Дело № 2-324/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Исянгулово 03 сентября 2012 года. Зианчуринский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ишдавлетовой Г.Р., с участием помощника прокурора Зианчуринского района РБ Кульчурина Р.Р., при секретаре Алтынчуриной Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зианчуринского района РБ в защиту интересов государства и неопределенного круга к ИП Столяровой А.М. об обязывании производства расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, установил: Прокурор Зианчуринского района РБ обратился в районный суд с вышеуказанным иском в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Столяровой А.М. по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования у ИП Столяровой А.М. отсутствовали расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, ИП Столярова А.М. осуществляет деятельность <данные изъяты>, в результате которой образуются отходы. Согласно ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В судебном заседании помощник прокурора Зианчуринского района РБ Кульчурин Р.Р. заявленные исковые требования поддержал, просил суд обязать ИП Столярову А.М. произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год. Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ Столярова А.М. зарегистрирована в качестве ИП и из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ИП Столярова А.М. осуществляет следующую деятельность: <данные изъяты>. Согласно ст. 1 Федерального закона от <данные изъяты>.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Статьей 1 Федерального закона от 24.06<данные изъяты> г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.<данные изъяты> «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15 июня 2001 г. № 511», отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами отнесены к отходам 5-го класса опасности. В силу ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. №14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. ИП Столярова А.М. осуществляет деятельность по <данные изъяты>, в результате которой образуются отходы производства и потребления. При этом ею не представлены какие-либо доказательства, что между ним и соответствующим хозяйствующим субъектом заключен договор о конечном размещении отходов или договор, предусматривающий переход права собственности на отходы, являющиеся собственностью ИП Столяровой А.М., к данному хозяйствующему субъекту. Поскольку вышеуказанными нормативными актами предусмотрена обязанность ИП Столярова А.М. вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исковые требования об обязывании производства расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 г. просил удовлетворить в полном объеме. Столярова А.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела не просила. В судебном заседании от 17.08.2012 г. она иск не признала и суду пояснила, что она действительно является индивидуальным предпринимателем. 24.01.2011 г. она заключила договор с ООО «КомСтройСервис» договор на вывоз и размещение отходов, ежемесячно уплачивает 22 руб. 50 коп. за вывоз и размещение отходов, образующихся в результате ее предпринимательской деятельности. Постановлением Правительства от 28.08.1992 г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, где указано, что к субъектам платы относятся «предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории РФ виды деятельности, связанные с природопользованием». Она не является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку при осуществлении предпринимательской деятельности не осуществляется таких видов вредного воздействия на природную среду как сброс загрязняющих веществ в водные объекты, выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, а также шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия. Кроме того, под «размещением отходов» понимается их хранение и захоронение. Так, хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Значит, выброс бытового отхода термином «размещение отходов» не охватывается. Ее предпринимательская деятельность может квалифицироваться как обращение с отходами. Однако взимание платы за такой вид негативного воздействия на окружающую природную среду Постановлением № 632 не предусмотрено. Привлеченный в качестве третьего лица - представитель ООО «КомСтройСервис» ФИО1 в судебном заседании иск поддержала, что Столярова А.М. как индивидуальный предприниматель договор на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов не заключала. Расценки за услуги за вывоз и размещение 1 куб.м. отходов для индивидуальных предпринимателей составляет 716 руб., а для физических лиц – 135 руб. 52 коп. Выслушав мнения сторон, исследовав доказательства, суд считает, что исковое заявление прокурора Зианчуринского района РБ в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. На основании ст. 45 п.1 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов государства и неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии со ст. 23 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. №14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Индивидуальный предприниматель Столярова А.М. осуществляет деятельность по <данные изъяты> в результате которой образуются отходы производства и потребления. При этом ею не представлены какие-либо доказательства, что между ней и соответствующим хозяйствующим субъектом заключен договор о конечном размещении отходов или договор, предусматривающий переход права собственности на отходы, являющиеся собственностью ИП Столяровой А.М., к данному хозяйствующему субъекту. Кроме того, платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации №284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». При таких обстоятельствах, поскольку указанными нормативными актами предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и в том числе ИП Столяровой А.М. вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исковые требования прокурора Зианчуринского района об обязывании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Зианчуринского района РБ в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать ИП Столярову А.М. произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год. Взыскать со счета ИП Столяровой А.М. государственную пошлину в сумме 4000 рублей в доход государства. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан со дня его вынесения через Зианчуринский районный суд РБ. Судья подпись Г.Р. Ишдавлетова Копия верна: судья