Гражданское дело № 2-1876/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 года Жуковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.И. с участием прокурора З. при секретаре Тужилиной С.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к ЗАО «ХХХ» о признании незаконным бездействие ОАО «ХХХ» в не предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду-размещение отходов, об обязании произвести расчет платы и ее внесение за негативное воздействие на окружающую среду У С Т А Н О В И Л : Прокурор Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к ЗАО «ХХХ» о признании незаконным бездействие ОАО «ХХХ» в не предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду-размещение отходов, об обязании произвести расчет платы и ее внесение за негативное воздействие на окружающую среду, в обоснование заявленных требований указав, что Четвертой прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, в ЗАО «ХХХ», которое осуществляет деятельность в сфере авиации, автоматики, систем измерения и управления авиационной техники на территории особо режимного объекта ОАО «ХХХ» в г. Жуковском Московской области. Прокуратурой установлено, что в ходе осуществления деятельности ЗАО «ХХХ» образуются твердые бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритный строительный мусор (КГМ), складируемые на контейнерной площадке возле корпуса № ХХ. Для уборки территории площадки и вывоза отходов и мусора обществом заключен с ООО «ХХХ» договор подряда № ХХХ от хх.хх.хххх. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от хх.хх.хххх № ххх, к твердым коммунальным (бытовым) отходам относятся, в частности: - мусор от бытовых помещений организации несортированный (IV класс опасности); - мусор строительный от разборки зданий (IV класс опасности). Также в процессе хозяйственной деятельности ЗАО «хххх» образуются следующие отходы производства и потребления I и IV класса опасности: - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности); - смет с твердых покрытий (IV класс опасности). При этом руководством ЗАО «ХХХ» паспорта на вышеперечисленные отходы I и IV класса опасности не разработаны и не утверждены. Таким образом, в нарушение ст. 14 Федерального закона от ХХ.хх.ххх № ххх «Об отходах производства и потребления», ст. 8 Закона Московской области от хх.хх.хххх № ххх «Об отходах производства и потребления в Московской области», в ЗАО «ХХХ» не организована своевременная разработка и утверждение паспортов на отходы I и IV класса опасности, образуемые в процессе производственной деятельности организации. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие ЗАО «ХХХ», выразившееся в не составлении паспортов на образуемые отходы I-IV класса опасности; - обязать ответчика разработать и утвердить соответствующие паспорта опасных отходов с последующим оформлением свидетельства о классе опасности отхода в территориальном органе Ростехнадзора. Представитель ответчика о рассмотрении дела в суде извещен, суд не явился письменно сообщил, что с иском согласен. Суд, проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора, считает, что требования подлежат удовлетворению. Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; - ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) организации, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I-IV класса опасности на основании данных о составе и свойствах этих отходов составляется паспорт. Согласно п. 1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ (далее -МПР РФ) от 02.12.2002 № 785, предусмотрено, что паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР РФ по соответствующему субъекту РФ. Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, разрабатывать паспорта опасных отходов также предусмотрена ст. 8 Закона Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области». Более того, согласно п.п. 2.3, 2.42 Порядка организации работ по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, деятельность по паспортизации опасных отходов осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами и включает в себя: - подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; - рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; - оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу; - согласование паспортов опасных отходов. В хх.хх.хххх года в ходе плановой проверки, установлено что в ходе осуществления деятельности ЗАО «ХХХ» образуются твердые бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритный строительный мусор (КГМ), складируемые на контейнерной площадке возле корпуса № хх. Для уборки территории площадки и вывоза отходов и мусора обществом заключен с ООО «ХХХ» договор подряда № ХХХ от хх.хх.хххх. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002 № 786, к твердым коммунальным (бытовым) отходам относятся, в частности: - мусор от бытовых помещений организации несортированный (IV класс опасности); - мусор строительный от разборки зданий (IV класс опасности). Также в процессе хозяйственной деятельности ЗАО «ХХХ» образуются следующие отходы производства и потребления I и IV класса опасности: - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности); - смет с твердых покрытий (IV класс опасности). При этом руководством ЗАО «ХХХ» паспорта на вышеперечисленные отходы I и IV класса опасности не разработаны и не утверждены. Таким образом, в нарушение ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 8 Закона Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области», в ЗАО «ХХХ» не организована своевременная разработка и утверждение паспортов на отходы I и IV класса опасности, образуемые в процессе производственной деятельности организации, в связи с чем прокурор обоснованно обращается в суд. Выявленные нарушения требований природоохранного законодательства ущемляют права неопределенного круга граждан, в том числе действующих и потенциальных работников общества, работников ООО «ХХХ» и иных лиц, привлекаемых к уборке и вывозу опасных производственных отходов, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. с. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие ЗАО «ХХХ», выразившееся в не составлении паспортов на образуемые отходы I-IV класса опасности; - обязать ответчика разработать и утвердить соответствующие паспорта опасных отходов с последующим оформлением свидетельства о классе опасности отхода в территориальном органе Ростехнадзора. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Мособлсуд с подачей жалобы через Жуковский горсуд. Судья Т.И. Парфенова