Решение по делу №2-1328/10



Гражданское дело № 2-1328/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2010 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.И.

при секретаре Тужилиной С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Левченко В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № ХХ по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Левченко В.Л., обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № ХХ по г. Москве и Московской области о признании необоснованным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента письменного обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, с 13.05.2010 года.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 13.05.2010 года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако 25.06.2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 – летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Ответчик не засчитал – в страховой стаж в гражданской авиации: период службы истца в Советской Армии с 29.05.1973 года по 02.06.1975 года; в специальный и страховой стаж гражданской авиации периоды работы с 01.04.1997 года по 15.10.1997 года; с 01.01.1998 года по 19.10.1998 года; с 01.01.1999 года по 30.04.1999 года в должности авиатехника по эксплуатации электрооборудования в ОАО ХХХ, так как имела место работа на предприятии, не относящемся к системе Гражданской авиации. По мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме, занятых во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятия относятся к системе гражданской авиации.

Истец считает данный отказ необоснованным, так как с 1973 года по настоящее время проработал на одном и том же предприятии ОАО ХХХ и должности авиатехника (авиамеханика), занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия: синтетические полимерные материалы; локальная вибрация; производственный шум; работа на высоте. Истец считает, что ему должны быть включены в специальный и страховой стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 15.10.1997 года; с 01.01.1998 года по 19.10.1998 года; с 01.01.1999 года по 30.04.1999 года в должности авиатехника по эксплуатации электрооборудования в ОАО ХХХ. Истец считает, что период прохождения службы в рядах Советской Армии с 29.05.1973 года по 02.06.1975 года, также должен быть засчитан в страховой стаж в гражданской авиации, так как согласно статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 вышеуказанного Федерального закона.

В период с 16.03.1973 года по 24.05.1973 года истец проработал в должности авиамоториста в ХХХ и 29.05.1973 года был призван в ряды Советской Армии, где проходил службу до 02.06.1975 года, а 22.08.1975 года я был вновь зачислен на должность авиамеханика по эксплуатации бортового оборудования в ХХХ, следовательно его службе предшествовала и за ней следовала работа на авиационном предприятии.

Истец просил суд признать необоснованным отказ Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ № ХХ по г. Москва и Московской области № 594 от 25.06.2010 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № ХХ по г. Москве и Московской области назначить с 13.05.2010 года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в страховой стаж в гражданской авиации: период службы в Советской Армии с 29.05.1973 года по 02.06.1975 года; в специальный и страховой стаж гражданской авиации периоды работы с 01.04.1997 года по 15.10.1997 года; с 01.01.1998 года по 19.10.1998 года; с 01.01.1999 года по 30.04.1999 года в должности авиатехника по эксплуатации электрооборудования в ОАО ХХХ.

Представитель ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № ХХ по г. Москве и Московской области – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали в страховой стаж в гражданской авиации: период службы в Советской Армии с 29.05.1973 года по 02.06.1975 года, в связи с тем, что отсутствует подтверждение прохождения истцом службы в должностях и на работах, предусмотренных для назначения досрочной трудовой пенсии; в специальный и страховой стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 15.10.1997 года; с 01.01.1998 года по 19.10.1998 года; с 01.01.1999 года по 30.04.1999 года в должности авиатехника по эксплуатации электрооборудования в ОАО ХХХ, так как имела место работа на предприятии, не относящемся к системе Гражданской авиации. По мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме, занятых во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятия относятся к системе гражданской авиации. По остальным периодам спора нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьей 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Суд считает возможным согласиться с доводами Левченко В.Л., о том, что специальный стаж его работы на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В бесспорном порядке УПФР засчитано в специальный стаж в гражданской авиации 21 год 02 месяца 12 дней, в страховой стаж в гражданской авиации 21 год 08 месяцев 17 дней.

В судебном заседании установлено, что 25.06.2010 года ГУ УПФР № ХХ по г. Москве и Московской области отказало Левченко В.Л. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ). Обратился Левченко В.Л. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 13.05.2010 года.

Ответчик не засчитал – в страховой стаж в гражданской авиации: период службы в Советской Армии с 29.05.1973 года по 02.06.1975 года, в связи с тем, что отсутствует подтверждение прохождения истцом службы в должностях и на работах, предусмотренных для назначения досрочной трудовой пенсии; в специальный и страховой стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 15.10.1997 года; с 01.01.1998 года по 19.10.1998 года; с 01.01.1999 года по 30.04.1999 года в должности авиатехника по эксплуатации электрооборудования в ОАО ХХХ, так как имела место работа на предприятии, не относящемся к системе Гражданской авиации.

По мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме, занятых во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятия относятся к системе гражданской авиации.

Суд считает данный отказ необоснованным.

Истец с 1973 года по настоящее время проработал на одном и том же предприятии ОАО ХХХ и должности авиатехника (авиамеханика), занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия: синтетические полимерные материалы; локальная вибрация; производственный шум; работа на высоте. Согласно Положения о инженерно-авиационной службе (ИАС) ОАО ХХХ, где проходила трудовая деятельность истца, основными задачами ИАС являются: организация, обеспечение и осуществление технического обслуживания (ТО) воздушных судов (ВС) с полным (по перечню операций и глубине проверок) и своевременным выполнением работ на авиационной технике (по наработке или календарным срокам); поддержание установленного уровня летной готовности эксплуатируемых воздушных судов гражданской авиации; инженерно-авиационное обеспечение безопасности полетов; контроль Правил и норм летной и технической эксплуатации воздушных судов переданных в аренду.

В его должностные обязанности авиатехника по техническому обслуживанию АиРЭО входило: своевременно и с высоким качеством выполнять работы на авиационной технике по техническому обслуживанию летательных аппаратов; знать конструкцию и правила технического обслуживания воздушных судов, СУ и их оборудования и систем; уметь выявлять неисправности на проверяемом АиРЭО, докладывать о них инженеру и по его указанию устранять неисправности; предъявлять для контроля инженеру группы или ОТК предусмотренные работы, выполненные при техническом обслуживании авиационной техники; знать устройство и правила эксплуатации технологического оборудования, средств диагностирования; оказывать помощь техническому составу других служб ИАС для подготовки летательных аппаратов к полету л.д. 40-41 ).

Данные факты подтверждаются актом документальной проверки условий труда № 62/3 от 21.04.2010 года л.д. 42-44 ), должностными обязанностями авиатехника ТО и АиРЭО л.д. 40-41). Факт выполнения Левченко В.Л. работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе № 4/31к от 19.04.2010 года л.д. 29 ) и справкой № 155 от 12.05.2009 года из ОАО ХХХ, выданной руководством предприятия, согласно которой с 1962 года по настоящее время в ОАО ХХХ находились гражданские воздушные суда: ИЛ – 18, ТУ – 124, ТУ – 134, ТУ – 104, ЯК – 40, ЯК – 42, АН – 26, АН – 12, АН – 32, ИЛ – 76. Все вышеперечисленные воздушные суда с бортовыми номерами зарегистрированы в гражданской авиации и проходили техническое обслуживание согласно регламентам технического обслуживания гражданской авиации л.д. ). Истцу также выдано свидетельство специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники л.д. 45-46 ), а также сертификаты на воздушные суда, которые он имеет право обслуживать ЯК-40, АН-26 л.д.47).

Суд считает, что период прохождения службы истца в рядах Советской Армии с 29.05.1973 года по 02.06.1975 года также должен быть засчитан в страховой стаж в гражданской авиации, так как согласно статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 вышеуказанного Федерального закона. В период с 16.03.1973 года по 24.05.1973 года истец проработал в должности авиамоториста в ХХХ и 29.05.1973 года был призван в ряды Советской Армии, где проходил службу до 02.06.1975 года л.д. ), а 22.08.1975 года я был вновь зачислен на должность авиамеханика по эксплуатации бортового оборудования в ХХХ, следовательно его службе предшествовала и за ней следовала работа на авиационном предприятии ХХХ. Кроме того, на момент службы истца в Советской Армии и работы в ХХХ действовало также «Положение о порядке назначения и выплаты пенсий», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, согласно пункта 109, которого – при назначении пенсии на льготных условиях служба в армии приравнивалась к работе, которая непосредственно предшествовала ей или непосредственно следовала за ней. Довод ответчика о том, что в период военной службы истец должен был проходить службу по специальности в должностях работников инженерно – технического состава, занятых полный рабочий день непосредственно на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не может быть признан обоснованным, поскольку такого условия статья 11 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит.

Таким образом, на день обращения за пенсией 13.05.2010 года, с учетом спорных периодов специальный стаж истца составлял более 20 лет, страховой стаж – более 25 лет.

Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Левченко В.Л. должна быть назначена с 13.05.2010 года, с момента первоначального письменного обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать необоснованным отказ Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ № ХХ по г. Москве и Московской области № 594 от 25.06.2010 года в назначении Левченко В.Л. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № ХХ по г. Москве и Московской области назначить с 13.05.2010 года Левченко В.Л. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав – в страховой стаж в гражданской авиации: период службы в Советской Армии с 29.05.1973 года по 02.06.1975 года; в специальный и страховой стаж гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 15.10.1997 года; с 01.01.1998 года по 19.10.1998 года; с 01.01.1999 года по 30.04.1999 года в должности авиатехника по эксплуатации электрооборудования в ОАО ХХХ.

Взыскать с ГУ УПФ РФ № ХХ по городу Москве и Московской области в пользу Левченко В.Л. госпошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд с подачей жалобы через Жуковский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Парфенова Т.И.