РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации1 июня 2010 года
Жуковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капиной М.В.
при секретаре Онегиной В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизова А.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Сизов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 12.03.2009 года.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 12.03.2009 года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако 10.09.2009 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55–летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал – в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации – периоды работы:….., т.к. наименование профессии, в которой он (истец) работал, не соответствует наименованию профессии, указанной в Перечне. В соответствии с Перечнем наименование профессии «электрик» действовало до 1969 года. При документальной проверке работодателем не были представлены документы, подтверждающие, что переименование профессии в более позднее время произошло не в связи с изменением характера работы, а в соответствии с ЕТКС;………., т.к. при документальной проверке работодателем не подтверждена непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80% рабочего времени) на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, т.к. старшие инженеры наряду с выполнением указанной работы заняты выполнением иных должностных обязанностей; ………, т.к. при документальной проверке работодатель не представил документы, подтверждающие занятость истца в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации; в страховой стаж в гражданской авиации – периоды работы: ………., т.к. не представлены документы, подтверждающие принадлежность предприятий к гражданской авиации.
Истец считает данный отказ необоснованным, так как в вышеуказанные периоды он работал в должностях предусмотренных Списком № 459 (инженеры всех наименований). За время работы был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при пятидневной рабочей неделе. Во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях занят не был. Совмещения профессий не было, учебными отпусками и отпуском без сохранения заработной платы не пользовался. За время работы получал доплату за вредные условия труда, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. По всем вышеуказанным периодам работодателями были выданы справки, подтверждающие льготную работу и право на досрочную пенсию. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Истец считает, что ему должны быть включены вышеуказанные периоды в специальный и страховой стаж в гражданской авиации. Истец просил суд признать необоснованным отказ Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москва и Московской области № …. от 10.09.2009 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москве и Московской области назначить с 12.03.2009 года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав вышеуказанные периоды соответственно в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации и в страховой стаж в гражданской авиации.
Представитель ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москве и Московской области – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали спорные периоды по изложенным в отказе основаниям: наименование профессии, в которой работал истец, не соответствует наименованию профессии, указанной в Перечне; работодателем не были представлены документы, подтверждающие, что переименование профессии в более позднее время произошло не в связи с изменением характера работы, а в соответствии с ЕТКС; работодателем не подтверждена непосредственная занятость истца в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80% рабочего времени) на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации; не представлены документы, подтверждающие принадлежность предприятий к гражданской авиации. По остальным периодам спора нет.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно ст.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со ст. 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно–технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно–технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.
Согласно Списку должностей инженерно–технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно–испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно–исследовательских и авиационно–спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Суд соглашается с доводами истца в том, что специальный стаж его работы в инженерно–техническом составе гражданской авиации на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В бесспорном порядке УПФР засчитано в специальный стаж в инженерно–техническом составе гражданской авиации – 14 лет 02 месяца 04 дня, в страховой стаж в гражданской авиации – 21 год 03месяца 07 дней.
В судебном заседании установлено, что истец 12.03.2009г. обратился в ГУ УПФ РФ № 28 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии л.д.145-146). Протоколом № ….от 10.09.2009 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» истцу отказано л.д.11-15). Ответчик не засчитал: в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации – периоды работы:….., в которой работал Сизов А.Н., не соответствует наименованию профессии, указанной в Перечне. В соответствии с Перечнем наименование профессии «электрик» действовало до 1969 года. При документальной проверке работодателем не были представлены документы, подтверждающие, что переименование профессии в более позднее время произошло не в связи с изменением характера работы, а в соответствии с ЕТКС;……, так как при документальной проверке работодателем не подтверждена непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80% рабочего времени) на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, так как старшие инженеры наряду с выполнением указанной работы заняты выполнением иных должностных обязанностей; ……, так как при документальной проверке работодатель не представил документы, подтверждающие занятость Сизова А.Н. в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации; в страховой стаж в гражданской авиации – периоды работы:……...;…………;…………….., так как не представлены документы, подтверждающие принадлежность предприятий к гражданской авиации.
Суд считает данный отказ необоснованным. Истец в спорные периоды с проработал в должностях прибориста; электрика летно- испытательной станции (ЛИС); авиамеханика (авиатехника) по приборам; инженера; старшего инженера; ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов на…….., что подтверждается записями в его трудовой книжке л.д.16-28). За время работы истец был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при пятидневной рабочей неделе. Во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях занят не был, совмещения профессий не было. За время работы ему производилась доплата за вредные условия труда, летное вознаграждение, предоставлялись дополнительные отпуска к ежегодному отпуску за работу во вредных условиях труда. Это подтверждается льготной справкой № …. от 30.01.2009 года, выданной руководством предприятия, где проходила трудовая деятельность истца. Согласно данной справке, работа в вышеуказанных должностях дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Предприятие несет ответственность за достоверность сведений, указанных в справке л.д.29). Согласно Положения о ….. от 07.01.1983 года основными задачами ЛИК являются: комплексная наземная отработка и подготовка воздушных судов (ВС) к летным испытаниям в соответствии с требованиями нормативно – технической документации; проведение заводских летных испытаний опытных, модифицированных, головных серийных самолетов, самолетов летающих лабораторий; отработка и испытания отдельных агрегатов и систем воздушных судов гражданской авиации. В организационную структуру ЛИК входит отдел летных испытаний оборудования (ЛИО), который организует и проводит наземные и летные испытания комплекса самолетного оборудования, его эксплуатацию и выполняет оперативные и периодические формы обслуживания. Специалисты отдела ЛИО (ведущие инженеры, инженеры, инженеры по эксплуатации, авиатехники, авиамеханики) непосредственно участвуют в выполнении оперативных форм обслуживания авиационной техники в условиях аэродрома, проведение регламентных работ по оборудованию, определяют технические характеристики систем оборудования самолета при наземных испытаниях и отработках. Совместно с другими подразделениями ЛИКа участвуют в проведении тренировочных работ регистрирующей аппаратуры на летательных аппаратах, осуществляют текущий ремонт и устранение недостатков в работе оборудования, входя в состав инженерно – авиационной службы ЛИК л.д. 38-47). В должностные обязанности инженера (старшего инженера) АиРЭО входило: принимать участие в разработке и оформлении программ наземных и летных испытаний воздушных судов и методических указаний по их выполнению; принимать участие в наземных отработках на воздушных судах в соответствии с утвержденными программой и методикой испытаний (производственными, технологическими инструкциями, техническими условиями); в соответствии с утвержденной программой принимать участие в разработке полетных заданий и присутствовать при их проработке летным экипажем; принимать участие в работах на воздушных судах, связанных с поиском и устранением замечаний выявленных в процессе выполнения наземных отработок и полетов и т.д. л.д.48-50). В акте документальной проверки условий труда и стажа на соответствующих видах работ ГУ УПФ РФ № 28 по городу Москве и Московской области № …. от 26.03.2009 года, ответчиком отражено, что периоды работы истца ….. в должностях авиационный механик (авиационный техник) по приборам, инженер, старший инженер, ведущий инженер по ЭР и ЛИС ВС могут быть учтены при подсчете периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по п.п.15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года л.д.33-37).
Согласно справке № …. от 31.03.2010 года, выданной руководством ….., для рабочих…., непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в 70-х годах прошлого столетия использовался и действовал тарифно-квалификационный справочник Министерства авиационной промышленности СССР выпусков 1969 года, согласно которому истцу была установлена профессия «электрик ЛИС». В связи с переходом на новые условия труда в соответствии с приказом Министра авиационной промышленности СССР от 29.12.1972 года № 215 и приказом ответственного руководителя предприятия от 19.11.1975 года № 171 «О переходе с 01.01.1976 года на новые условия труда», приказом по …. № ….. от 26.01.1976 года, истцу была установлена профессия «авиационный механик по приборам». Квалификационный характеристики профессии «электрик ЛИС» и профессии «авиационный механик по приборам» идентичны л.д.31).
В период …. истец проработал в должности инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО) воздушных судов ТУ-204 в….., что подтверждается записями в его трудовой книжке. В вышеуказанные периоды работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (самолетов) гражданской авиации. Во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, также истцу предоставлялся дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда и выдавалась спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления, а также другие средства индивидуальной защиты. Данные факты подтверждаются справкой № …. от 15.05.2009 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе. Согласно данной справке истец имеет право на досрочное назначение пенсии согласно п.1 п.п.15 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года л.д. 51).
Согласно свидетельству специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники…., Сизов А.Н., инженер по эксплуатации А и РЭО ИАС ЗАО…….., допущен к выдаче разрешения на вылет воздушного судна гражданской авиации ТУ-204 С в условиях временного базирования и полетах на международных воздушных трассах. Федеральной Авиационной службой России истцу также выдан сертификат на воздушное судно ТУ-204 С, с правом проводить оперативное ТО, периодическое ТО, специальное ТО, работы при хранении, замены агрегатов систем, двигателя, замены двигателя на вышеуказанном воздушном судне гражданской авиации л.д.53-55). Суд считает, что вышеуказанные периоды работы должны быть включены в специальный стаж истца.
В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С ….. по …… истец проработал в должности инженера по эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования (А и РЭО) в …….. ; с … по… года в должности бортоператора воздушного судна ТУ-204 в; с… по настоящее время в должности инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию в……, что подтверждается записями в трудовой книжке истца. За весь период работы Сизова А.Н. в вышеуказанных предприятиях работодателем уплачивались страховые взносы, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица л.д. 62-73). ООО «…», где проходила трудовая деятельность истца с. .года по ….года в должности инженера по эксплуатации АиРЭО до августа 2008 года имела сертификат эксплуатанта гражданской авиации, который был аннулирован Федеральной службой по надзору в сфере транспорта РФ в 1 полугодии 2008г.
Министерством транспорта Российской Федерации – ООО Авиационная компания «…» был выдан сертификат эксплуатанта № …, согласно которому, предприятие на котором проходила трудовая деятельность Сизова А.Н., признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и положениям Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов в гражданской авиации, и способно осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях (типы воздушных судов: ТУ-204С, ТУ-204-100). Данный сертификат действителен до 13.01.2012 года л.д.79). За время работы в вышеуказанных организациях гражданской авиации истцу также было выдано свидетельство бортоператора, соответствующее стандартам ИКАО (международная организация гражданской авиации) с выполнением международных полетов на самолете ТУ-204С л.д.84-86). Федеральной Авиационной Службой РФ Сизову А.Н. был выдан сертификат на обслуживание воздушного судна гражданской авиации ИЛ-76 л.д.83). Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 12.05.2009 года ЗАО «…» были выданы лицензии №№ ……, на осуществление разработки авиационной техники: самолетов, их составных частей, бортового и наземного оборудования, авиационных тренажеров л.д.101-104). Сизову А.Н. выданы свидетельство инженера по эксплуатации силовых установок, отдельных систем и оборудования воздушных судов, свидетельство специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники ЗАО «…», а также сертификат на обслуживание воздушных судов л.д.119-124). В его должностные обязанности инженера по эксплуатации электронной автоматики и штатного приборного оборудования воздушных судов ЗАО «…» входит: выполнение всех видов подготовок систем ЭАиШПО к полетам в соответствии с регламентом технического обслуживания; проведение регламентных работ на системах ЭАиШПО воздушных судов; организация и выполнение наиболее ответственных работ по техническому обслуживанию и ремонту систем ЭАиШПО ВС л.д.105-110).
Данные факты подтверждены материалами дела.
Суд считает, что истцу должны быть включены в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации – периоды работы: с …по …. года в должности электрика летно-испытательной станции (ЛИС) на…. ; с. .года по ….года в должности старшего инженера…. ; с …года по ….года в должности инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО) ВС ТУ-204 в ЗАО «…»; в страховой стаж в гражданской авиации – периоды работы: с …года по …. года в должности инженера по эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) в ООО «….»; с … года по … года в должности бортоператор воздушного судна ТУ-204 в ООО «….»; с …. года по ….. года в должности инженера по технической эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию (ЭАиШПО) в ЗАО «….».
Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Сизову А.Н. должна быть назначена с 12.03.2009 года, с момента возникновения права на пенсию и обращения с заявлением о назначении пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать необоснованным отказ Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москве и Московской области № … от 10.09.2009 года в назначении Сизову А.Н. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москве и Московской области назначить с 12.03.2009 года Сизову А.Н. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации – периоды работы: с …по …., в должности электрика летно-испытательной станции (ЛИС) на…..; с …года по ….года в должности старшего инженера….; с …года по …. года в должности инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (АиРЭО) ВС ТУ-204 в ЗАО «…»; в страховой стаж в гражданской авиации – периоды работы: с. .года по. .года в должности инженера по эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) в ООО «…»; с …года по ….. года в должности бортоператор воздушного судна ТУ-204 в ООО «….»; с. .года по ….. года в должности инженера по технической эксплуатации электронной автоматики и штатному приборному оборудованию (ЭАиШПО) в ЗАО «…..».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд в течение 10 дней.
Судья: