяющие включать в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью периоды службы в Вооруженных силах СССР, вне зависимости от того предшествовала или следовала служба в армии педагогической деятельности. Кроме того согласно п. 1 Приложения №3 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953 Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется на территории РФ. До службы в рядах Вооруженных Сил СССР и после демобилизации истец педагогическую деятельность не вел, после окончания военной службы в <данные изъяты> г. он продолжил работать <данные изъяты>. Работать по педагогической специальности он стал в <данные изъяты> году, то есть через 5 лет после демобилизации. Просит отказать Алтынчурину Р.А. в удовлетворении его исковых требований.

Третье лицо – представитель МУ «Отдел образования администрации муниципального района Зианчуринский район РБ» Хасанова Р.Г. исковые требования Алтынчурина Р.А. поддержала и суду показала, что период службы истца в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Суд, изучив материалы дела и исследовав доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правительство РФ, реализуя свое право на учреждение списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение таких пенсий, предоставленное ему вышеуказанным законом, утвердило своим постановлением № 781 от 29.10.2002 г.: «Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данные Списки и Правила применяются к периодам педагогической деятельности после вступления их в силу, могут быть применены также и к более ранним периодам педагогической деятельности. До 01 ноября 2002 г. при подсчете педагогического стажа применялись и применяются в настоящее время в отношении периодов работы до указанной даты следующие нормативные акты: к периодам работы до 01.11.1999 г.-«Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463; к периодам работы после 01.11.1999 г. и до 01.11.2002 г.-«Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.

В соответствии с указанными Списками и Правилами в стаж педагогической деятельности включаются периоды работы в должностях, указанных в Списке, при условии, что эта работа протекала в учреждениях, которые также указаны в Списке.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зианчуринском районе Республики Башкортостан от 17 марта 2011 года Алтынчурину Р.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ по его заявлению от 11 марта 2011 года. Причиной отказа указано: отсутствие требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ включены следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>.

Стаж педагогической деятельности составляет 22 года 11 месяцев 4 дня.

В стаж работы не включены следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения военной службы в рядах Советской Армии - 2 года 1 месяц 5 дней.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.

Как следует из трудовой книжки, Алтынчурин Р.А. осуществляет педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записям в военном билете истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в рядах Советской Армии по призыву, когда действовал перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденной постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в соответствии с пп. «г» п. 1 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей засчитывается служба в рядах Вооруженных сил СССР.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В период прохождения службы в рядах Советской Армии времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Данное Постановление Совета Министров СССР признано утратившим силу на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 с 01.10.1993 г.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, вышеназванный период службы истца, которую он проходил до начала осуществления педагогической деятельности, подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы представителя ответчика о том, что при определении пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа для назначения досрочной пенсии могут применяться лишь нормативные акты, действовавшие до 31 декабря 2001 года, не убедительны. Таких требований не содержится и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года.

Также доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж указанных периодов со ссылкой на отсутствие необходимых 2/3 специального стажа на момент отмены указанного Положения в соответствии с разъяснениями «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда РФ 17.10.2003 г. №70) несостоятельны, так как отмена закона не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, в том числе в части, касающейся включения в трудовой стаж некоторых периодов общественно-полезной деятельности в соответствии с условиями и нормами ранее действовавшего законодательства.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательство право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего правового статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Указанным Постановлением Конституционного суда РФ установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично)».

Неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии недопустимо с точки зрения требований ст.19 Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Согласно п. 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении пенсии на льготных условиях служба приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествовала службе либо следовала за ней.

Поскольку служба Алтынчурина Р.А. в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, суд считает необходимым признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе Республики Башкортостан об отказе Алтынчурину Р.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 17.03.2011 г., о не включении Алтынчурину Р.А. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе РБ назначить Алтынчурину Р.А. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ со дня предоставления всех необходимых документов, поскольку на указанное время истец 25 лет осуществлял педагогическую деятельность.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе Республики Башкортостан об отказе Алтынчурину Р.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе Республики Башкортостан включить Алтынчурину Р.А. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зианчуринском районе РБ назначить Алтынчурину Р.А. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Башкортостан со дня его окончательного вынесения.

Председательствующий подпись Г. Р. Ишдавлетова