РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2010 года
Жуковский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.А.
при секретаре судебного заседания Оселедко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З. к ГУ УПФ РФ о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,
установил:
З., Х года рождения, обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ о признании необоснованным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента письменного обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, с 27.07.2009 года.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 27.07.2009 года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако 02.09.2009 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 – летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал – в страховой стаж в гражданской авиации: период службы истца в Советской Армии с 15.11.1971 года по 27.11.1973 года; в специальный стаж в гражданской авиации – периоды работы: с 11.02.1974 года по 31.01.1976 года в должности электрика по оборудованию самолетов; с 01.01.1977 года по 20.03.1977 года в должности электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов в Летно-исследовательском институте, так как наименование должностей, в которых работал З., не соответствует наименованию должностей, указанных в «Перечне профессий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (Приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И); в специальный и страховой стаж гражданской авиации – период работы с 01.01.1998 года по 30.01.1998 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ФГУП «ЛИИ имени М.М.Громова»), так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме, занятых во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятия относятся к системе гражданской авиации.
Истец считает данный отказ необоснованным, так как с 1971 года по 1998 год проработал на одном предприятии (Летно – исследовательский институт имени М.М.Громова) и занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. За время работы получал 8% доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда (14 дней ежегодно), выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности монтажника электрооборудования летательных аппаратов входило: монтаж по сложным и принципиальным схемам и чертежам сложного электрооборудования летательных аппаратов; пайка проводов специальными и серебряными припоями; проверка правильности монтажа электрических систем с помощью монтажных схем и т.д. В его должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования ВС входило: отвечать за организацию технической эксплуатации соответствующего авиационного оборудования; проводить осмотры авиационной техники, технические разборы с анализом дефектов, отказов и принимать меры по их предупреждению; контролировать выполнение доработок по бюллетеням, проверять качество выполнения регламентных работ по авиационному оборудованию. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия: синтетические полимерные материалы; локальная вибрация; производственный шум; работа на высоте. Истец считает, что ему должны быть включены в специальный стаж в гражданской авиации – периоды работы: с 11.02.1974 года по 31.01.1976 года в должности электрика по оборудованию самолетов; с 01.01.1977 года по 20.03.1977 года в должности электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов в Летно-исследовательском институте; специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы с 01.01.1998 года по 30.01.1998 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ФГУП «ЛИИ имени М.М.Громова»). Истец считает, что период прохождения службы в рядах Советской Армии с 15.11.1971 года по 27.11.1973 года, также должен быть засчитан в страховой стаж в гражданской авиации, так как согласно статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 вышеуказанного Федерального закона. В период с 16.05.1971 года по 04.11.1971 года истец проработал в должности электрика по оборудованию самолетов в Летно-исследовательском институте, а 15.11.1971 года был призван в ряды Советской Армии, где проходил службу до 27.11.1973 года, а 11.02.1974 года был вновь зачислен на должность электрика по оборудованию самолетов в Летно-исследовательский институт, следовательно его службе предшествовала и за ней следовала работа в Летно – исследовательском институте.
Истец просил суд признать необоснованным отказ ГУ УПФ РФ № 734 от 02.09.2009 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ГУ УПФ РФ назначить с 27.07.2009 года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в специальный и страховой стаж в гражданской авиации вышеуказанные периоды работы.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обосновано не засчитали – в специальный стаж в гражданской авиации – периоды работы: с 11.02.1974 года по 31.01.1976 года в должности электрика по оборудованию самолетов; с 01.01.1977 года по 20.03.1977 года в должности электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов в Летно-исследовательском институте, так как наименование должностей, в которых работал З., не соответствует наименованию должностей, указанных в «Перечне профессий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (Приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И); в специальный и страховой стаж гражданской авиации – период работы с 01.01.1998 года по 30.01.1998 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ФГУП «ЛИИ имени М.М.Громова»), так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме, занятых во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятия относятся к системе гражданской авиации. Период службы истца в рядах Советской Армии с 15.11.1971 года по 27.11.1973 года также не был включен в страховой стаж в гражданской авиации, в связи с тем, что отсутствует подтверждение прохождения истцом службы в должностях и на работах, предусмотренных для назначения досрочной трудовой пенсии. По остальным периодам спора нет.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В силу статьи 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.
Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. Вышеуказанный Список от 04.09.1991 года № 459 не содержит в себе обязательного условия выполнения работ в указанных должностях по техническому обслуживанию воздушных судов только в гражданской авиации.
Поскольку в названный Список профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то также при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии, применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно – авиационному, инженерно – техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И; далее – Перечень), при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов. В указанном Перечне даны наименования профессий рабочих, действовавшие как до 1969 года, так и после этой даты, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (№ 22 (1986 г., 2004 г.) «Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования»; № 57 (1984 г.) «Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)»). Согласно Перечня авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований предусматривают профессии «электрика по оборудованию самолетов» и «электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов» и «монтажника электрооборудования летательных аппаратов» (ЕКТС № 22 1986 года). Суд соглашается с доводами З., 26.07.1953 года рождения, в том, что специальный стаж его работы на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет.
В бесспорном порядке УПФР засчитано в специальный стаж в гражданской авиации – 19 лет 07 месяцев 14 дней, а в страховой стаж в гражданской авиации – 23 года 10 месяцев 28 дней.
В судебном заседании установлено, что 02.09.2009 года ГУ УПФ РФ отказало З. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» л.д. 10-12). Обратился З. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 27.07.2009 года л.д. 46-47). Ответчик не засчитал – в специальный стаж в гражданской авиации – периоды работы: с 11.02.1974 года по 31.01.1976 года в должности электрика по оборудованию самолетов; с 01.01.1977 года по 20.03.1977 года в должности электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов в Летно-исследовательском институте, так как наименование должностей, в которых работал З., не соответствует наименованию должностей, указанных в «Перечне профессий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (Приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И); в специальный и страховой стаж гражданской авиации – период работы с 01.01.1998 года по 30.01.1998 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ФГУП «ЛИИ имени М.М.Громова»), так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме, занятых во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятия относятся к системе гражданской авиации. Период службы истца в рядах Советской Армии с 15.11.1971 года по 27.11.1973 года также не был включен в страховой стаж в гражданской авиации, в связи с тем, что отсутствует подтверждение прохождения истцом службы в должностях и на работах, предусмотренных для назначения досрочной трудовой пенсии.
Суд считает данный отказ необоснованным. Истец с 1971 года по 1998 год проработал на одном предприятии (Летно – исследовательский институт имени М.М.Громова) и занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. За время работы получал 8% доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда (14 дней ежегодно), выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности монтажника электрооборудования летательных аппаратов входило: монтаж по сложным и принципиальным схемам и чертежам сложного электрооборудования летательных аппаратов; пайка проводов специальными и серебряными припоями; проверка правильности монтажа электрических систем с помощью монтажных схем и т.д. В его должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования ВС входило: отвечать за организацию технической эксплуатации соответствующего авиационного оборудования; проводить осмотры авиационной техники, технические разборы с анализом дефектов, отказов и принимать меры по их предупреждению; контролировать выполнение доработок по бюллетеням, проверять качество выполнения регламентных работ по авиационному оборудованию. Согласно Положения по Опытному конструкторскому производству ЛИИ, где работал истец, ОКП осуществляет следующие функции: производство работ по модификации самолетов или отдельных агрегатов в соответствии с тематикой летных исследований, выполнение среднего и текущего ремонта самолетного парка предприятия и т.д. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия: синтетические полимерные материалы; локальная вибрация; производственный шум; работа на высоте. Данные факты подтверждаются: записями в трудовой книжке л.д. 13-21); актом документальной проверки условий труда № 172 от 17.08.2009 года л.д.27-30); льготной справкой № 05/90 от 21.05.2009 года, выданной руководителем Летно – исследовательского института л.д. 31-32), согласно которой истец работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, в аэродромных и вне специально оборудованных помещениях. Согласно разъяснения зам. начальника ОКП ФГУП «ЛИИ имени М.М.Громова» в ЛИИ с 01.12.1970 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1969 года, приказами Министра № 8, № 25 от 23.1.1970 года было проведено упорядочение заработной платы рабочих, но электрики по оборудованию самолетов не были переименованы электромонтажниками по оборудованию летательных аппаратов, согласно ЕТКС (выпуск № 22 раздел «Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и оборудования»), так как к моменту упорядочения этот справочник в ЛИИ не поступил. При упорядочении заработной платы в 1976 году электрики по оборудованию самолетов были переименованы электромонтажниками по оборудованию летательных аппаратов. В 1987 году в ЛИИ было проведено упорядочение заработной платы рабочим согласно Постановлению Совета Министров № 1115 от 17.09.1986 года и электромонтажники по оборудованию летательных аппаратов стали называться монтажниками электрооборудования летательных аппаратов. Таким образом, данные профессии идентичны и предусмотрены Перечнем л.д. 34).
Суд считает, что период прохождения службы истца в рядах Советской Армии с 15.11.1971 года по 27.11.1973 года также должен быть засчитан в страховой стаж в гражданской авиации, так как согласно статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 вышеуказанного Федерального закона. В период с 16.05.1971 года по 04.11.1971 года истец проработал в должности электрика по оборудованию самолетов в Летно-исследовательском институте, а 15.11.1971 года был призван в ряды Советской Армии, где проходил службу до 27.11.1973 года, а 11.02.1974 года был вновь зачислен на должность электрика по оборудованию самолетов в Летно-исследовательский институт, следовательно его службе предшествовала и за ней следовала работа в Летно – исследовательском институте. Кроме того, на момент службы истца в Советской Армии и работы в ЛИИ действовало также «Положение о порядке назначения и выплаты пенсий», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, согласно пункта 109, которого – при назначении пенсии на льготных условиях служба в армии приравнивалась к работе, которая непосредственно предшествовала ей или непосредственно следовала за ней. Довод ответчика о том, что в период военной службы истец должен был проходить службу по специальности в должностях работников инженерно – технического состава, занятых полный рабочий день непосредственно на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не может быть признан обоснованным, поскольку такого условия статья 11 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит.
Таким образом, на день обращения за пенсией 27.07.2009 года, с учетом спорных периодов специальный стаж истца составлял более 20 лет, страховой стаж – более 25 лет.
Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» З. должна быть назначена с 27.07.2009 года, с момента первоначального письменного обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать необоснованным отказ ГУ УПФ РФ № 734 от 02.09.2009 года в назначении З. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ УПФ РФ назначить с 27.07.2009 года З. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав – в страховой стаж в гражданской авиации: период службы истца в Советской Армии с 15.11.1971 года по 27.11.1973 года; в специальный стаж в гражданской авиации – периоды работы: с 11.02.1974 года по 31.01.1976 года в должности электрика по оборудованию самолетов; с 01.01.1977 года по 20.03.1977 года в должности электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов в Летно-исследовательском институте; в специальный и страховой стаж гражданской авиации – период работы с 01.01.1998 года по 30.01.1998 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ФГУП «ЛИИ имени М.М.Громова»).
Взыскать с ГУ УПФ РФ в пользу З. госпошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд с подачей жалобы через Жуковский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Е.А. ИВАНОВА