По иску пркурора Жирятинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Морачевскому с/с о понуждении к принятию мер по установлению порядка захоронения погибших при Отечестве в Морачевском с/п.



Дело №2-244/2/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с.Жирятино 20 сентября 2011г.

Выгоничский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Семенова И.А., при секретаре Биндасовой Г.Р., с участием прокурора Жирятинского района Брянской области Артамонова И.В..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жирятинского района Брянской области, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Морачевскому сельскому Совету народных депутатов и Морачевской сельской администрации о понуждении к принятию мер по установлению порядка захоронения погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении и порядка выдачи разрешения на проведение поисковых работ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия выявлены нарушения закона, допущенные органами местного самоуправления Морачевского сельского поселения. Согласно п.13 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № (ред. От 03.05.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии со ст.8 Закона РФ от 14.01.1993 №1 (ред. от 23.07.2008г.) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы.

Согласно ст.9 Закона РФ от 14.01.1993 №1 (ред. от 23.07.2008г.) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а в части захоронения погибших – органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Статьей 2 Закона Брянской области от 08.11.2005 -З «О порядке проведения поисковой работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории <адрес>» определено, что поисковая работа на территории <адрес> организуется в соответствии с федеральным законом и проводится уполномоченными поисковыми общественными объединениями с разрешения органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. Порядок организации и проведения поисковой работы, включая требования по безопасности проведения поисковой работы, а также порядок выдачи органами местного самоуправления поисковым общественным объединениям разрешений на проведение поисковой работы на территории муниципальных образований и аннулирования таких разрешений, определяется положением о порядке организации и проведения поисковой работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории <адрес>, утверждаемым нормативным правовым актом <адрес> в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

В отсутствии нормативного правового регулирования указанного вопроса нормативным правовым актом губернатора <адрес> порядок выдачи органами местного самоуправления поисковым общественным объединениям разрешений на проведение поисковой работы на территории муниципальных образований определяется органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения поселений, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, представленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В ходе проверки установлено, что нормативные правовые акты в сфере охраны объектов культурного значения, а именно, определяющие порядок захоронения погибших при защите Отечества, а также порядок выдачи разрешений на проведение поисковых работ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества на территории сельского поселения в Морачевском сельском поселении не принимались.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 25.06.2002 № (ред. от 30.11.2010г., с изм. от 13.12.2010г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Отсутствие установленного порядка захоронения погибших при защите Отечества в Морачевскоом сельском поселении, а также порядка выдачи разрешений на проведение поисковых работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении нарушает права неопределенного круга лиц на увековечение памяти погибших при защите Отечества и обеспечение сохранности воинских захоронений погибших при защите Отечества как объектов культурного наследия.

В связи с данными обстоятельствами, а также руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.12 ГК РФ, ст.22, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор просит:

-признать незаконным бездействие ответчиков по установлению порядка захоронения погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении, а также порядка выдачи разрешений на проведение поисковых работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении;

-обязать ответчиков разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок захоронения погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении, а также порядок выдачи разрешений на проведение поисковых работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении.

В судебном заседании представители истца – прокурор <адрес> Артамонов И.В.., исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Морачевской сельской администрации, представитель ответчика Морачевского сельского Совета народных депутатов в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Морачевской сельской администрации, представителя Морачевского сельского Совета народных депутатов.

Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как видно из иска, требования прокурора направлены на оспаривание бездействия органов местного самоуправления в лице Совета народных депутатов сельского поселения и сельской администрации, не принимающих никаких нормативных правовых актов по установлению порядка захоронения погибших при защите Отечества, а также порядка выдачи разрешений на проведение поисковых работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в Морачевском сельском поселении.

Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органам местного самоуправления предоставлено право принимать, муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Данный вывод подтверждается также положениями гл.24 ГПК РФ, из которых следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правой акт.

На этом основании можно сделать вывод о том, что прокурору должно быть отказано в принятии заявления в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления в лице сельского Совета народных депутатов и сельской администрации, не принимающих никаких нормативных актов, определяющих порядок захоронения погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении, а также порядок выдачи разрешений на проведение поисковых работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении, на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, поскольку такое требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Данный вывод содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.

В соответствии с абз. 2 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Таким образом, производство по гражданскому делу прокурора <адрес>, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления в лице Совета народных депутатов сельского поселения и сельской администрации, не принимающих никаких нормативных правовых актов по установлению порядка захоронения погибших при защите Отечества, а также порядка выдачи разрешений на проведение поисковых работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в Морачевском сельском поселении, подлежит прекращении на основании ст.220 абз.2 ГПК РФ, так как требования, заявленные прокурором, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Судом разъяснены сторонам положения ст.221 ГПК РФ о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.134, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по гражданскому дело по иску прокурора Жирятинского района Брянской области, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Морачевскому сельскому Совету народных депутатов и Морачевской сельской администрации о понуждении к принятию мер по установлению порядка захоронения погибших при защите Отечества в Морачевском сельском поселении и порядка выдачи разрешения на проведение поисковых работ, прекратить по тому основанию, что требования, заявленные прокурором, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Определение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья И.А. Семенов