Гражданское дело № 2-1203/12 РЕШЕНИЕ 23 мая 2012 года Жуковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Ивановой Е.А. при секретаре судебного заседания Ушаковой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чукурова А.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № * по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии, установил: Чукуров А.В., * года рождения, обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № * по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 11.01.2012 года. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что * года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако * года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 - летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал - в специальный и страховой стаж в гражданской авиациипериоды работы: с * года по *года и с * года по * года в должности авиационного техника по планеру и двигателям в ОАО «*», так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. Истец считает данный отказ необоснованным, так как трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса, применение которого при назначении пенсии является неправомерным. Он, истец, с * года по настоящее время проработал на одном и том же предприятии (ОАО «*»), в одной должности (авиатехника) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда, ему предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности авиатехника по планеру и двигателям ЛИиДК ОАО «*» входило: знать техническое состояние каждого самолета, группы, проводить мероприятия по обеспечению постоянной их исправности, в течение месяца проверять состояние закрепленных за ним самолетов и о результатах осмотра записывать в формуляр, принимать меры по предотвращению случаев выпуска в полет неисправных самолетов; перед заправкой самолетов лично проверять соответствие топлива и смазочных средств техническим условиям и в результате осмотра в паспорте сделать запись о разрешении заправки самолета; участвовать в работах по выявлению дефектов на самолетах, систематизировать обнаруженные дефекты и разбирать их на технических разборах с целью их предупреждения. Должностные обязанности авиатехника по планеру и двигателям, которые действовали до * года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 - 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Истец считает, что ему должны быть включены - в специальный и страховой стаж в гражданской авиациипериоды работы: с * года по * года и с * года по * года в должности авиационного техника по планеру и двигателям в ОАО «*». Истец просил суд признать недействительным отказ Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ № * по г. Москва и Московской области №* от * года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ № * по г. Москве и Московской области назначить с * года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в специальный и страховой стаж в гражданской авиации вышеуказанные периоды работы. Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № * по г. Москве и Московской области - исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали - в специальный и страховой стаж в гражданской авиациипериод работы: с * года по * года и с * года по * года в должности авиационного техника по планеру и двигателям в ОАО «*», так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. По остальным периодам спора нет. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом. Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии со статьей 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно - технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно - технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459. Согласно Списка должностей инженерно - технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. Льготное назначение досрочной трудовой пенсии связывается законодателем со спецификой условий труда, которая заключается в риске утраты инженерно - техническим составом по обслуживанию воздушных судов профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из - за длительного неблагоприятного воздействия на организм работников вредных и опасных факторов производственной среды. Суд соглашается с доводами Чукурова А.В., * года рождения, в том, что специальный стаж его работы в инженерно - техническом составе гражданской авиации на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В бесспорном порядке УПФР засчитаны в специальный и страховой стаж в гражданской авиации 18 лет 02 месяца 29 дней. В судебном заседании установлено, что * года ГУ-УПФР № * по г. Москве и Московской области отказало Чукурову А.В. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 7-8 ). Обратился Чукуров А.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 11.01.2012 года (л.д. 29-32 ). Ответчик не засчитал - в специальный и страховой стаж в гражданской авиациипериод работы: с * года по * года и с * года по * года в должности авиационного техника по планеру и двигателям в ОАО «*», так как, по мнению ответчика, с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. Суд считает данный отказ необоснованным. Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса. Воздушный Кодекс регулирует правоотношения по использованию воздушного пространства и деятельность в области авиации, но не пенсионные правоотношения. Истец с 1979 года по настоящее время проработал на одном и том же предприятии (ОАО «*») в одной должности (авиатехника) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда, ему предоставлялся дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда (12 дней), выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности авиатехника по планеру и двигателям ЛИиДК ОАО «*» входило: знать техническое состояние каждого самолета, группы, проводить мероприятия по обеспечению постоянной их исправности, в течение месяца проверять состояние закрепленных за ним самолетов и о результатах осмотра записывать в формуляр, принимать меры по предотвращению случаев выпуска в полет неисправных самолетов; перед заправкой самолетов лично проверять соответствие топлива и смазочных средств техническим условиям и в результате осмотра в паспорте сделать запись о разрешении заправки самолета; участвовать в работах по выявлению дефектов на самолетах, систематизировать обнаруженные дефекты и разбирать их на технических разборах с целью их предупреждения. Должностные обязанности авиатехника по планеру и двигателям, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся (л.д. 49-52,23-26). За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 - 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Данные факты подтверждаются актом документальной проверки условий труда (л.д. 23-26 ), должностной инструкцией авиатехника по планеру и двигателям (л.д.49-52), справкой № 02/13 от 18.10.2011 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе (л.д.20) и справкой, выданной руководством ОАО «*» (л.д. 61), согласно которой Чукуров А.В. непосредственно занимался и занимается оперативным и периодическим (гарантийным) аэродромным обслуживанием воздушных судов: ЯК-40, ЯК-42, которые являются судами Гражданской авиации. Согласно свидетельства специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники, выданным Региональным управлением центральных районов Федеральной Авиационной Службы России, Чукуров А.В. допущен к выполнению технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации: ЯК-40, ЯК-42 (л.д. 44-48). На вышеуказанные воздушные суда гражданской авиации Федеральной авиационной службой России истцу также выданы сертификаты с правом выполнения работ на данных самолетах (л.д. 42-43 ). Суд считает, что истцу должны быть включены быть включены - в специальный и страховой стаж в гражданской авиациипериоды работы: с * года по * года и с * года по * года в должности авиационного техника по планеру и двигателям в ОАО «*». Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Чукурову А.В. должна быть назначена с 11.01.2012 года, с момента первоначального письменного обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Признать недействительным отказ Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ № * по г. Москве и Московской области № * от * года в назначении Чукурову А.В. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ № * по г. Москве и Московской области назначить с * года Чукурову А.В. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав - в специальный и страховой стаж в гражданской авиациипериоды работы: с * года по * года и с * года по * года в должности авиационного техника по планеру и двигателям в ОАО «*». Взыскать с ГУ-УПФ РФ № * по городу Москве и Московской области в пользу Чукурова А.В. госпошлину в сумме * (*) рублей. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца. Судья: Е.А. ИВАНОВА