Решение по делу № 2-1876/2011



Гражданское дело № 2-1876/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе

председательствующего судьи Парфеновой Т.И.

с участием прокурора З.

при секретаре Тужилиной С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

по иску Прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к ЗАО «ХХХ» о признании незаконным бездействие ОАО «ХХХ» в не предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду-размещение отходов, об обязании произвести расчет платы и ее внесение за негативное воздействие на окружающую среду

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к ЗАО «ХХХ» о признании незаконным бездействие ОАО «ХХХ» в не предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду-размещение отходов, об обязании произвести расчет платы и ее внесение за негативное воздействие на окружающую среду, в обоснование заявленных требований указав, что Четвертой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, в ЗАО «ХХХ», которое осуществляет деятельность в сфере авиации, автоматики, систем измерения и управления авиационной техники на территории особо режимного объекта ОАО «ХХХ» в г. Жуковском Московской области.

Прокуратурой установлено, что в ходе осуществления деятельности ЗАО «ХХХ» образуются твердые бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритный строительный мусор (КГМ), складируемые на контейнерной площадке возле корпуса № ХХ. Для уборки территории площадки и вывоза отходов и мусора обществом заключен с ООО «ХХХ» договор подряда № ХХХ от хх.хх.хххх.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от хх.хх.хххх № ххх, к твердым коммунальным (бытовым) отходам относятся, в частности:

- мусор от бытовых помещений организации несортированный (IV класс опасности);

- мусор строительный от разборки зданий (IV класс опасности).

Также в процессе хозяйственной деятельности ЗАО «хххх» образуются следующие отходы производства и потребления I и IV класса опасности:

- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности);

- смет с твердых покрытий (IV класс опасности).

При этом руководством ЗАО «ХХХ» паспорта на вышеперечисленные отходы I и IV класса опасности не разработаны и не утверждены.

Таким образом, в нарушение ст. 14 Федерального закона от ХХ.хх.ххх № ххх «Об отходах производства и потребления», ст. 8 Закона Московской области от хх.хх.хххх № ххх «Об отходах производства и потребления в Московской области», в ЗАО «ХХХ» не организована своевременная разработка и утверждение паспортов на отходы I и IV класса опасности, образуемые в процессе производственной деятельности организации.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие ЗАО «ХХХ», выразившееся в не составлении паспортов на образуемые отходы I-IV класса опасности;

- обязать ответчика разработать и утвердить соответствующие паспорта опасных отходов с последующим оформлением свидетельства о классе опасности отхода в территориальном органе Ростехнадзора.

Представитель ответчика о рассмотрении дела в суде извещен, суд не явился письменно сообщил, что с иском согласен.

Суд, проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора, считает, что требования подлежат удовлетворению.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) организации, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I-IV класса опасности на основании данных о составе и свойствах этих отходов составляется паспорт.

Согласно п. 1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ (далее -МПР РФ) от 02.12.2002 № 785, предусмотрено, что паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР РФ по соответствующему субъекту РФ.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, разрабатывать паспорта опасных отходов также предусмотрена ст. 8 Закона Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области».

Более того, согласно п.п. 2.3, 2.42 Порядка организации работ по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, деятельность по паспортизации опасных отходов осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами и включает в себя:

- подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу;

- согласование паспортов опасных отходов.

В хх.хх.хххх года в ходе плановой проверки, установлено что в ходе осуществления деятельности ЗАО «ХХХ» образуются твердые бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритный строительный мусор (КГМ), складируемые на контейнерной площадке возле корпуса № хх. Для уборки территории площадки и вывоза отходов и мусора обществом заключен с ООО «ХХХ» договор подряда № ХХХ от хх.хх.хххх.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002 № 786, к твердым коммунальным (бытовым) отходам относятся, в частности:

- мусор от бытовых помещений организации несортированный (IV класс опасности);

- мусор строительный от разборки зданий (IV класс опасности).

Также в процессе хозяйственной деятельности ЗАО «ХХХ» образуются следующие отходы производства и потребления I и IV класса опасности:

- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности);

- смет с твердых покрытий (IV класс опасности).

При этом руководством ЗАО «ХХХ» паспорта на вышеперечисленные отходы I и IV класса опасности не разработаны и не утверждены.

Таким образом, в нарушение ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 8 Закона Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области», в ЗАО «ХХХ» не организована своевременная разработка и утверждение паспортов на отходы I и IV класса опасности, образуемые в процессе производственной деятельности организации, в связи с чем прокурор обоснованно обращается в суд.

Выявленные нарушения требований природоохранного законодательства ущемляют права неопределенного круга граждан, в том числе действующих и потенциальных работников общества, работников ООО «ХХХ» и иных лиц, привлекаемых к уборке и вывозу опасных производственных отходов, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. с. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие ЗАО «ХХХ», выразившееся в не составлении паспортов на образуемые отходы I-IV класса опасности;

- обязать ответчика разработать и утвердить соответствующие паспорта опасных отходов с последующим оформлением свидетельства о классе опасности отхода в территориальном органе Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Мособлсуд с подачей жалобы через Жуковский горсуд.

Судья Т.И. Парфенова