Дело №2—368-2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Жирятино,
Брянской области 23 декабря 2010 года.
Выгоничский районный суд с.Жирятино Брянской области
в составе:
председательствующего судьи – КузьбарьЕ.И.
при секретаре - Биндасовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Жирятинского района о частичном признании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы» в части противоречащим закону и недействующим пункта 20 Положения.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жирятинского района обратился в суд с заявлением о частичном признании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы» в части противоречащим закону и недействующим по тем основаниям, что п.20 данного Положения является незаконным.
В судебном заседании прокурор Жирятинского района Артамонов И.В. поддержал требования, изложенные в заявлении и пояснил, что п.20 Положения не соответствует нормам законодательства о муниципальной службе по следующим основаниям. В соответствии со ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст.13 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальной службе в <адрес>», согласно которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами <адрес>. Порядок установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы <адрес>, должности государственной гражданской службы <адрес> определен Положением, являющимся приложением 7 к <адрес> «О Государственной гражданской службе <адрес>». Пунктом 21 «Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы <адрес>, должности государственной гражданской службы <адрес>» определено, что размер пенсии пересчитывается на индекс потребительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год. Таким образом, для государственных служащих индексирование пенсии производится соответственно росту цен с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги (уровень инфляции).В нарушение положений законодательства о государственной и муниципальной службе пункт 20 районного Положения не соответствует нормам пункта 21 регионального Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы <адрес> должности государственной гражданской службы <адрес>. Вследствие этого нарушаются нормы ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «О муниципальной службе в Российской федерации» в части пенсионного обеспечения муниципальных служащих.В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления акта, противоречащим закону полностью или в части.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> Кесаревская Н.Н. по доверенности в судебном заседании не признала требования и пояснила, что не подлежит отмене пункт 20 Положения по следующим основаниям, так как пункт 20 Положения принимался из возможностей бюджета и руководствовался Совет возможностями бюджета. Также пояснила, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые –впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетный средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным и муниципальным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О). Учитывая совокупность норм п.3 ч.1 ст.17 и ст.42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к иным полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится правовое регулирование муниципальной службы, которое осуществляется законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». При этом п.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются актами органов местного самоуправления, то есть правое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения указанных категорий служащих полностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Согласно ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ. Действующий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О муниципальной службе в <адрес>» в ст.13 воспроизвел нормы ст.24 Федерального закона №№-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и не определили порядок индексации пенсии за счет средств местного бюджета. Таким образом, установление дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые исполняются указанными органами с учетом положений вышеуказанных законов субъектов РФ в части размера государственной пенсии муниципального служащего, т.е. максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ. Пенсии федеральных гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных ст. ст.14, 21 Федерального закона № №ФЗ, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих» (ст.25 Федерального закона № №-ФЗ). Согласно п.21 Приложения 7 к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О государственной гражданской службе в <адрес>» размер пенсии ежегодно, на основании соответствующего нормативного правового акта <адрес>, пересчитывается областным органом социальной защиты населения на индекс потребительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год на основании информации территориального органа государственной статистики по <адрес> и при условии включения необходимых средств в областной бюджет на соответствующий год. В данном нормативном акте не указано на его применение в отношении индексации пенсий и доплат муниципальным служащим как, например, п.3 ст.14 предусмотрено исчисление стажа муниципальной службы и зачет в него периодов работы осуществляется в соответствии с Положением об отдельных периодах работы (службы), включаемых в стаж муниципальной службы, и порядке исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него отдельных периодов трудовой деятельности (приложение 5 к вышеуказанному Закону). Таким образом, путем принятия оспариваемых норм пункта 20 Положения муниципальное образование реализовало свое право, предусмотренное статьями 31 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходывания средств своего бюджета и исполнения своих расходных средств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> Татькова Н.В. по доверенности в судебном заседании считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.251 ГПК РФ суд рассматривает дела о признании недействующими нормативно правовых актов полностью или частично.
Статьей 24 ФЗ « О муниципальной службе в РФ» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З « О муниципальной службе в <адрес>» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами <адрес>.
Судом установлено, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> « Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы» пункт 20 данного Положения излагается в следующей редакции. «Размер пенсии за выслугу лет ежегодно на основании распоряжения главы администрации района по форме 10 (приложение к настоящему Положению) пересчитывается на индекс повышения в централизованном порядке заработной платы муниципальных служащих за предшествующий год, но не выше индекса потребительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год на основании информации территориального органа государственной статистики по Брянской области и при условии включения необходимых средств в местный бюджет на соответствующий год. В случае представления документов, влияющих на размеры пенсии за выслугу лет производится перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии с учетом дополнительно представленных документов».
По пояснениям представителей заинтересованного лица <данные изъяты> Кесаревской Н.Н., Советом принимался пункт 20 Положения на основании исходя из возможностей местного бюджета, отсюда следует, что Совет не руководствовался нормативно-правовыми актами.
Пункт <данные изъяты> о внесении изменений в <данные изъяты> «О Государственной гражданской службе <данные изъяты>» об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Брянской области, должности государственной гражданской службы Брянской области изложен в следующей редакции. «Размер пенсии ежегодно, на основании соответствующего нормативного правового акта Губернатора Брянской области, пересчитывается областным органом социальной защиты населения на индекс потребительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год на основании информации территориального органа государственной статистики по Брянской области и при условии включения необходимых средств в областной бюджет на соответствующий год».
Следовательно п.20 Положения не соответствует нормативно-правовому акту субъекта РФ, то есть региональному законодательству, что нарушает права лиц на ежегодный перерасчет пенсии, на пенсионное обеспечение в части повышения пенсий.
Согласно ст.253 ГПК РФ, суд установив, что оспариваемый нормативно- правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно- правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
Следовательно, п.20 Положения суд признает недействующим с момента принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198,251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать пункт <данные изъяты> Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, утвержденного решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, недействующим со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дневного срока в кассационном порядке в Брянский областной суд.
Судья Е.И.КУЗЬБАРЬ.