решение по делу № 2-1174/2011



Гражданское дело № 2 - 1174/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2011 г. г. Жуковский

Жуковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гостищевой О.И.

при секретаре судебного заседания Осиповых А.К.,

с участием истца Челяпова В.Н., представителя ГУ-УПФ РФ № 28 Поляковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челяпова В.Н. к ГУ УПФ РФ № X по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Челяпов В.Н. просит признать недействительным отказ ГУ УПФ РФ № X по городу Москве и Московской области № X от X года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать ГУ УПФ РФ № X по городу Москве и Московской области назначить ему с X года досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы: с X года по X года в должности [X; с X года по X года и с X года по X года -периоды курсов повышения квалификации.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала и пояснила, что 17 ноября X года он (Челяпов В.Н.) обратился в ГУ - УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что он (Челяпов В.Н.) осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, согласно ст.27 п.1 п.п. 20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как его специальный стаж к тому времени составлял более 30 лет. В тоже время комиссия не засчитала в специальный (медицинский) стаж в календарном исчислении следующий период работы: с X года по X года в должности X, так как должность X не предусмотрена Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464; с X года по X года и с X года по X года- периоды курсов повышения квалификации, так как данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. По остальным периодам спора нет. Истец не согласен с решением комиссии по назначению пенсии и считает отказ незаконным и необоснованным.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, подержала доводы, изложенные в возражениях от X г. № X (л.д.128-129).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Суд считает возможным согласиться с доводами Челяпова В.Н., о том, что специальный стаж его работы на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 30 лет. В бесспорном порядке ответчик засчитал в специальный стаж истца – 24 года 00 месяцев 22 дня.

В судебном заседании установлено, что в период с X года по X года проработал в должности X: с X года по X года в должности X; с X года по X года в должности врача-травматолога Жуковской ЦГБ; с X года по X года в должности X больницы № X города Москвы; с X года по X года в должности X; с X года по X года в должности X; с X года по X года в должности X; с X года по настоящее время в должности X в городской поликлинике МУ «Городская клиническая больница» города Жуковский.

X года ГУ УПФР № 28 по г. Москве и Московской области отказало Челяпову В.Н. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (л.д.10-13). Обратился Челяпов В.Н. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии X года (л.д.130-131). Ответчик не засчитал в специальный (медицинский) стаж в календарном исчислении следующий период работы: X года по X года в должности X, так как должность X не предусмотрена Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464; с X года по X года и с X года по X года- периоды курсов повышения квалификации, так как данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

В соответствии с п.п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункта 9 статьи 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в действующей редакции) при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что - между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2001 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление № 1066).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессии и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.

В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 461, правом на пенсию за выслугу лет при стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 установлено, что - в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений. Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.

В соответствии с пунктом 9 ПОСТАНОВЛЕНИЯ № 25 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 года - в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемых должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и. т. п.).

Суд считает отказ ответчика необоснованным. В спорный период с X года по X года истец проработал в должности X /подтверждается записями его трудовой книжке л.д.16-17/. Согласно справки № X от X года, выданной руководством X, Челяпов В.Н., за период работы в X в должности X с марта X года по июль X года в дополнение научной работе постоянно и систематически занимался врачебной практической деятельностью, а именно: ведение больных, участие в операциях (наиболее тяжелой категории больных), консультация амбулаторных пациентов. В X году защитил звание кандидата медицинских наук (л.д.25).

Согласно акта по документальной проверке сведений о трудовом стаже застрахованных лиц, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение № X от X года, составленным специалистами ГУ-Главного Управления ПФР № X по городу Москве и Московской области, ГУН ЦИТО им. Н.Н.Приорова Минздрава России является медицинской научной организацией, в состав которой входит клиника. В соответствии с уставом ГУН ЦИТО им. X, предметом деятельности Учреждения является: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области травматологии и ортопедии костной патологии и создание на их основе эффективных современных способов лечения; оказание стационарной и консультативно-диагностической помощи гражданам РФ и зарубежных стран в установленном порядке. В обязанности Учреждения входит оказание медицинской помощи населению по профилю учреждения. Пунктом 1.6 устава определена структура Учреждения: лаборатории, отделы, клинические отделения, поликлиника и другие функциональные подразделения. В структурах института предусмотрена Клиника, в которую включены отделения по направлениям деятельности, лаборатории, операционный блок, консультативные ортопедические поликлиники для взрослых и детей. Согласно Положению об организации деятельности Клиники: Клиника организована для оказания консультативно-диагностической, лечебной (стационарной и амбулаторной) медицинской помощи взрослым, подросткам и детям; в структуру Клиники включены общеклинический медицинский персонал, поликлиническое отделение, стационарные клинические (хирургические) отделения с указанием количества коек, отделение анестезиологии-реанимации, параклинические подразделения (отделение реабилитации, отделение функциональной диагностики, отделение лучевой диагностики, лаборатории, патологоанатомическое отделение). В представленных наряду со штатными расписаниями по клинике штатных расписаниях по науке предусмотрены должности руководителей отделений, старших и младших научных сотрудников. Представленными документами подтверждается наличие клиники в государственном учреждении X, работа в которой предусмотрена п.6 Правил исчисления период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Кроме того, в судебное заседание истцом представлены истории болезни пациентов ЦИТО с отметками X Челяпова В.Н., с участием в операциях.

Таким образом, суд считает, что спорный период работы истца X года по X года в должности научного сотрудника в X, должен быть засчитан в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Согласно статьи 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.

Суд считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: X года по X года и с X года по X года, также подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только в тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

В силу п. 7 ст. 18 упомянутого Федерального закона, граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину указанной пенсии досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд может указать в решении на право истца на такую пенсию и определить дату возникновения этого права.

Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Челяпову В.Н. должна быть назначена с 17.11.2010 года, т.е. с момента первоначального обращения в пенсионный орган с письменным заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение комиссии по назначению пенсий № X от X года ГУ - Управление пенсионного фонда РФ № X по г. Москве и Московской области об отказе в предоставлении Челяпову В. Н., досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Обязать ГУ - УПФ РФ № X по г. Москве и Московской области назначить Челяпову В. Н. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, с момента его первоначального обращения в пенсионный орган, а именно с X ноября X года, включив в специальный стаж его работы в календарном исчислении следующие периоды: с X года по X года в должности X в X; с X года по X года и с X года по X года -периоды курсов повышения квалификации.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд в течение 10 дней.

Судья: О.И. Гостищева