Решение по делу № 2-1624/2011



Гражданское дело № 2-1624/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.А.

при секретаре судебного заседания Ушаковой Т.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехина В.Ф. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № X по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,

установил:

Терехин В.Ф., X года рождения, обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № X по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 14.04.2011 года.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что X года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако X года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 – летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал в страховой стаж в гражданской авиации период службы в Советской Армии с X года по X года; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года в должности X на X, так как за эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. Истец считает данный отказ необоснованным, так как трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса, применение которого при назначении пенсии является неправомерным. Он, истец, с X года по X год проработал на одном и том же предприятии (ЖЛИ и ДБ ОАО «Туполев») и одной и той же должности (авиационного техника), занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности авиатехника по планеру и двигателям входило: знать конструкцию и правила эксплуатации закрепленной за ним авиационной техники; качественно и своевременно выполнять все виды работ и подготовок на закрепленной за ним авиационной техники; знать правила применения контрольно – проверочной аппаратуры; уметь выявлять и устранять неисправности авиационной техники; уметь выполнять регламентные работы, производить съем и установку двигателя, монтаж агрегатов систем самолета и двигателя. Должностные обязанности X по ПиД, которые действовали до 1997 года и в последующем и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Истец считает, что ему должны быть включены: в специальный и страховой стаж в инженерно – техническом составе гражданской авиации периоды работы: с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года в должности X на X. Истец считает, что период его прохождения службы в рядах Советской Армии с X года по X года, также должен быть засчитан в страховой стаж в гражданской авиации, так как согласно статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 вышеуказанного Федерального закона. В период с X года по X года истец проработал в должности X, и X года был призван в ряды Советской Армии, где проходил службу до X года, а X года был вновь зачислен на должность X на X, следовательно его службе предшествовала и за ней следовала работа на X и X.

Истец просил суд признать недействительным отказ Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ № X по г. Москва и Московской области № X от X года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № X по г. Москве и Московской области назначить с X года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в страховой стаж в гражданской авиации период службы в Советской Армии с X года по 27.05.1976 года; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года в должности X на X.

Представитель ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № X по г. Москве и Московской области – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года в должности авиатехника X на X, так как в эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. Период службы истца в рядах Советской Армии с X года по X года также не был включен в страховой стаж в гражданской авиации, в связи с тем, что отсутствует подтверждение прохождения истцом службы в должностях и на работах, предусмотренных для назначения досрочной трудовой пенсии. По остальным периодам спора нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьей 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Суд соглашается с доводами Терехина В.Ф., X года рождения, в том, что специальный стаж его работы в X на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В бесспорном порядке УПФР засчитаны в специальный стаж в гражданской авиации X лет X месяцев X день, в страховой стаж в гражданской авиации X лет X месяцев X дней.

В судебном заседании установлено, что X года ГУ - УПФР № X по г. Москве и Московской области отказало Терехину В.Ф. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 9-12 ). Обратился Терехин В.Ф. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 13.04.2011 года (л.д. 43-46 ). Ответчик не засчитал в специальный и страховой стаж в гражданской авиации – периоды работы: с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года в должности X, так как в эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. Период службы истца в рядах Советской Армии с X года по X года также не был включен в страховой стаж в гражданской авиации, в связи с тем, что отсутствует подтверждение прохождения истцом службы в должностях и на работах, предусмотренных для назначения досрочной трудовой пенсии.

Суд считает данный отказ необоснованным. Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса. Воздушный Кодекс регулирует правоотношения по использованию воздушного пространства и деятельность в области авиации, но не пенсионные правоотношения. Истец с X года по X год проработал на одном и том же предприятии (X и X) и одной и той же должности (авиационного техника), занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности авиатехника по планеру и двигателям входило: знать конструкцию и правила эксплуатации закрепленной за ним авиационной техники; качественно и своевременно выполнять все виды работ и подготовок на закрепленной за ним авиационной техники; знать правила применения контрольно – проверочной аппаратуры; уметь выявлять и устранять неисправности авиационной техники; уметь выполнять регламентные работы, производить съем и установку двигателя, монтаж агрегатов систем самолета и двигателя (л.д. 36,37). Должностные обязанности авиатехника по ПиД, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Согласно Положения о Летно – испытательном комплексе (ЛИК) от 20.12.1982 года основными задачами ЛИК являются: комплексная наземная отработка и подготовка воздушных судов (ВС) к летным испытаниям в соответствии с требованиями нормативно – технической документации; проведение заводских летных испытаний опытных, модифицированных, головных серийных самолетов, самолетов летающих лабораторий; отработка и испытания отдельных агрегатов и систем воздушных судов. В организационную структуру ЛИК входит отдел технической эксплуатации самолетов и двигателей (ОТЭС), где проходила трудовая деятельность истца. Основные задачи отдела: эксплуатация авиационной техники и стендов и поддержание их в исправном состоянии; разработка планов технического обеспечения наземных и летных испытаний; ведение учета наличия и состояния авиационной техники; участие в составлении раздела по эксплуатационной оценке авиационной техники в отчете по результатам испытаний. Авиационно – техническое отделение (АТО), где также проходила трудовая деятельность истца, является подразделением X и X, осуществляющее инженерно – авиационное обеспечение полетов. Функции АТО: организация и выполнение ТО и ремонта авиационной техники в объемах и с периодичностью (по интервалам времени и наработке в соответствии с нормативной и действующей ЭД); выполнение работ по ТО согласно принятых методов – технологические и сетевые графики, равно распределенные и смещенные трудоемкости, зоны и потоки (системы); выполнение отработок вновь вводимых бюллетеней промышленности на самолетах разработки КБ им. А.Н. Туполева, выполнение комплексов работ по определению ресурсов самолета. Данные факты подтверждаются: записями в трудовой книжке истца (л.д. 13-17 ); актами документальной проверки условий труда № X и № X от X года (л.д. 27-33); должностными обязанностями авиатехника по планеру и двигателям от X года и от X года (л.д. 34-37 ). Факт выполнения Терехиным В.Ф. работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе № X от X года (л.д. 24-25) и справкой № X от X года, выданной руководством X и X (л.д. 38 ), согласно которой Терехин В.Ф. непосредственно занимался оперативным и периодическим (гарантийным) аэродромным обслуживанием воздушных судов: Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту- 204, Ту-334, которые являются судами Гражданской авиации. Согласно лицензии, выданной Российским авиационно-космическим агентством ОАО «Туполев», предприятие ведет разработку авиационной техники, ремонт авиационной техники.

Суд считает, что период прохождения службы истца в рядах Советской Армии с X года по X года также должен быть засчитан в страховой стаж в гражданской авиации, так как согласно статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы. Периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 вышеуказанного Федерального закона. В период с X года по X года истец проработал в должности X на X и X, и X года был призван в ряды Советской Армии, где проходил службу до X года, а X года был вновь зачислен на должность X на X, следовательно его службе предшествовала и за ней следовала работа на X и X. Кроме того, на момент службы истца в Советской Армии и работы на X и X действовало также «Положение о порядке назначения и выплаты пенсий», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, согласно пункта 109, которого – при назначении пенсии на льготных условиях служба в армии приравнивалась к работе, которая непосредственно предшествовала ей или непосредственно следовала за ней. Довод ответчика о том, что в период военной службы истец должен был проходить службу по специальности в должностях работников инженерно – технического состава, занятых полный рабочий день непосредственно на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не может быть признан обоснованным, поскольку такого условия статья 11 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит.

Таким образом, на день обращения за пенсией X года, с учетом спорных периодов специальный стаж истца составлял более X лет, страховой стаж – более X лет.

Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Терехину В.Ф. должна быть назначена с 14.04.2011 года, с момента возникновения права на пенсию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным отказ Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ № X по г. Москве и Московской области № X от X года в назначении Терехину В.Ф. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № X по г. Москве и Московской области назначить с X года Терехину В.Ф. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в страховой стаж в гражданской авиации период службы в Советской Армии с X года по X года; в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года; с X года по X года в должности X на X.

Взыскать с ГУ УПФ РФ № X по городу Москве и Московской области в пользу Терехина В.Ф. госпошлину в сумме X рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А. ИВАНОВА