Решение по иску Кадырбаевой Х.В. к администрации МР и Минтруда о признании решения жилищной комиссии незаконным к моменту опубликования не вступило в законную силу



Дело № 2-163-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Исянгулово 18 июля 2011 года.

Зианчуринский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р.,

с участием представителя истца Кадырбаевой Х.В. – адвоката Гизатуллиной С.Г., представившей удостоверение № 1627, ордер № 038334,

при секретаре Мурсалимовой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадырбаевой ФИО11 к администрации муниципального района Зианчуринский район РБ и Министерству труда и социальной защиты населения РБ о признании незаконными ненормативных правовых актов о признании права на получение мер социальной поддержки, о включении в списки граждан – получателей субсидии на приобретение жилого помещения, о включении в уточненный Единый список граждан-получателей субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах»,

у с т а н о в и л :

Кадырбаева Х.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском мотивируя тем, что она является вдовой участника ВОВ, проживает в доме по <адрес>, принадлежащем ее зятю, с 12 марта 2002 года. В связи с принятием ФЗ № 122-ФЗ от 12 августа 2002 года и в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как вдова участника ВОВ она имеет право на внеочередное предоставление жилья, как гражданка, жилье которой непригодное для проживания, либо ниже учетной нормы. Она обратилась в администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ с заявлением о предоставлении ей благоустроенной квартиры, как вдове участника ВОВ. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района от 11 марта 2010 года ей было отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании, что занимаемая им жилая площадь составляет более учетной нормы, установленной решением Совета муниципального района Зианчуринский район № 12/3 от 16.02.2007 г. Она представила документы комиссии и на свое жилье, расположенное в <адрес>, где она проживала там до октября 2002 года и переехала к дочери в <адрес>, поскольку дом стал непригодным для постоянного проживания. Согласно техническому паспорту дом построен в 1958 году, фактически дом был построен в 1935 году, а в 1958 году сделали к дому пристрой. Износ фундамента и стены данного дома составляет -65 %. Обследование дома в <адрес> комиссией не проводилось. Согласно акту оценки независимого эксперта от 06.04.2011 г. суммарный износ здания жилого дома по <адрес> в натуральном выражении составляет 72 %.

Истец Кадырбаева Х.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, в письменном заявлении она просит рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя; иск поддерживает в полном объеме.

Представитель истца – Набиуллина З.М. по доверенности в судебном заседании иск поддержала и уточняя исковые требования, просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации МР Зианчуринский район от 11 марта 2011 года об отказе ей в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию МР Зианчуринский район РБ включить ее в списки граждан-получателей субсидии на приобретение жилого помещения по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты населения в течение одного месяца со дня выступления решения в законную силу; обязать Министерство труда и социальной защиты населения РБ включить ее в Единый список граждан получателей субсидий на приобретение жилого помещения за счет средств Федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ; установить факт ее постоянного места фактического проживания по адресу: <адрес>, с 1932 по 2007 год. Установление указанного юридического факта истцу необходимо для реализации ее права как вдовы участника ВОВ на получение жилья в льготном порядке. Она суду пояснила, что Кадырбавеа Х.В. постоянно проживала в доме по <адрес> до августа 2002 года, затем переехала к дочери в <адрес>, поскольку указанный дом стал не пригодным для проживания. Она до 2007 года проживала в этом доме только в летнее время. В 2008 году ослепла и стала проживать у дочери в <адрес>. Просила обязать администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ включить ее в списки граждан-получателей субсидии на приобретение жилого помещения по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты населения.

В судебном заседании представитель истца – адвокат Гизатуллина С.Г. поддержала исковые требования и в обоснование пояснила, что Кадырбаева Х.В. вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на внеочередное предоставление жилья. Однако решением комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ от 11 марта 2011 года ей было отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании, что занимаемая жилая площадь составляет более учетной нормы. Однако при этом комиссия учла жилую площадь не принадлежащего истцу дома по <адрес>. С данным решением она не согласна. Просила понудить администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ включить Кадырбаеву Х.В. в список граждан – получателей субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств Федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года и установить факт постоянного места фактического проживания Кадырбаевой Х.В. по адресу: <адрес>, с 1932 по 2007 год.

Представитель ответчика - администрации муниципального района Зианчуринский район РБ Ишмухаметова Э.З. по доверенности иск не признала и суду пояснила, что Комиссия администрации муниципального района Зианчуринский район РБ отказала вдове участника ВОВ Кадырбаевой Х.В. в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как занимаемая жилая площадь Кадырбаевой Х.В. составляет более учетной нормы. По представленным документам с 24.10.2011 г. Кадырбаева Х.В. проживает по адресу: <адрес>, где зарегистрированы 4 человека. Жилая площадь составляет 61,1 кв.м., обеспеченность жилой площадью на каждого составляет 15.2 кв.м. при норме 12 кв.м.Дом принадлежит зятю Кадырбаевой Х.В.

Представитель ответчика – Министерства труда и социальной защиты населения РБ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном возражении исковые требования истца не признала по следующим основаниям. Обеспечение жильем членов семей погибших участников ВОВ осуществляется только в том случае, если данная категория граждан в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен в ст. 51 ЖК РФ: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с решением Совета МР Зианчуринский район РБ от 16.02.2007 г. № 13/2 учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Кадырбаева Х.В. зарегистрирована в доме по <адрес>, где зарегистрированы 4 человека, а общая площадь жилого дома <данные изъяты> кв.м. Кадырбаева Х.В. является членом семьи собственника жилого дома. Что касается дома <адрес> по <адрес>, то оно не признано непригодным для проживания, что относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления.

Третье лицо - представитель отдела труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по Мелеузовскому району и г. Мелеузу в Зианчуринском районе в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жильем ветеранов ВОВ осуществляется только в том случае, если ветеран войны в установленном действующим законодательством порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно справкам № 828, № 829, выданных администрацией СП Байдавлетовский сельсовет, Кадырбаевой Х.В. принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. Она была зарегистрирована по указанному адресу до августа 2002 года и продолжала проживать в летние периоды с 09 мая по октябрь месяц 2003 года по 2007 год.

Из выписки из похозяйственной книги и справки архивного отдела администрации МР Зианчуринский район РБ дом с надворными постройками и земельный участок, расположенных по <адрес> принадлежит на праве собственности Кадырбаевой Х.В., что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.10.2010 г.

Собственником дома по <адрес> является ФИО1, что подтверждается сообщением отдела по Зианчуринскому району Управления Росреестра по РБ от 07 октября 2010 года.

Кадырбаева Х.В. является вдовой участника ВОВ, что подтверждается удостоверением, выданным Управлением социальной защиты населения района серии <данные изъяты> .

Из технического паспорта, выданного Зианчуринским территориальным участком Кугарчинского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилых помещений дома <данные изъяты> составляет- <данные изъяты> кв.м., а жилая площадь-<данные изъяты> кв.м., износ дома – 60 %, год постройки-1958 г.

В соответствии с отчетом независимого оценщика ФИО2 «Об определении в натуральном выражении физического износа здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> суммарный износ здания жилого дома по <адрес> на 06.04.2011 г. в натуральном выражении составляет 72 %.

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ от 11 марта 2011 года Кадырбаевой Х.В. в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано, поскольку занимаемая жилая площадь заявителя составляет более учетной нормы.

На основании вышеизложенного, суд считает, что заявление Кадырбаевой Х.В. об установлении факта ее постоянного проживания в доме по <адрес> с 1932 по 2007 г. подлежит удовлетворению, поскольку данный факт подтверждается представленными суду материалами, которых суд не подвергает сомнению.

Согласно акту обследования помещения от 14 июня 2011 года дом по <адрес> был обследован межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Администрации МР Зианчуринский район РБ от 11.02.2010 г. № 28, и жилой дом Кадырбаевой Х.В. признан непригодным для проживания.

Согласно ст. 21 ч. 1 п. 4 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В п.33 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» указано, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика Ишмухаметовой Э.З. о том, что Кадырбаева Х.В. была прописана и проживала с 24.10.2001 г. в <адрес>, где занимаемая жилая площадь заявителя составляет более учетной нормы, а в доме по <адрес> она не проживала, что послужило основанием для отказа в постановке ее на учет на улучшение жилищных условий. Как установлено в судебном заседании Кадырбаева Х.В. постоянно с 1932 года проживала в д. по ул<адрес>. Когда дом стал ветхим, она в 2002 году по независящим от нее обстоятельствам была вынуждена временно переехать для проживания к дочери в <адрес>. С 2003 г. по 2007 г. она стала проживать в этом доме только в летний период, поскольку отсутствовали условия для проживания в зимнее время и дом стал непригодным для проживания, что и было подтверждено актом обследования указанного дома межведомственной комиссией администрации МР Зианчуринский район РБ от 14.06.2011 г.

Кроме того, суд считает, о том что Кадырбаева Х.В. была прописана и проживала в доме своей дочери по адресу: <адрес>, не являлось основанием для отказа ей в постановке на учет на улучшение жилищных условий, поскольку, во-первых, принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по <адрес> не был пригодным для проживания и она была вынуждена временно сменить место жительства, во-вторых, по состоянию здоровья она нуждается в постоянном постороннем уходе из-за отсутствия зрения, что подтверждается справкой № 599 от 28.04.2011 г. Исянгуловской ЦРБ, и она самостоятельно одна не в состоянии была проживать.

При таких обстоятельствах, суд признает решение жилищной комиссии от 11 марта 2011 года об отказе Кадырбаевой Х.В. в постановке на учет на улучшение жилищных условий незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194 -198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Установить, что Кадырбаева ФИО11, 06 января 1915 года рождения, уроженка <данные изъяты>, постоянно с 1932 года фактически проживала по адресу: <адрес>.

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального района Зианчуринский район РБ от 11 марта 2011 года об отказе Кадырбаевой ФИО11 в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию муниципального района Зианчуринский район РБ включить Кадырбаеву ФИО11 в списки граждан-получателей субсидии на приобретение жилого помещения по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты населения и предоставить указанные списки в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня выступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней путем подачи жалобы в Зианчуринский районный суд со дня его окончательного вынесения.

Председательствующий подпись Г.Р. Ишдавлетова