Гражданское дело №2-1361/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 августа 2012 г. г. Жуковский Жуковский городской суд Московской области РФ в составе: председательствующего судьи Сорокодумовой Л.С., при секретаре Евстюниной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Жуковский в интересах неопределенного руга лиц об оспаривании бездействия начальника ОМВД России по г.о.Жуковский, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Жуковский просит суд признать незаконным бездействие начальника ОМВД России по г.о.Жуковский Мосягина О.А. в части непринятия надлежащих мер по устранению выявленных нарушений законодательства при содержании лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский и обязать начальника ОМВД России по г.о.Жуковский устранить выявленные нарушения законодательства при содержании лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, заключенных под стражу в ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский, а именно: дооборудовать прогулочный двор, установив в нем видеокамеры; создать в ИВС условия для осуществления медицинской деятельности, в т.ч. приобрести недостающее медицинское имущество и средства; получить лицензию на медицинскую деятельность; оборудовать камеры ИВС шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов. Представитель Прокурора г.Жуковского в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.275). В заявлении (л.д.3-7) Прокурор г.Жуковского указал на бездействие начальника ОМВД России по г.о.Жуковский Мосягина О.А., который не совершил необходимых действий для устранения нарушений требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершенных преступлениях, о чем было указано в ранее направленных представлениях прокуратуры в адрес начальника ОМВД России по г.о.Жуковский, чем нарушил права и законные интересы граждан, а именно: в ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский отсутствует необходимое медицинское имущество и средства для оказания первой медицинской помощи, лицензия на осуществление медицинской деятельности не получена, камеры изолятора не оборудованы шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, содержащиеся в ИВС лица не осуществляют прогулки, в связи с отсутствием видеокамер в прогулочном дворе. Представитель ответчика ОМВД России по г.о.Жуковский против заявленных требований возражала, пояснила суду, что ОМВД России по г.о.Жуковский входит в состав органов внутренних дел и подчиняется ГУ МВД России по Московской области. Финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета. Здание ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский было построено в 1974 г., последний капитальный ремонт ИВС произведен в 2011 г. До капитального ремонта двора для прогулок лиц, содержащихся в ИВС, не было, в процессе капитального ремонта такой двор был оборудован, в настоящее время двор оснащен камерой видеонаблюдения, выведенной на монитор дежурного по ИВС, в прогулочном дворе установлена скамья. Камеры ИВС действительно до ремонта не были оснащены всем необходимым инвентарем, в настоящее время в камерах установлены кровати, прикроватные тумбочки для хранения индивидуальных принадлежностей, умывальники, радиоточки, вешалки для верхней одежды, полки для средств личной гигиены, кнопки для вызова дежурного по ИВС. В отношении недостающего медицинского имущества и препаратов в настоящее время заключены соответствующие договоры со снабжающими организациями. При этом руководство ОМВД России по г.о.Жуковский и в этом вопросе не бездействовало, что подтверждается тем, что в период 2010-2011 гг. заключались договоры с ООО «*» на поставку медицинских препаратов и оборудования. Поскольку в начале 2012 г. такие договоры заключить не представлялось возможным из-за отсутствия финансирования, руководство ОМВД России по г.о.Жуковский неоднократно направлялись заявки в вышестоящие инстанции о выделении необходимого медицинского имущества. Что касается медицинской лицензии, то ОМВД России по г.о.Жуковский направило заявление на имя главного санитарного врача МВД России по МО о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, которое требуется для получения разрешения на медицинскую деятельность, после чего будет решаться вопрос о получении лицензии. Представитель третьего лица Главного управления МВД России по Московской области против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил суду, что в соответствии с действующим законодательством материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета в соответствующем году. Для того, чтобы получить финансовое обеспечение мероприятий, направленных на устранение нарушений, о которых говорится в заявлении прокурора, начальник ОМВД России по г.о.Жуковский обращался с мотивированными заявками, которые рассматривались и находятся на рассмотрении в ЦАХТО ГУ МВД России по МО, и по мере поступления денежных средств затронутые прокурором вопросы решались и будут решаться в последующем. Таким образом, начальником ОМВД России по г.о.Жуковский принимались необходимые меры по устранению недостатков в деятельности ИВС, в настоящее время почти все указанные в заявлении прокурора недостатки устранены, в связи с чем в действиях начальника ОМВД России по г.о.Жуковский факт бездействия отсутствует. Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также гражданского дела 2-1520/11 по иску Дубинина О.Е. к Отделу МВД России по г.о.Жуковский, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные прокурором г.Жуковский требования удовлетворению не подлежащими. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» местами содержания казанных лиц являются изоляторы временного содержания. Согласно ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» содержащиеся в изоляторах лица имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. На основании ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» администрация ИВС обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания. Судом установлено, что * г. заместителем прокурора г.Жуковского в адрес начальника ОМВД России по г.о.Жуковский было направлено представление об устранении недостатков в материально-бытовом обеспечении лиц, содержащихся в ИВС, которые лишены прогулок, в камерах изолятора отсутствуют раковины для умывания, скамейки, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и т.п. (л.д.38-39). Поводом для направления представления послужили результаты проверки жалобы осужденного Дубинина О.Е., который содержался в ИВС в 2010 г. В Жуковском городском суде Московской области в 2011 г. было рассмотрено гражданское дело №2-1520/11 по иску Дубинина О.Г. о взыскании компенсации морального вреда; предметом спора также явились нарушения в деятельности ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский, выразившиеся в отсутствии прогулочного двора для содержащихся в изоляторе лиц, шкафов для хранения индивидуального имущества и продуктов в камерах. Решением от 26.12.2011 г. Жуковский городской суд Московской области удовлетворил иск Дубинина О.Г. в части и взыскал в его пользу с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в счет компенсации морального вреда * руб. * коп. (л.д.151-154 в деле №2-1520/11). 24.01.2012 г. прокурором г.Жуковского в адрес начальника ОМВД России по г.о.Жуковский направлено представление о нарушении прав лиц, содержащихся в ИВС, в части лишения их прогулок из-за отсутствия видеокамер в прогулочном дворе (л.д.40-41). 20.03.2012 г. прокурором г.Жуковского направлено представление в адрес начальника ОМВД России по г.о.Жуковский об устранений нарушений законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский в части отсутствия надлежащего медико-санитарного обеспечения и лицензии на осуществление медицинской деятельности (л.д.43-45). Указанные представления прокурора г.Жуковского были рассмотрены ОМВД России по г.о.Жуковский, о принятых мерах сообщено прокурору (л.д.42, 46-47). Как усматривается из материалов дела, ОМВД России по г.о.Жуковский входит в структуру органов внутренних дел, подчиняется ГУ МВД России по Московской области, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ОМВД России по г.о.Жуковский (л.д.15-26), утвержденным Приказом начальника ГУ ОМВД России по Московской области от 24.06.2011 г. №367 (л.д.8-14). Права, обязанности и полномочия начальника ОМВД России по г.о.Жуковский изложены в должностной инструкции, утвержденной начальником ГУ ОМВД России по Московской области от 24.06.2011 г. (л.д.27-37). В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Из объяснений представителя ОМВД России по г.о.Жуковский следует, что финансирование мероприятий по материально-техническому обеспечению отдела осуществляется на основание заявок руководства ОМВД России по г.о.Жуковский, которые направляются в порядке подчиненности руководителям соответствующих служб и ведомств ГУ МВД России по Московской области. За период, истекший со времени рассмотрения гражданского дела по иску Дубинина О.Г., а также с учетом представлений прокурора г.Жуковского, начальником ОМВД России по г.о.Жуковский Мосягиным О.А. были направлены заявки: * г. в адрес начальника отдела УООП и ОДСМ ГУ МВД России по МО (л.д.101), * г. в адрес начальника УМТ и ХО ГУ МВД России по МО (л.д.102) – об оснащении ИВС столами, скамейками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей, вешалками, полками радио-динамиками, урнами для мусора; * г. в адрес начальника ЦИТС и ЗИ ГУ МВД России по МО – о модернизации системы видеонаблюдения в ИВС (л.д.103). * г. был заключен договор между ОМВД России по г.о.Жуковский и ООО «*» о производстве ремонта ИВС (л.д.106-111), в соответствии с техническим заданием (л.д.112-126). Согласно акту приемки рабочей комиссией помещения ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский в ходе проведенного ремонта в изоляторе заменена вентиляционная система, установлена новая охранно-тревожная периметральная и пожарная сигнализация, заменены кафельное покрытие и сантехника в санузле для личного состава, выделен и отремонтирован кабинет для медработника, заменены двери, решетки; в камерах установлены новые стеклопакеты, столы со скамьями, оборудованы вешалки для верхней одежды, полки для средств гигиены, установлены умывальники, радиоточки, кнопки вызова дежурного по ИВС, заменено кафельное покрытие в санузлах камер, установлены дверцы приватности, стены оштукатурены под гладкую штукатурку и окрашены в светлые тона, пол застелен деревянным покрытием и окрашен краской (л.д.127-130). Данные обстоятельства подтверждаются также актом комиссионной проверки ИВС от * г. и представленными в материалы дела фотографиями (л.д.276, 277-281), которые подтверждают, что в камерах изолятора имеются кровати, столы со скамьями, прикроватные тумбочки для хранения индивидуальных принадлежностей, умывальники, вешалки для верхней одежды, полки для средств гигиены, кнопки вызова дежурного по ИВС. Для использования прогулочного двора по назначению, в соответствии с заявкой начальника ОМВД России по г.о.Жуковский, отделом * г. была получена система видеонаблюдения (л.д.135). В настоящее время по заявке начальника ОМВД России по г.о.Жуковский (л.д.165) двор для прогулок лиц, содержащихся в ИВС, оснащен видеокамерой, выведенной на монитор дежурного ИВС (л.д.276, 277, 278, 280). Для обеспечения ИВС необходимыми медикаментами, как пояснила представитель ОМВД России по г.о.Жуковский, в 2010-2011 гг. заключались договоры с ООО «*» и все необходимые медикаменты имелись; в 2012 г., в связи с переходом на обеспечение из федерального бюджета из-за отсутствия финансирования в начале года такие договоры не были заключены, однако руководством отдела направлялись заявки вышестоящему в порядке подчиненности руководству о выделении необходимого медицинского имущества и препаратов. Как усматривается из представленных в материалы дела документов, такие заявки были направлены начальником ОМВД России по г.о.Жуковский: * г. на имя начальника МСЧ МВД России по Московской области (л.д.138-139), * г. на имя начальника ЦАХТО ГУ МВД России по Московской области (л.д.143), * г. на имя начальника ЦАХТО ГУ МВД России по Московской области (л.д.144-150). * г. между ООО «*» и ОМВД России по г.о.Жуковский заключен договор на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, перечень которых приведен в приложении к договору (л.д.220-224). Приказом ГУ МВД России по Московской области №83 от 30.03.2012 г. в Положение об ОМВД России по г.о.Жуковский внесены изменения в разделе полномочий, согласно которым Отдел осуществляет в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами РФ, нормативно-правовыми актами МВД России медицинскую деятельность, в т.ч. по выполнению работ (услуг) по оказанию доврачебной и (или) врачебной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи). Для осуществления медицинской деятельности, согласно ст.12 п.46 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», необходимо получить лицензию. Согласно п.7 п.п. «г» Положения о лицензировании медицинской деятельности…, утвержденного постановлением Правительством РФ №291 от 16.04.2012 г., для получения лицензии необходимо, в том числе, наличие выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг) (л.д.282-290). Начальник ОМВД России по г.о.Жуковский обратился с заявлением на имя главного государственного санитарного врача МВД России по Московской области о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности – осуществление доврачебной медицинской помощи по лечебному делу (л.д.166), т.к. без указанного заключения лицензия не может быть получена. Как пояснила представитель ОМВД России по г.о.Жуковский, после получения санитарно-эпидемиологического заключения в установленном порядке будет решен вопрос о получении лицензии. Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что начальником ОМВД России по г.о.Жуковский Мосягиным О.А. принимались меры по устранению недостатков и нарушений в работе ИВС ОМВД России по г.о.Жуковский Мосягина О.А., указанных в представлениях прокурора г.Жуковского, в связи с чем, суд считает, что факт бездействия в работе начальника ОМВД России по г.о.Жуковского в части устранения нарушений в деятельности ИВС не нашел подтверждения. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Прокурора г.Жуковский в интересах неопределенного круга лиц об оспаривания бездействия начальника ОМВД России по г.о.Жуковский – отказать. На решение в течение 1 месяца может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Жуковский городской суд. Судья: