решение по делу



Гражданское дело № 2-1528|10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2010 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.А.

при секретаре судебного заседания Оселедко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каретникова В.Ю. к ГУ УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,

установил:

Каретников В.Ю., Х года рождения, обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 28.05.2010 года.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 27.05.2010 года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако 16.08.2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 – летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал в специальный стаж в гражданской авиации период работы: с 01.11.1988 года по 02.04.1989 года в должности старшего инженера на …, так как наряду с выполнением работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, старшие инженеры заняты выполнением иных должностных обязанностей, т.е. осуществляют руководство подчиненными ему исполнителями; специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 31.12.2009 года в должности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов на …, так как за эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. Истец считает данный отказ необоснованным, так как трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса, применение которого при назначении пенсии является неправомерным. Он, истец, с 1975 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии ( … ), в должностях предусмотренных Списком № 459 (авиатехник, инженер) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда (12 дней), выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям воздушных судов входило: проводить отработки и определение характеристик систем АО/РЭО воздушных судов перед проведением испытаний; участвовать в тарировках КЗА на объекте, проводимых отделом экспериментального оборудования; проводить проверку и отработку связей закрепленных систем АО/РЭО воздушных судов с другими смежными системами; принимать непосредственное участие в поиске и устранении дефектов систем АО воздушных судов, проявившихся в полетах и при работе на земле, с целью своевременной подготовки самолета к очередному полету; проводить анализ материалов полетов и наземных проверок, подготавливать отчеты по результатам испытаний. Должностные обязанности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов, которые действовали в 1988 году и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия после 1997 года также не изменялся. Истец считает, что ему должны быть включены – в специальный стаж в гражданской авиации период работы: с 01.11.1988 года по 02.04.1989 года в должности старшего инженера на … ; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 31.12.2009 года в должности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов на …. Истец просит суд признать недействительным отказ ГУ УПФ РФ № 28 по г. Москва и Московской области № 708 от 16.08.2010 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ГУ УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области назначить с 28.05.2010 года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в специальный и страховой стаж в гражданской авиации вышеуказанные периоды работы.

Представитель ответчика – ГУ – УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обосновано не засчитали в специальный стаж в гражданской авиации период работы: с 01.11.1988 года по 02.04.1989 года в должности старшего инженера на …, так как наряду с выполнением работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, старшие инженеры заняты выполнением иных должностных обязанностей, т.е. осуществляют руководство подчиненными ему исполнителями; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 31.12.2009 года в должности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов на …, так как за эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. По остальным периодам спора нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со ста?ьей 27 п.5 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенси? по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 наст?ящего ФЗ, мужчин?м по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Суд соглашается с доводами Каретникова В.Ю., Х года рождения, в том, что специальный стаж его работы на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В бесспорном порядке УПФР засчитаны в специальный стаж в гражданской авиации 20 лет 05 месяцев 23 дня, в страховой стаж в гражданской авиации 20 лет 10 месяцев 25 дней.

В судебном заседании установлено, что 16.08.2010 года ГУ УПФР № 28 по г. Москве и Московской области отказало Каретникову В.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» л.д. 8-11). Обратился Каретников В.Ю. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 27.05.2010 года л.д. 107-110). Ответчик не засчитал в специальный стаж в гражданской авиации период работы: с 01.11.1988 года по 02.04.1989 года в должности старшего инженера на …, так как наряду с выполнением работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, старшие инженеры заняты выполнением иных должностных обязанностей, т.е. осуществляют руководство подчиненными ему исполнителями; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 31.12.2009 года в должности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов на …, так как за эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации.

Суд считает данный отказ необоснованным. Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса. Воздушный Кодекс регулирует правоотношения по использованию воздушного пространства и деятельность в области авиации, но не пенсионные правоотношения. Истец с 1975 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии ( … ), в должностях предусмотренных Списком № 459 (авиатехник, инженер) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда (12 дней), выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности инженера (старшего инженера) по испытаниям авиационного радиоэлектронного оборудования отдела ЛИО от 1980 года входило: участвовать в разработке программ и методик испытаний; принимать участие в проверке и отработке связей закрепленных систем АО/РЭО с другими системами и приборами; принимать непосредственное участие в поиске и устранении дефектов приборов и систем АО/РЭО, умело использовать имеющуюся контрольно-проверочную аппаратуру и средства измерительной техники для выполнения дефектов и отказов авиационной техники. Должностные обязанности инженера (старшего инженера) одинаковые л.д. 81-83). В его должностные обязанности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям воздушных судов входило: проводить отработки и определение характеристик систем АО/РЭО воздушных судов перед проведением испытаний; участвовать в тарировках КЗА на объекте, проводимых отделом экспериментального оборудования; проводить проверку и отработку связей закрепленных систем АО/РЭО воздушных судов с другими смежными системами; принимать непосредственное участие в поиске и устранении дефектов систем АО воздушных судов, проявившихся в полетах и при работе на земле, с целью своевременной подготовки самолета к очередному полету; проводить анализ материалов полетов и наземных проверок, подготавливать отчеты по результатам испытаний. Должностные обязанности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов, которые действовали в 1988 году и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия после 1997 года также не изменялся л.д. 42-53). Согласно Положения о Летно – испытательном комплексе (ЛИК) л.д.113/ от 20.12.1983 года основными задачами ЛИК являются: комплексная наземная отработка и подготовка воздушных судов (ВС) к летным испытаниям в соответствии с требованиями нормативно – технической документации; проведение заводских летных испытаний опытных, модифицированных, головных серийных самолетов, самолетов летающих лабораторий; отработка и испытания отдельных агрегатов и систем воздушных судов. В организационную структуру ЛИК входит отдел летных испытаний оборудования (ЛИО), который организует и проводит наземные и летные испытания комплекса самолетного оборудования, его эксплуатацию и выполняет оперативные и периодические формы обслуживания. Специалисты отдела ЛИО (ведущие инженеры, инженеры, инженеры по эксплуатации, авиатехники, авиамеханики) непосредственно участвуют в выполнении оперативных форм обслуживания авиационной техники в условиях аэродрома, проведение регламентных работ по оборудованию, определяют технические характеристики систем оборудования самолета при наземных испытаниях и отработках. Совместно с другими подразделениями ЛИКа участвуют в проведении тренировочных работ регистрирующей аппаратуры на летательных аппаратах, осуществляют текущий ремонт и устранение недостатков в работе оборудования, входя в состав инженерно – авиационной службы ЛИК.

Данные факты подтверждаются актами документальной проверки условий труда № 143 и № 144 от 21.06.2010 года л.д.111-115,103-106).; архивной справкой № 1 от 25.01.2010 года л.д.26); личной карточкой работающего л.д.27-29); должностными инструкциями старшего инженера и инженера л.д.81-83); должностными обязанностями ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов от 1997 года и от 2002 года л.д. 42-53); положением об отделе оборудования ОЛИ от 1998 года, от 1999 года и от 2002 года л.д.55-76). Факт выполнения Каретниковым В.Ю. работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе л.д.25); справкой из … л.д. 30), согласно которой Каретников В.Ю. непосредственно занимался оперативным и периодическим (гарантийным) аэродромным обслуживанием воздушных судов: Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту- 204, Ту-334, которые являются судами гражданской авиации. Согласно лицензии, выданной Российским авиационно-космическим агентством ОАО «Туполев», предприятие ведет разработку авиационной техники, ремонт авиационной техники л.д. 31-32).

Суд считает, что истцу должны быть включены – в специальный стаж в гражданской авиации период работы: с 01.11.1988 года по 02.04.1989 года в должности старшего инженера на … ; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 31.12.2009 года в должности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов на ….

Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Каретникову В.Ю. должна быть назначена с 28.05.2010 года, с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным отказ ГУ УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области № 708 от 16.08.2010 года в назначении Каретникову В.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать ГУ УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области назначить с 28.05.2010 года Каретникову В.Ю. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав – в специальный стаж в гражданской авиации период работы: с 01.11.1988 года по 02.04.1989 года в должности старшего инженера на … ; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации период работы: с 01.04.1997 года по 31.12.2009 года в должности ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов на ….

Взыскать с ГУ УПФ РФ № 28 по городу Москве и Московской области в пользу Каретникова В.Ю. госпошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А. ИВАНОВА