иск Стегалиной Л.Г. о разделе наследственного имущества



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2010 года г. Жигулевск

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Никонова Л.Ф.,

с участием сторон: Стегалиной Л.Г., ее представителя - Пестряковой И.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Сухаревой Н.Г. – Чебурахиной Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Кошеровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Стегалиной Л.Г. к Сухаревой Н.Г. и администрации г.о. Жигулевск о разделе наследственного имущества и признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, а также по аналогичному встречному иску Сухаревой Н.Г. к Стегалиной Л.Г. и администрации г.о. Жигулевск,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Стегалина Л.Г. обратилась в суд с иском, предъявленным к Сухаревой Н.Г., требуя признать за ней право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1 на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 6-7).

Определением суда от 18 октября 2010 года по ходатайству представителя первоначального истца к участию в деле по данному иску в качестве соответчика привлечена администрация г.о. Жигулевск. Кроме того, этим же определением к рассмотрению принят встречный иск Сухаревой Н.Г. к Стегалиной Л.Г. и администрации г.о. Жигулевск, содержащий требования о признании в порядке наследования права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, также входящие в состав наследства ФИО1 (л.д. 99).

В настоящем судебном заседании представитель истицы по первоначальному иску Пестрякова И.Б. заявленные требования поддержала, также дополнила их требованиями о разделе наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО7, в виде двух земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, и просила с отступлением причитающихся сторонам долей в праве на наследство при разделе выделить в собственость Стегалиной Л.Г. земельный участок по адресу: <адрес>, а в собственность Сухаревой Н.Г.- земельный участок по адресу: <адрес>.

Истица по первоначальному иску Стегалина Л.Г. свои требования также поддержала, одновременно признала встречный иск, предъявленный Сухаревой Н.Г., пояснив, что ФИО1 ее мама, она умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти наследство приняли она и ее сестра - Сухарева Н.Г., внук от третьей сестры, умершей ранее матери - Кудрявцев А.А. отказался от наследства в пользу Сухаревой Н.Г. Матери при жизни принадлежали два земельных участка, расположенные по адресам: <адрес>. С сестрой Сухаревой Н.Г. достигнуто соглашение о разделе этих земельных участков. Просит выделить ей земельный участок по адресу: <адрес>, а за сестрой Сухаревой Н.Г. признать право на земельный участок по адресу: <адрес>. Дом, расположенный на земельном участке, на который претендует она, мама приобрела в порядке наследования после смерти отца. Дом был реконструирован при жизни матери без получения необходимых разрешений. Представляет суду техническое и градостроительное заключения, согласно которым работы в доме проведены без каких-либо нарушений. Просит признать за ней право собственности на самовольно реконструированный жилой дом.

Представитель ответчицы Сухаревой Н.Г. по первоначальному иску – Чебурахина Е.А. требования своей доверительницы поддержала, исковые требования Стегалиной Л.Г. признала в полном объеме. Также сообщила, что на земельном участке № по <адрес>, на который при разделе наследства претендует Сухарева Н.Г., также расположен самовольно реконструированный при жизни матери сторон жилой дом, на который ее доверительница просит признать право собственности в порядке ст. 222 ГК РФ.

Представитель администрации г.о. Жигулевск - в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие ( л.д. 115, 116).

Третье лицо - Синченкова О.М. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия (л.д. 119).

Последствия признания иска ответчиками сторонам разъяснены.

Признание иска ответчиками в части раздела наследственного имущества в виде земельным участков судом принимается, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц. При принятии признания иска судом учитывалось следующее.

Из ответа нотариуса <адрес> ФИО10 на запрос суда усматривается, что после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело по заявлению дочерей - Сухаревой Н.Г. и Стегалиной Л.Г. От внука наследодателя – Кудрявцева А.А. поступило заявление об отказе от наследства по всем основаниям (по закону и по завещанию) в пользу Сухаревой Н.Г. Выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады. Свидетельство о праве на наследство на земельный участок № по <адрес> не выдавалось (л.д. 40). Предоставленными суду копиями свидетельство о государственной регистрации права, выписок из ЕГРП и кадастровых паспортов подтверждается, что спорные земельные участки принадлежали наследодателю к моменту смерти на праве собственности (л.д.10-12, 34, 72,94, 106).

Отступление от причитающихся сторонам долей в праве на наследство по закону не может являться препятствием к принятию признания исков друг друга сторонами, поскольку в силу ст. 1165 ГК РФ, наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними, несоответствие раздела наследства, осуществленного наследниками в заключенном ими соглашении, причитающимся наследникам долям, указанным в свидетельстве о праве на наследство, не может повлечь за собой отказ в государственной регистрации их прав на недвижимое имущество, полученное в результате раздела наследства.

Таким образом, суд, принимая признание иска ответчиками, считает возможным разделить наследство в виде земельных участков и выделить в собственность Стегалиной Л.Г. участок № по <адрес>, а в собственность Сухаревой Н.Г. – участок № по <адрес>.

Разрешая требования о признании за сторонами права собственности на самовольно реконструированные жилые дома, расположенные на выделяемых в их собственность земельных участках, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ, строение является самовольной постройкой, если создано на не отведенном для этих целей в установленном порядке земельном участке, без получения соответствующих разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ( п. 27) разъяснено, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.

Из представленной суду копии свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за № нотариусом <адрес> ФИО11, подтверждается, что жилой дом полезной площадью 62,9 кв.м, жилой площадью 43, 6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал наследодателю ФИО1 по праву собственности (л.д. 9).

Из копии имеющегося в материалах дела технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ видно, что на настоящий момент общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, составляет 96,2 кв.м., жилая – 43,6 кв.м, площадь изменена в результате возведения пристроев лит. А2, лит. а (л.д. 15-24).

Из представленного заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации г.о. Жигулевск усматривается, что при возведении жилого <адрес> не были выдержаны установленные п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» разрывы до соседнего участка № по <адрес> (л.д. 105).

Предоставленным суду заключением по результатам обследования указанного объекта недвижимости, составленным ООО «<адрес>», подтверждается, что произведенная реконструкция не противоречит требованиям СНиП № «Дома жилые одноквартирные», не ухудшает надежность и устойчивость здания в целом, жилой дом не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью (л.д. 25-33).

Согласно копии договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ по реестру за №, наследодателю ФИО1 принадлежало имущество в виде жилого дома полезной площадью 96 кв.м, жилой площадью 57,3 кв.м и прилегающего земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, права зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 71).

Из копии имеющегося в материалах дела технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ видно, что на настоящий момент общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> составляет 290,7 кв.м., жилая – 142,2 кв.м, площадь изменена в результате возведения мансарды и пристроев лит. А1, А2 (л.д. 74-84).

Согласно представленному заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации г.о. Жигулевск, строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, велось без нарушения градостроительных норм (л.д. 107).

Предоставленным суду заключением по результатам обследования указанного объекта недвижимости, составленным ООО «<адрес>», подтверждается, что произведенная реконструкция не противоречит требованиям СНиП № «Дома жилые одноквартирные», не ухудшает надежность и устойчивость здания в целом, жилой дом не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью (л.д. 85-93).

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым заявленные требования в части признания права собственности на самовольно реконструированные жилые дома в порядке ч. 3 ч. 2 ст. 1 ГК РФ, расценивается как свободное изъявление данного лица при установлении своих прав и обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Стегалиной Л.Г. и Сухаревой Н.Г. удовлетворить.

Разделить между Стегалиной Л.Г. и Сухаревой Н.Г. наследство, открывшееся после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде земельных участков № по <адрес> № по <адрес>:

- передать в собственность Стегалиной Л.Г. земельный участок площадью 522 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>,

- передать в собственность Сухаревой Н.Г. земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Признать за Стегалиной Л.Г. право собственности на жилой дом общей площадью 96,2 кв.м., жилой площадью 43,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Признать за Сухаревой Н.Г. право собственности на жилой дом общей площадью 290,7 кв.м., жилой площадью 142,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Жигулевский городской суд.

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2010 г.

Судья Жигулевского городского суда: Л.Ф. Никонова