Решение по иску Ишемгуловой М.Ю. к администрации СП абзановский сельсовет МР Зианчуринский район РБ о признании права собственности на жилую квартиру с надворными постройками в силу приобретательной давности и КУС Минземимущества РБ по Зианчуринскому ра



Дело № 2-483/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Исянгулово 06 декабря 2011 года.

Зианчуринский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р.,

при секретаре Алтынчуриной Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Ишемгуловой М.Ю. к администрации СП Абзановский

сельсовет МР Зианчуринский район РБ о признании права собственности на

жилую квартиру с надворными постройками в силу приобретательной

давности и КУС Минземимущества РБ по Зианчуринскому району РБ о

признании права собственности на жилой дом надворными постройками,

установил:

Ишемгулова М.Ю. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилую квартиру <адрес> с надворными постройками по улице <адрес> в силу приобретательной давности по тем основаниям, что указанная квартира в ДД.ММ.ГГГГ году на основании договора купли-продажи была приобретена у Ремонтного предприятия Зианчуринского района. Она владеет данной квартирой и надворными постройками более <данные изъяты> лет. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказано в регистрации права собственности на квартиру <адрес> так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, а представленный договор купли-продажи жилого дома усадебного типа от ДД.ММ.ГГГГ по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку фамилия, имя и отчество покупателя и адрес его проживания указаны не полностью, площадь и адрес объекта в представленном договоре не соответствуют данным технического паспорта, не представлен кадастровый паспорт недвижимого объекта.

Кроме того, Ишемгулова М.Ю. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками по улице <адрес> по тем основаниям, что указанный дом с надворными постройками она построила в ДД.ММ.ГГГГ году. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказано в регистрации права собственности на жилой дом <адрес>, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества и кадастровый паспорт недвижимого имущества, а представленный технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ не является документом, устанавливающим наличие, возникновение права собственности на жилой дом.

Определением судьи Зианчуринского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные исковые заявления были соединены в одно производство, учитывая, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

Истец Ишемгулова М.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

Представитель истца – Лобзаева И.Ш. по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд признать право собственности за Ишемгуловой М.Ю. на жилую квартиру <адрес> с надворными постройками в силу приобретательной давности и на жилой дом <адрес>, расположенных в <адрес> Просила заменить ответчика – КУС Минземимущества РБ по Зианчуринскому району на надлежащего ответчика-администрацию СП Абзановский сельсовет по иску о признании права собственности на жилой дом по <адрес>.

Ответчик – представитель администрации СП Абзановский сельсовет в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без его участия, иски поддерживает.

Третьи лица-представители администрации СП Абзановский сельсовет, отдела по Зианчуринскому району Управления Росреестра по РБ, отдела архитектуры и градостроительства администрации МР Зианчуринский район РБ и КУС Минземимущества РБ по Зианчуринскому району в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили, что согласно ст. 167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения дела без их участия.

Суд, изучив материалы дела и исследовав доказательства, считает, что исковое заявление о признании права собственности на квартиру с надворными постройками в силу приобретательной давности и на жилой дом подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 16 Федерального Закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя и документов, устанавливающих право собственности заявителя.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В силу ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях.

Согласно ст. 234 ГК РФ лицо не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество. Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента регистрации.

Из договора купли-продажи жилого дома усадебного типа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ремонтное предприятие Зианчуринского района продало Ишемгуловой М.Ю. квартиру по остаточной стоимости за <данные изъяты> руб. Стоимость квартиры оплачена.

Брак между ФИО1 и Ишемгуловой М.Ю. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.

Согласно справке администрации СП Абзановский сельсовет и выпиской из похозяйственных книг квартира <данные изъяты> с надворными постройками дома <адрес> принадлежит Ишемгуловой М.Ю.

Указанная квартира <адрес> в реестре муниципального имущества не значится.

ОАО «Зианчуринское ремонтно-техническое предприятие» решением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ признано банкротом и ликвидировано.

Правообладателями земельных участков, расположенных по <адрес>, в <адрес> РБ, является Ишемгулова М.Ю., что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году Ишемгулова М.Ю. построила жилой дом <адрес>, который является самовольной постройкой, поскольку разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию отсутствуют.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

В п. 26 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ указано, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Вышеуказанным же Постановлением Пленума ВС РФ И Пленума ВАС РФ разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, суд считает, что жилой дом <адрес> и надворные постройки, возведенные истцом без получения на это необходимых разрешений, являются самовольной постройкой. Однако иск о признании права собственности на указанные постройки подлежит удовлетворению, поскольку судом установлено, что единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию, однако истцом предприняты надлежащие меры к ее легализации и получению необходимых документов, о чем свидетельствует наличие справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главным архитектором администрации МР ФИО2 о том, что при размещении и строительстве жилого дома по <адрес> требования норматива градостроительного проектирования СП Абзановский сельсовет МР Зианчуринский район, утвержденного постановлением администрации МР Зианчуринский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ , не нарушены. Следовательно, сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, при ее возведении не допущены нарушения градостроительных и строительных норм и правил, она не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, жилой дом и надворные постройки возведены на земельном участке, правообладателем которого является Ишемгулова М.Ю.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказано в регистрации права собственности на квартиру <адрес>, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, а представленный договор купли-продажи жилого дома усадебного типа от ДД.ММ.ГГГГ по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку фамилия, имя и отчество покупателя и адрес его проживания указаны не полностью, площадь и адрес объекта в представленном договоре не соответствуют данным технического паспорта, не представлен кадастровый паспорт недвижимого объекта.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказано в регистрации права собственности на жилой дом <адрес>, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества и кадастровый паспорт недвижимого имущества, а представленный технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ не является документом, устанавливающим наличие, возникновение права собственности на жилой дом.

На основании вышеперечисленных доказательств суд приходит к выводу, что действительно Ишемгулова М.Ю. купила у Зианчуринского ремонтно-технического предприятия в ДД.ММ.ГГГГ году квартиру с надворными постройками, расположенную по <адрес> в собственность, но квартира своевременно не была оформлена. Указанной квартирой Ишемгулова М.Ю. добросовестно, открыто и непрерывно владела и продолжает владеть как своим собственным недвижимым имуществом более пятнадцати лет и поэтому приобрела право собственности на это имущество в силу приобретательной давности.

Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году Ишемгулова М.Ю. построила жилой дом и надворные постройки по <адрес>, но своевременно не оформила. Следует признать за ней право собственности на жилой дом и на надворные постройки.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Ишемгуловой М.Ю. право собственности на жилую квартиру (литер А) с пристроем бревенчатым (литер А1), верандой тесовой (литер а) общей площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью жилых помещений (литера А, А1)– 63,8 кв.м., в том числе жилой площадью квартиры – <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер , с надворными постройками, находящихся по адресу: <адрес>.

Признать за Ишемгуловой М.Ю. право собственности на жилой дом (литер А) с пристроем (литер А1), с верандой деревянной (литер а) общей площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью жилых помещений (литера А, А1) – <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью квартиры – <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер , с надворными постройками, находящихся по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья подпись Г.Р.Ишдавлетова