Решение по делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2010 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.А.

при секретаре судебного заседания Оселедко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У. к ГУ УПФ РФ о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,

установил:

У., Х года рождения, обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ о признании необоснованным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 23.07.2009 года.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 23.07.2009 года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако 12.11.2009 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 – летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Ответчик не засчитал – в специальный стаж в гражданской авиации периоды работы: с 17.04.1972 года по 03.11.1972 года в должности прибориста ЛИС в Летно – исследовательском институте, так как наименование должности не предусмотрено «Перечнем профессий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (Приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И); с 16.10.1986 года по 05.11.1987 года в должности инженера в Летно – исследовательском институте, так как по представленным работодателем документам не прослеживается занятость на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 23.07.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов 1 класса в ФГУП ЛИИ имени М.М. Громова, так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, и имела место работа на предприятии экспериментальной авиации.

Истец считает данный отказ необоснованным, так как трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса, применение которого при назначении пенсии является неправомерным. Он, истец, с 1972 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии (Летно – исследовательский институт имени М.М. Громова), должности (инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования (АО) воздушных судов входило: отвечать за организацию технической эксплуатации соответствующего авиационного оборудования, контролировать исправность материальной части; отвечать за постоянную исправность и готовность авиационной техники к полетам; за качественное и своевременное выполнение работ, связанных с подготовкой авиационного оборудования к полетам, согласно плана и заявок на полеты; проводить осмотры авиационной техники, технические разборы с анализом дефектов, отказов и принимать меры по их предупреждению; обучать технический состав умению выполнять работы по подготовке и ремонту авиационного оборудования и применению контрольно-проверочной аппаратуры; контролировать выполнение доработок по бюллетеням, проверять качество выполнения регламентных работ по авиационному оборудованию и правильность ведения технической документации. Должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Истец считает, что ему должны быть включены в специальный и страховой стаж в гражданской авиации вышеуказанные периоды работы. Истец просил суд признать необоснованным отказ ГУ УПФ РФ № 996 от 12.11.2009 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ГУ УПФ РФ назначить с 23.07.2009 года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав – в специальный стаж в гражданской авиации периоды работы: с 17.04.1972 года по 03.11.1972 года в должности прибориста ЛИС; с 16.10.1986 года по 05.11.1987 года в должности инженера в Летно – исследовательском институте; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 23.07.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов 1 класса в ФГУП ЛИИ имени М.М. Громова.

Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали – в специальный стаж в гражданской авиации периоды работы: с 17.04.1972 года по 03.11.1972 года в должности прибориста ЛИС в Летно – исследовательском институте, так как наименование должности не предусмотрено «Перечнем профессий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (Приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И); с 16.10.1986 года по 05.11.1987 года в должности инженера в Летно – исследовательском институте, так как по представленным работодателем документам не прослеживается занятость на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 23.07.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов 1 класса в ФГУП ЛИИ имени М.М. Громова, так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, и имела место работа на предприятии экспериментальной авиации. По остальным периодам спора нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьей 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. Поскольку в названный Список профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то также при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии, применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно – авиационному, инженерно – техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И; далее – Перечень), при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов. В указанном Перечне даны наименования профессий рабочих, действовавшие как до 1989 года, так и после этой даты, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (№ 22 (1986 г., 2004 г.) «Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования»; № 57 (1984 г.) «Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)». Согласно Перечня авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований предусматривают профессию «прибориста ЛИС», «моториста ЛИС».

Суд соглашается с доводами У., Х года рождения, в том, что специальный стаж его работы в инженерно – техническом составе гражданской авиации на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В бесспорном порядке УПФР засчитаны в специальный стаж в гражданской авиации 11 лет 05 месяцев 00 дней, в страховой стаж в гражданской авиации 13 лет 07 месяцев 21 день.

В судебном заседании установлено, что 12.11.2009 года ГУ УПФ РФ отказало У. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» л.д. 9-10). Обратился У. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 23.07.2009 года л.д. 43-44). Ответчик не засчитал – в специальный стаж в гражданской авиации периоды работы: с 17.04.1972 года по 03.11.1972 года в должности прибориста ЛИС в Летно – исследовательском институте, так как наименование должности не предусмотрено «Перечнем профессий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (Приложение № 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года № 1-18-И); с 16.10.1986 года по 05.11.1987 года в должности инженера в Летно – исследовательском институте, так как по представленным работодателем документам не прослеживается занятость на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 23.07.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов 1 класса в ФГУП ЛИИ имени М.М. Громова, так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, и имела место работа на предприятии экспериментальной авиации.

Суд считает данный отказ необоснованным. Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса. Воздушный Кодекс регулирует правоотношения по использованию воздушного пространства и деятельность в области авиации, но не пенсионные правоотношения. Истец с 1972 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии (Летно – исследовательский институт имени М.М. Громова), должности (инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. Согласно Положения о структурном подразделении Летно – испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ, инженерно – авиационный комплекс «Б», где работал истец, осуществляет следующие функции: организует и обеспечивает техническую эксплуатацию самолетного (вертолетного) парка ЛИЦ; планирует направление в ремонт авиационной техники; организует своевременное проведение регламентных работ, доработок по бюллетеням, ремонт авиационной техники и т.д. В его должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования (АО) воздушных судов входило: отвечать за организацию технической эксплуатации соответствующего авиационного оборудования, контролировать исправность материальной части; отвечать за постоянную исправность и готовность авиационной техники к полетам; за качественное и своевременное выполнение работ, связанных с подготовкой авиационного оборудования к полетам, согласно плана и заявок на полеты; проводить осмотры авиационной техники, технические разборы с анализом дефектов, отказов и принимать меры по их предупреждению; обучать технический состав умению выполнять работы по подготовке и ремонту авиационного оборудования и применению контрольно-проверочной аппаратуры; контролировать выполнение доработок по бюллетеням, проверять качество выполнения регламентных работ по авиационному оборудованию и правильность ведения технической документации. Должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Данные факты подтверждаются актом документальной проверки № 159 от 17.08.2009 года л.д. 32-35), положением о структурном подразделении инженерно-авиационный комплекс «Б» л.д. 18-24), должностной инструкцией авиамеханика по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов л.д. 25-29), должностной инструкцией авиатехника по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов л.д. 30-31), трудовой книжкой л.д. 11-13), распоряжениями начальника комплекса «Б» о закреплении авиатехники за У. л.д. 45-71), свидетельством специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники, свидетельствами инженера по эксплуатации авиационного оборудования. Факт выполнения У. работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается также справкой № 05/146 от 23.07.2009 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, сертификатом на самолеты гражданской авиации ЯК-40, которые обслуживал истец л.д. 16-17).

Суд считает, что истцу должны быть включены – в специальный стаж в гражданской авиации периоды работы: с 17.04.1972 года по 03.11.1972 года в должности прибориста ЛИС; с 16.10.1986 года по 05.11.1987 года в должности инженера в Летно – исследовательском институте; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 23.07.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов 1 класса в ФГУП ЛИИ имени М.М. Громова.

Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» У. должна быть назначена с 23.07.2009 года, с момента возникновения права на пенсию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать необоснованным отказ ГУ УПФ РФ № 996 от 12.11.2009 года в назначении У. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать ГУ УПФ РФ назначить с 23.07.2009 года У. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав – в специальный стаж в гражданской авиации периоды работы: с 17.04.1972 года по 03.11.1972 года в должности прибориста ЛИС; с 16.10.1986 года по 05.11.1987 года в должности инженера в Летно – исследовательском институте; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 23.07.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов 1 класса в ФГУП ЛИИ имени М.М. Громова.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в пользу У. госпошлину в сумме 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А. ИВАНОВА