Гражданское дело № 2-381/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 февраля 2012 года г.Жуковский Жуковский городской Суд Московской области в составе председательствующего судьи Парфеновой Т.И. при секретаре Изотовой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пчелкиной О.А. к ГУ УПФ РФ № ХХ по г.Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании назначить трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью У С Т А Н О В И Л : Пчелкина О.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № ХХ по. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании назначить трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью. В обоснование заявленных требований в судебном заседании истица пояснила, что она, истица, в период с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года проработала в должности ХХХ. В настоящее время она работаю в должности ХХХ. Хх.хх.хххх года она, истица обратилась в ГУ УПФ РФ № хх по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии со ст.27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как ее специальный стаж по педагогической деятельности к моменту обращения за назначением пенсии составлял более 25 лет. В назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью ей, истице, отказали (решение об отказе в установлении пенсии № ххх от ххххх года) по мотивам отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа по педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Согласно протокола отказа специальный педагогический стаж составляет — 02 года 10 месяцев 23 дня. В тоже время комиссия не засчитала в специальный стаж работы периоды: • с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года; с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года; с хх.хх.хххх года по хх.хх.хх.хххх года в должности ХХХХ., так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и. учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № ххх, учреждение «Детская спортивная школа» не предусмотрено; с хх.хх.хххх года по х.хх.хххх года в должности ХХХ, так как не выполнены условия пункта 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Она, истица, не согласна с решением об отказе в установлении пенсии, просит суд признать отказ незаконным, обязать ответчика включить в педагогический стаж спорные периоды и обязать назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Представитель ответчика исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отказе, поскольку полагает, что спорные периоды не могут быть зачтены в педагогический стаж. Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает, что требовании я подлежат удовлетворению. Как установлено в ходе судебного заседания хх.хх.хххх года истица обратилась в ГУ УПФ РФ № хх по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Комиссия не засчитала в специальный стаж работы периоды: • с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года; с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года; с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года в должности ХХХХ, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и. учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, учреждение «Детская спортивная школа» не предусмотрено; с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года в должности ХХХ, так как не выполнены условия пункта 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Истица просит суд указанный отказ признать недействительным, суд считает возможным с доводами истицы согласиться. На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом. Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии со статьей 27 п.1 пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ. В силу пункта 12 статьи 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года № 213-ФЗ) при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 года применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 во исполнение статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Вышеназванным Списком предусмотрены должности «тренера» и «преподавателя». Детско-юношеские спортивные школы всех наименований, специализированные детско -юношеские спортивные школы олимпийского резерва, также входят в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утвержден постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463, утратил силу на основании постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781), который действовал на момент моей трудовой деятельности, предусмотрены учреждения: внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы; школы всех типов и наименований. При этом согласно пункта 2 постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463 в стаж засчитывались все виды педагогической деятельности независимо от ведомственной принадлежности учреждений (организаций). Во время педагогической деятельности истицы, а именно в оспариваемые периоды в ДЮСШ, действовал также Перечень учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж: работников просвещения, утвержденный приказом министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94. В данном Перечне указаны должность: тренера-преподавателя, а также учреждения и организации - внешкольные детские учреждения (детско-юношеские спортивные школы). Согласно Постановления Комитета по физической культуре и спорту при Совмине СССР от 03.10.1977 года в то время было принято Положение о детско - юношеской спортивной школе, где указано, что детско - юношеская спортивная школа является внешкольным учреждением. В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Работа истицы в оспариваемый период подтверждается льготной справкой от хх.хх.хххх года, выданной руководством ХХХ(находится у ответчика); записями в трудовой книжке (стр. 2-3; 4-5; 6-7; 8-9), Уставом ХХХ, должностными обязанностями, лицензией Министерства образования Московской области. Согласно справки от хх.хх.хххх года, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Пчелкина О.А. проработала в ХХХ (приказ № ххх от хх.хх.хххх года), в должности ХХХ с хх.хх.хххх года (приказ № хх от хх.хх.хххх года) по настоящее время. В соответствии со статьей 25 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» организация несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых для установления и выплаты трудовой пенсии. Вся педагогическая деятельность истицы проходила в одной детско-юношеской спортивной школе. Согласно Устава Муниципального учреждения дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа- осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании» и настоящим Уставом. ДЮСШ является муниципальным учреждением дополнительного образования детей. Основными задачами ДЮСШ являлись: спортивно-оздоровительный и начальный этап подготовки, организация содержательного досуга средствами спорта; систематические занятия детей в возрасте от 6 до 18 лет физической культурой, направленные на развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; повышение уровня физического развития, общей физической и специальной подготовленности, выполнение необходимых норм в виде спорта, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся; профилактика вредных привычек и правонарушений. В должностные обязанности истицы, старшего тренера- преподавателя входило: руководить работой тренерско-преподавательским составом; осуществлять набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, вести с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу; проводить отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных детей и подростков для дальнейшего спортивного совершенствования; обеспечивать повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся детей, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Постановлением № ххх от хх.хх.хххх года Мэра города Жуковского, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Гражданским Кодексом РФ было учреждено муниципальное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа как правопреемник Детской спортивной школы города Жуковского. Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года - в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение). По смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1(часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости -предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Федеральный закон «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные частные учреждения, ведомственные организации и др. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе их праве на пенсию. Пенсия назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения. Непринятие работодателем мер по приведению наименования образовательного учреждения в соответствии с действующими нормативными требованиями не может изменить объем прав работающих педагогов на льготное пенсионное обеспечение. Работа в спорный период истицы не изменялась, и вся трудовая деятельность проходила в одном образовательном учреждении и была связана с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При указанных обстоятельствах суд считает, что решение об отказе в назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, неправомерно и нарушает пенсионные права истицы. На основании изложенного, в соответствии со ст. 27 п. 1 пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,ст.194-198 ГК РФ суд Р Е Ш И Л : Признать недействительным решение комиссии № ххх от хх.хх.хххх года по назначению пенсий ГУ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ № хх по г. Москве и Московской области об отказе в предоставлении ПЧЕЛКИНОЙ О.А, досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Обязать ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ № хх по г. Москве и М.О. назначить ПЧЕЛКИНОЙ О.А. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента первоначального обращения в пенсионный орган, т.е. с хх.хх.хххх года, включив следующие периоды работы в педагогический стаж: • с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года; с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года; с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года в должности ХХХ. • с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года в должности ХХХ Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Мособлсуд с подачей жалобы через Жуковский горсуд. Судья Т.И. Парфенова