Гражданское дело № 2-1124/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года
Жуковский городской суд Московской области
В составе
Председательствующего судьи Парфеновой Т.И.
При секретаре Тужилиной С.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Волковой Е.Н. к ГУ УПФ РФ №ХХ по г.Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении ЕДВ в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, признании права на ЕДВ в размере установленном для участником ВОВ, обязании произвести перерасчет ЕДВ
У С Т А Н О В И Л :
Волкова Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении ЕДВ в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, признании права на ЕДВ в размере установленном для участником ВОВ, обязании произвести перерасчет ЕДВ.
В обоснование заявленных требований истица пояснила, что она является вдовой Волкова О.В., погибшего 28.09.1984 года при выполнении боевого задания в Демократической Республике Афганистан.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на вдов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей распространялись льготы, установленные для участников ВОВ.
04.04.1990 года, ей, Волковой Е.Н. было выдано удостоверение о праве на льготы.
После того, как ФЗ № 122 от 22.08.2004 года были внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации.
С 1.01.2005 года ей, Волковой Е.Н. ЕДВ было назначено в размере 150 рублей, без учета приобретенного ранее статуса, приравненного к участникам ВОВ, что является нарушением ее, Волковой Е.Н., прав, так как размер ЕДВ участникам ВОВ составляет 1050 руб.
Согласно ответу ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области в установлении ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ было отказано, в связи с тем, что она, Волкова Е.Н. не является получателем пенсии по случаю потери кормильца.
Истица просит суд признать необоснованным отказ ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области ей, Волковой Е.Н., в установлении ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны.
Признать за ней право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ и обязать ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области произвести перерасчет ЕДВ с 1.01.2005 года.
Представитель ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного заседания Волкова Е.Н. является вдовой Волкова О.В., погибшего 28.09.1984 года при выполнении боевого задания в Демократической Республике Афганистан.
04.04.1990 года Волковой Е.Н. было выдано удостоверение о праве на льготы, в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» поскольку на вдов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей распространялись льготы, установленные для участников ВОВ.
С принятием ФЗ № 122 от 22.08.2004 года были внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации.
С 1.01.2005 года Волковой Е.Н. ЕДВ было назначено в размере 150 рублей, без учета приобретенного ранее статуса, приравненного к участникам ВОВ.
Обращаясь вы суд с иском, истица просит суд признать доводы ответчика необоснованными.
С доводами истицы суд считает возможным согласиться.
С учетом требований Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федерального закона "О ветеранах" истица до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением от 4.04.1990 года
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - 1 050 рублей).
ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области признал за истицей право на получение с 1 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей
Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят ( согласно его преамбуле)в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
При указанных выше обстоятельствах требования Волковой Е.Н. следует признать законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать необоснованным отказ ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области Волковой Е.Н. в установлении ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны.
Признать за Волковой Е.Н. право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ и обязать ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области произвести перерасчет ЕДВ с 1.01.2005 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Мособлсуд с подачей жалобы через Жуковский горсуд.
Судья Т.И. Парфенова