Решение по делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2010 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.А.

при секретаре судебного заседания Оселедко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к ГУ УПФ РФ о включении в специальный и страховой стаж периодов работы, учитываемых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации,

установил:

К., Х года рождения, уточнив первоначально заявленные требования, обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ о включении в специальный и страховой стаж периодов работы, учитываемых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 23.11.2009 года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако 12.01.2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 – летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал в специальный стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.10.1991 года по 31.01.1992 года; с 01.03.1992 года по 30.06.1992 года; с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева, так как в эти периоды производилась доплата за совмещение профессий; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 27.11.1997 года; с 01.01.1998 года по 23.12.1998 года; с 01.01.1999 года по 31.10.1999 года; с 01.02.2000 года по 28.02.2000 года; с 01.04.2000 года по 30.04.2000 года; с 01.06.2000 года по 27.12.2000 года; с 01.01.2001 года по 08.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 22.11.2002 года; с 01.01.2003 года по 18.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 23.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 24.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 30.12.2006 года; с 01.01.2007 года по 30.09.2007 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева, так как имела место работа на предприятии, не относящемуся к системе Гражданской авиации. По мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации. Документы, подтверждающие данные условия работы при проверке работодателем не представлены; в страховой стаж в гражданской авиации периоды нахождения в учебных отпусках (в Жуковском авиационном техникуме): с 23.12.1986 года по 31.12.1986 года; с 26.12.1987 года по 31.12.1987 года; с 29.11.1988 года по 31.12.1988 года, так как работодателем не представлены документы, подтверждающие выплату среднего заработка с отчислениями на государственное социальное страхование. Истец считает данный отказ необоснованным, в части не включения в его специальный и страховой стаж вышеуказанных периодов работы, учитываемых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Он, истец, с 1984 года по настоящее время проработал на одном и том же предприятии (ФГУП «Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева»), одной должности (авиационного техника) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности авиатехника по приборам и электрооборудованию входило: техническое обслуживание по периодическим видам регламентных работ приборов и электрооборудования двух и более типов самолетов и вертолетов; проверка чувственности и передаточных отношений автопилота регулировка бортовых систем автоматического управления самолета и другие наиболее сложные настроечные и регулировочные работы по авиаприборному и электрооборудованию при оперативном техническом обслуживании летательных аппаратов. Должностные обязанности авиатехника по приборам и электрооборудованию, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно расположение рабочего места на высоте 1,3 метра относительно земли; электрическое напряжение выше 42 В; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень статического электричества; сосуды работающие под давлением; токсические масла и жидкости. Истец считает, что ему должны быть включены в специальный стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.10.1991 года по 31.01.1992 года; с 01.03.1992 года по 30.06.1992 года; с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 27.11.1997 года; с 01.01.1998 года по 23.12.1998 года; с 01.01.1999 года по 31.10.1999 года; с 01.02.2000 года по 28.02.2000 года; с 01.04.2000 года по 30.04.2000 года; с 01.06.2000 года по 27.12.2000 года; с 01.01.2001 года по 08.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 22.11.2002 года; с 01.01.2003 года по 18.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 23.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 24.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 30.12.2006 года; с 01.01.2007 года по 30.09.2007 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева; в страховой стаж в гражданской авиации периоды нахождения в учебных отпусках (в Жуковском авиационном техникуме): с 23.12.1986 года по 31.12.1986 года; с 26.12.1987 года по 31.12.1987 года; с 29.11.1988 года по 31.12.1988 года. Истец просил суд обязать ГУ УПФ РФ включить в специальный и страховой стаж в гражданской авиации вышеуказанные периоды работы, учитываемые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали в специальный стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.10.1991 года по 31.01.1992 года; с 01.03.1992 года по 30.06.1992 года; с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева, так как в эти периоды производилась доплата за совмещение профессий; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 27.11.1997 года; с 01.01.1998 года по 23.12.1998 года; с 01.01.1999 года по 31.10.1999 года; с 01.02.2000 года по 28.02.2000 года; с 01.04.2000 года по 30.04.2000 года; с 01.06.2000 года по 27.12.2000 года; с 01.01.2001 года по 08.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 22.11.2002 года; с 01.01.2003 года по 18.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 23.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 24.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 30.12.2006 года; с 01.01.2007 года по 30.09.2007 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева, так как имела место работа на предприятии, не относящемуся к системе Гражданской авиации. По мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации. Документы, подтверждающие данные условия работы при проверке работодателем не представлены; в страховой стаж в гражданской авиации периоды нахождения в учебных отпусках (в Жуковском авиационном техникуме): с 23.12.1986 года по 31.12.1986 года; с 26.12.1987 года по 31.12.1987 года; с 29.11.1988 года по 31.12.1988 года. По остальным периодам спора нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьей 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Суд соглашается с доводами К., Х года рождения, о включении в специальный и страховой стаж в гражданской авиации вышеуказанных периодов работы, учитываемых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. В бесспорном порядке УПФР засчитаны в специальный стаж в гражданской авиации 11 лет 03 месяца 19 дней, в страховой стаж в гражданской авиации 12 лет 02 месяца 19 дней.

В судебном заседании установлено, что 12.01.2010 года ГУ УПФ РФ отказало К. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» л.д. 8-12). Обратился К. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 23.11.2009 года л.д.49-50). Ответчик не засчитал в специальный стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.10.1991 года по 31.01.1992 года; с 01.03.1992 года по 30.06.1992 года; с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева, так как в эти периоды производилась доплата за совмещение профессий; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 27.11.1997 года; с 01.01.1998 года по 23.12.1998 года; с 01.01.1999 года по 31.10.1999 года; с 01.02.2000 года по 28.02.2000 года; с 01.04.2000 года по 30.04.2000 года; с 01.06.2000 года по 27.12.2000 года; с 01.01.2001 года по 08.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 22.11.2002 года; с 01.01.2003 года по 18.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 23.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 24.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 30.12.2006 года; с 01.01.2007 года по 30.09.2007 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева, так как имела место работа на предприятии, не относящемуся к системе Гражданской авиации. По мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации. Документы, подтверждающие данные условия работы при проверке работодателем не представлены; в страховой стаж в гражданской авиации периоды нахождения в учебных отпусках (в Жуковском авиационном техникуме): с 23.12.1986 года по 31.12.1986 года; с 26.12.1987 года по 31.12.1987 года; с 29.11.1988 года по 31.12.1988 года.

Суд считает данный отказ необоснованным, в части не включения в специальный и страховой стаж вышеуказанных периодов работы, учитываемых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса. Воздушный Кодекс регулирует правоотношения по использованию воздушного пространства и деятельность в области авиации, но не пенсионные правоотношения. Истец с 1984 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии (ФГУП «Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева»), одной должности (авиационного техника) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности авиатехника по приборам и электрооборудованию входило: техническое обслуживание по периодическим видам регламентных работ приборов и электрооборудования двух и более типов самолетов и вертолетов; проверка чувственности и передаточных отношений автопилота регулировка бортовых систем автоматического управления самолета и другие наиболее сложные настроечные и регулировочные работы по авиаприборному и электрооборудованию при оперативном техническом обслуживании летательных аппаратов. Должностные обязанности авиатехника по приборам и электрооборудованию, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. Согласно Положения о Летно – испытательной базе (ЛИБ) – ЛИК (ЛИБ) проводит летные испытания, исследования опытных модифицированных и серийных летательных аппаратов, ремонт, регламентные работы в ходе испытаний на основной базе и филиалах. Основными функциями ЛИК (ЛИБ) являются: подготовка и выполнение наземных и летных испытаний воздушных судов; проведение комплексной проверки, отработки и подготовки к наземным и летным испытаниям эксплуатации воздушных судов; участие в проведении производственных доработок в ходе испытаний и др. л.д.30-34). Служба опытной эксплуатации авиационного оборудования, где проходила трудовая деятельность истца, обеспечивает готовность систем авиационного оборудования (приборы, пилотажно-навигационное и кислородное оборудование), а также системы кислородной подпитки двигателей воздушных судов, системы кондиционирования и регулирования давления, бортового устройства регистрации полетных данных в процессе проведения испытаний и транспортных перевозок. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: расположение рабочего места на высоте 1,3 метра относительно земли; электрическое напряжение выше 42 В; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень статического электричества; сосуды работающие под давлением; токсические масла и жидкости. Данные факты подтверждаются актом документальной проверки условий труда л.д.56-60), должностной инструкцией авиатехника по приборам и электрооборудованию ЕКТС № 57 л.д.35-37), перечнем рабочих мест на которое установлено льготное пенсионное обеспечение л.д. 24-29), картой учета рабочих мест по профессиям рабочих в цехе л.д. 28 ), приказом № 560/лс от 18.11.2008 года ФГУП «ЭМЗ» об аттестации рабочих мест л.д. 24). Факт выполнения К. работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе л.д.21) и справкой, выданной руководством ФГУП «ЭМЗ имени В.М.Мясищева» л.д.44,45), согласно которой К. непосредственно занимался и занимается оперативным и периодическим (гарантийным) аэродромным обслуживанием воздушных судов: М101Т «Гжель», которые являются судами Гражданской авиации.

Что касается периодов нахождения истца в учебных отпусках, то необходимо отметить следующее – в силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 – в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодный основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Статьей 177 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением: за ними сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения в учебных отпусках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд считает, что истцу должны быть включены в специальный стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.10.1991 года по 31.01.1992 года; с 01.03.1992 года по 30.06.1992 года; с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 27.11.1997 года; с 01.01.1998 года по 23.12.1998 года; с 01.01.1999 года по 31.10.1999 года; с 01.02.2000 года по 28.02.2000 года; с 01.04.2000 года по 30.04.2000 года; с 01.06.2000 года по 27.12.2000 года; с 01.01.2001 года по 08.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 22.11.2002 года; с 01.01.2003 года по 18.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 23.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 24.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 30.12.2006 года; с 01.01.2007 года по 30.09.2007 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева; в страховой стаж в гражданской авиации периоды нахождения в учебных отпусках (в Жуковском авиационном техникуме): с 23.12.1986 года по 31.12.1986 года; с 26.12.1987 года по 31.12.1987 года; с 29.11.1988 года по 31.12.1988 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ГУ УПФ РФ включить периоды работы К., учитываемые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации: в специальный стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.10.1991 года по 31.01.1992 года; с 01.03.1992 года по 30.06.1992 года; с 01.08.1992 года по 31.10.1992 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 27.11.1997 года; с 01.01.1998 года по 23.12.1998 года; с 01.01.1999 года по 31.10.1999 года; с 01.02.2000 года по 28.02.2000 года; с 01.04.2000 года по 30.04.2000 года; с 01.06.2000 года по 27.12.2000 года; с 01.01.2001 года по 08.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 22.11.2002 года; с 01.01.2003 года по 18.12.2003 года; с 01.01.2004 года по 23.12.2004 года; с 01.01.2005 года по 24.12.2005 года; с 01.01.2006 года по 30.12.2006 года; с 01.01.2007 года по 30.09.2007 года; с 01.10.2007 года по 23.11.2009 года в должности авиатехника по приборам и электрооборудованию на ФГУП Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева; в страховой стаж в гражданской авиации периоды нахождения в учебных отпусках (в Жуковском авиационном техникуме): с 23.12.1986 года по 31.12.1986 года; с 26.12.1987 года по 31.12.1987 года; с 29.11.1988 года по 31.12.1988 года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А. ИВАНОВА